lifestyle

Как финский дизайн изменил наше представление о комфорте

Большие достижения в области архитектуры и дизайна маленькой скандинавской страны

4 июня в рамках Beat Film Festival состоялась российская премьера документального фильма Вирпи Суутари «Аалто». Лента посвящена Алвару и Айно Аалто, великим финским архитекторам и дизайнерам мебели XX века, которые были не только супругами, но и профессиональными партнерами. Vogue посмотрел фильм и решил вспомнить о том, насколько прогрессивными были идеи и решения знаменитых финнов, которые остаются актуальными и сегодня.

«Люди — часть природы, как сосны или березы», — говорил Аалто в одном из своих интервью. Для современных городских жителей, мыслящих в категориях «эко» и «био» и мечтающих вырваться из душного офиса, чтобы послушать пение птиц или встретить закат на берегу озера, эта идея кажется очень романтичной. Но когда Алвар это говорил, весь мир сходил с ума от недавно построенных в Нью-Йорке небоскребов, а самыми технологически продвинутыми материалами считались бетон, стекло и сталь. В этой гонке за прогрессом Аалто оставался верен своему единственному идеалу — природе. И не прогадал.

Он был абсолютным трендсеттером своего времени. При этом Аалто не ставил перед собой цель радикально изменить облик мира — как, например, его современники из Баухауса или французский модернист Ле Корбюзье. Отправной точкой в проектировании архитектуры и предметов интерьера для Аалто был человек. Алвар одним из первых внес в концепцию оформления пространства биодинамические структуры: архитектура должна быть настолько умно организована, чтобы все время подсказывать человеку — исходя из его естественных паттернов поведения — направление движений внутри здания. По задумке Аалто, люди должны были ощущать себя в здании так же органично, как на природе. Тактильное восприятие материалов для Алвара тоже было важно, поэтому чаще всего в своих работах он использовал дерево. В изготовлении деревянной мебели применялась принципиально новая технология — так называемая гнутая фанера. Это позволяло придавать мебели плавные изгибы, удобные для подвижного человеческого тела. Возможно, вы читаете этот материал, сидя на симпатичной и очень функциональной табуретке из Ikea, сделанной как раз по такой технологии. Так вот, ее официальное название — Stool 60, разработана эта модель была именно Алваром Аалто аж в 1933 году (есть только одно маленькое отличие: у оригинальной табуретки, по замыслу Аалто, было три ножки, а не четыре, как у той, что из Ikea). И эта незамысловатая вещица в вашей квартире, между прочим, культовый дизайн-объект XX века.

Для Аалто в интерьере было важно все — даже качества световой и звуковой среды. А что такое звук? Это волны. Значит, полагал Алвар, пространство должно быть максимально адаптировано к восприятию звуковых потоков и вибраций. Так родился волнообразный потолок лекционного зала библиотеки в Выборге (когда-то этот город принадлежал Финляндии и назывался Виипури), которую финский архитектор спроектировал в 1933–1935 годах. Благодаря такому архитектурному решению звук в комнате распределяется равномерно — вне зависимости от того, где находится человек, ему хорошо слышно говорящего. Еще один пример работы с пространством — круглые люки в крыше той же библиотеки, через которые дневной свет проникает в читальный зал, слегка согревая деревянные поверхности и мягко рассеиваясь внутри помещения.

Библиотека в Выборге, Алвар Аалто

© Shutterstock

Библиотека в Выборге, Алвар Аалто

© Shutterstock

Сегодня такой уютный скандинавский дизайн всеми любим, но он нас не удивляет. Мы привыкли к этим стандартам комфорта. Но в те годы для общества, охваченного футуристическими мечтами о городах с железобетонными высотками, дизайн Аалто казался необычайно гуманным, излучающим любовь к человеку. Он пленил не только скандинавскую публику, но и весь мир. Работы архитектора, представленные в 1938 году на выставке в Музее современного искусства (МоМА), и сооруженный по его проекту павильон «Финляндия» на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке произвели настоящий вау-эффект.

Финляндия тогда находилась не в самом выгодном финансовом положении, поэтому на нью-йоркской выставке смогла арендовать очень небольшую площадку для своей экспозиции. Аалто придумал не только предельно эргономичный дизайн для павильона, но и смог передать через его плавные формы поэтику родной природы. Своим проектом он показал, что рукотворная архитектура все же может быть частью природного ландшафта, но для этого она должна органично в него вписываться. Финляндия — страна болотистых почв, лесов и бесконечных поворотов, там невозможно найти прямые дороги. Для человека, который путешествует по этой стране, естественно все время куда-то поворачивать. Поэтому и в павильоне, представляющем эту страну, не могло быть угловатого геометризма форм. И влияние Аалто оказалось так велико, что даже американский дизайн — самый популярный в середине XX века — поддался очарованию финского мироощущения.

Но в чем же заключается тот самый финский взгляд на вещи? Если вкратце, главный девиз для финнов — back to nature. Финны смотрят на озера своей страны с высоты птичьего полета, и очертания береговой линии воплощаются в асимметричной форме предметов дизайна. Посмотрите на знаменитую савойскую вазу Алвара и Айно Аалто, и вы поймете все сами. А разве не прекрасны расходящиеся круги на воде, которые так завораживали нас в детстве? Айно Аалто считала: безусловно, прекрасны. Поэтому в 1932 году она создала набор стеклянной посуды с лаконичным декором в виде концентрических линий.

Еще вопрос: вы когда-нибудь всматривались в фактуру льда, в пузырьки воздуха, которые образовываются в нем в процессе замерзания воды? Финские дизайнеры и этим вдохновились. Органика льда нашла свое отражение в стеклянных скульптурах и вазах Тимо Сарпаневы, а также в серии стеклянной посуды Ultima Thule Тапио Вирккалы (только представьте, насколько эстетично будет выглядеть любое блюдо в таком ледяном обрамлении).

Стеклянная скульптура Тимо Сарпаневы, 1953; коллекция стеклянной посуды Айно Аалто, 1932

Финнов интересовали и тектонические свойства природных объектов. Как найти идеальное воплощение баланса? Поиски не займут много времени — достаточно посмотреть на тонкий стебель цветка, который поддерживает объемный бутон. А теперь взгляните на кресло «Тюльпан» Ээро Сааринена, американского дизайнера финского происхождения. Эта изящная простота и ясность, доставляющая визуальное удовольствие, не требует лишних объяснений.

История циклична. Все то, что финны еще в XX веке научились видеть и ценить в повседневном окружении — баланс, гармонию, естественную красоту, — в силу обстоятельств, пережитых во время пандемии, вновь стало желанным для нас сегодня. Возможно, нам не стоит все время пытаться заново изобрести этот мир — надо просто принять тот факт, что природа с ее лесами, озерами и тюльпанами — это и есть наш самый красивый и уютный дом.