© Алексей Исупов. «Старший брат. (Три лица. Узбеки)», 1921. Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров

Афиша

Какими выставками «Гараж» начинает 2020 год и почему это нужно увидеть

От «Секретиков» и проекта о «сверхчувственном» познании до модных «прохожих»

31 января музей «Гараж» открывает сразу три долгосрочных проекта года: выставки «Мы храним наши белые сны». Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» и «Прохожий» Atelier E.B, а также инсталляцию «Упражнения на конструкцию. Сгибание» Моники Сосновской. Все это дополнит декабрьские «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985» и будет доступно до мая. Рассказываем, каким будет этот выставочный сезон и чего ждать после.

Тайные знания, эзотерика, советский Восток

31 января — 10 мая, «Мы храним наши белые сны». Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969»

Команда «Гаража» вместе с самаркандским художественным критиком Алексеем Улько и художницей Александрой Сухаревой два года исследовала закрытые сообщества, мистические практики, носителей «тайного знания» (которые зачастую становились жертвами советского террора), — и делится результатами в новой выставке «Мы храним наши белые сны». Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969». В название вынесена строчка из стихотворения Андрея Белого: поэт увлекался мистическими учениями и был верным последователем Рудольфа Штайнера, основателя антропософии. Оба, наряду со многими художниками прошлого века и настоящего времени, фигурируют среди участников выставки.

Все эзотерическое, фантазийное и сверхчувственное кураторы Екатерина Иноземцева и Андрей Мизиано подчинили зацикленной выставочной структуре — ее в «Гараже» описывают как «расцвет–изгнание». Дореволюционная эпоха, богатая на тайное и мистическое, ссылки и расстрелы 1930–1940-х, духовное возрождение на советском Востоке, в Центральной Азии в 1920-х, последовавшие там же аресты и «тишайшая» художественная деятельность после них — изучить все это можно по 150 работам разных лет. В том числе и по искусству самой Александры Сухаревой — как подчеркивают в «Гараже», художница ни с кем не вступает в диалог, но актуализирует эзотерический опыт в музее вообще.

Виктор Черноволенко. «Отшельники», 1965. Предоставлено семьей Арендт

Мода, потребители и манекены

31 января — 10 мая, Atelier E.B «Прохожий»

Художница Люси Маккензи и дизайнер Бека Липскомб, основатели бренда Atelier E.B (Ателье «Эдинбург–Брюссель»), работают на границе модного и музейного, выпускают собственные коллекции (но вне модной системы) и активно сотрудничают с другими художниками в своих проектах. В проекте, который с 31 января будет представлен в «Гараже», Маккензи и Липскомб подчеркивают: потребители моды — не только покупатели, но и «прохожие». А именно те, кто разглядывает витрины магазинов, следит за коллекциями через журналы, книги, выставки, интернет. В числе приглашенных Atelier E.B художников значатся Тауба Ауэрбах, Анна Блессман, Стефф Норвуд, Элизабет Рэдклифф, Берни Рид и Маркус Зельг, все переосмысляют образ современного манекена.

Маркус Зельг. «Фрактальная пропасть (Падение)», 2009/2018. Анна Блессман. «Две части плюс одна», 2018. Выставка Atelier E.B «Прохожий» в Lafayette Anticipations, Париж, 2018

© Pierre Antoine

До Москвы выставку «Прохожий» показывали в лондонской галерее «Серпентайн» в Лондоне и в Lafayette Anticipations в Париже, но с каждой площадкой проект изменяется — и встраивается в местный контекст. В «Гараже» Липскомб и Маккензи развернулись до небывалых для себя масштабов и досконально изучили, как мода и выставочные технологии функционировали в СССР, отражались на потребителях, что в западный дизайн привнесли выходцы из России и какие трансформации у нас претерпели типичные стратегии капитализма.

Atelier E.B заглядывают не только в прошлое, но и в будущее, думая о распространении и показе одежды в цифровую эпоху — знакомьтесь с разработанным ими приложением. Зрителям тоже предстоит стать «прохожими» — для этого перемещайтесь по выстроенному в музее «гибридному сновидческому ландшафту».

Люси Маккензи и Маркус Прошек. «Лакуна (Брюссель/Рим)», 2018. Выставка Atelier E.B «Прохожий» в галерее «Серпентайн», Лондон, 2019

© Фото: Томас Райдин

Парафраз Шуховской башни

31 января — 19 мая, «Упражнения на конструкцию. Сгибание»

Польская художница Моника Сосновская многие годы «ломает» архитектуру как языковую систему — изымает материалы, формы, конструкции из контекста, физически деформирует их. Став героиней серии Garage Atrium Commission, Моника тот же метод применила к символу советского конструктивизма — многосекционной сетчато-гиперболоидной башне. Из всей архитектуры 1920–1930-х Сосновскую больше всего привлекли соответствующие конструкции Владимира Шухова, их инженерная виртуозность и визуальная простота. Решившись на парафраз («согнуть гиперболоид — задача из области инженерной фантастики, сообщает «Гараж»), Моника получила 24-метровую инсталляцию весом семь тонн — смотрите в Атриуме музея с конца января.

Моника Сосновская. «Лестница», 2010. Выставка в Музее современного искусства, Порту

© Фото: Филипе Брага, фонд «Серралвеш»

Что дальше?

Главный план на лето — 2-я Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» (кураторы: Валентин Дьяконов и Анастасия Митюшина), ироничный анализ отечественной арт-среды, действующих в ней отношений, текущей ситуации вообще. Участники первой Триеннале, состоявшейся в «Гараже» 2017-м, выдвигают своих кандидатов на вторую — но только при двух условиях, нужно открыто говорить об отношениях с рекомендуемым (учитель/ученик, родитель/ребенок и т.д.) и помочь ему в реализации работы.

Триеннале российского современного искусства, Музей «Гараж», 2017

Вместе с Триеннале 12 июня в «Гараже» откроется проект казахского художника Ербосына Мельдибекова «Трансформер», исследующего историю одного сквера в Ташкенте (сквер менялся шесть раз, памятник в нем — восемь), а также инсталляция Томаса Сарасено. Этот аргентинский художник сменит в Атриуме Монику Сосновскую и покажет парящую в воздухе зеркальную сферу, созданную специально для «Гаража».

Сарасено, недавно участвовавший в выставке «Экология как новая политика» со своей работой из паутины, не меньше увлечен проектированием утопических воздухоплавательных аппаратов. Художник убежден, что воздушное пространство может стать новой средой обитания человека будущего, но переселяться туда нужно без помощи ископаемого топлива.

Томас Сарасено. «Аэродинамическое воображаемое», 2018. Выставка Томаса Сарасено ON AIR в Пале де Токио, Париж, 2018

© © Photography by Studio Tomás Saraceno,2018