© Илья Кабаков. «Вшкафусидящий Примаков», 1972. Государственная Третьяковская галерея

Искусство

Главное о выставке «Ненавсегда. 1968—1985» в Новой Третьяковке

Смотрите офлайн с 7 июля

«То время хоть и было временем лагеря и казармы, было более вегетарианским по сравнению с сегодняшним наступлением на свободы. Была Пустота с большой буквы, была молодость (что тут, конечно, главное), были Большие Смыслы — эстетические прежде всего, мощный и большой круг общения», — такой эпоха советского застоя, которой посвящена долгожданная выставка Новой Третьяковки «Ненавсегда. 19681985», предстает в воспоминаниях художника Андрея Монастырского. Экспозиция открывается уже 7 июля — вскоре после выхода Третьяковской галереи из карантина — и продлится до 11 октября. Приобрести билет с обозначенным временем входа нужно заранее на сайте музея.

Татьяна Федорова. «Венеция», 1983. Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Ненавсегда» продолжает многолетнюю трилогию о послевоенном советском искусстве, начатую Третьяковкой с «Оттепели» в 2017 году. В отличие от предыдущей эпохи, в этой кураторов выставки Кирилла Светлякова, Анастасию Курляндцеву и Юлию Воротынцеву интересовали не столько стилистические течения, сколько двойственность культуры и жизни того времени. Поэтому экспозиция построена по принципу «действия» и «противодействия», где первым стала главенствующая идеология, а ее противоположностью — различные пути бегства от этой реальности. 

Камиль Муллашев. «Юность. Часть II», 1978. Из серии «Земля и время. Казахстан». Государственная Третьяковская галерея 

Среди таких путей — «Деревня», «Детство», «Сообщества», «Религиозный мистицизм», «Исчезновение» и другие модели эскапизма, со многими из которых легко провести параллель, осмысляя опыт недавней самоизоляции. Работы культовых фигур московской концептуальной школы, среди которых Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Юрий Альберт, Андрей Монастырский, Никита Алексеев, Ирина Нахова и другие художники — внушительная часть проводников во времени наряду с искусством соцреализма.

Дмитрий Жилинский. «Воскресный день», 1973. Государственная Третьяковская галерея

Перед визитом ознакомьтесь не только с новыми санитарными требованиями, но и с образовательной программой о культуре «безвременья», которую команда Третьяковской галереи запустила заранее. В нее вошли образовательный курс на платформе «Лаврус» (где среди прочего можно найти и словарь особых терминов того периода), инстаграм выставки, трансляции дискуссий из цикла «Метанарративы», а также альбом «Это было навсегда. 1968—1985» с подробной исторической хроникой и искусствоведческими текстами. 

Виктор Пивоваров. «Московская вечеринка», 1971. Государственная Третьяковская галерея

Группа «Гнездо». «Железный занавес», 1976. Государственная Третьяковская галерея