© Китти Грин и Джулия Гарнер

Lifestyle

Киноиндустрия в эпоху #MeToo

Как режиссеры перестали бояться говорить на тему харрасмента и чьи работы стоит посмотреть в первую очередь

С 2017 года, когда разоблачение Харви Вайнштейна потрясло Голливуд и весь мир, киноиндустрия задается вопросом: каким станет кинематограф под влиянием движения #MeToo? Этой весной, спустя два с половиной года, бывший магнат был признан виновным и получил 23 года тюремного заключения. 

За последний год вышло сразу несколько лент, так или иначе связанных с движениями #MeToo и Time’s Up. Некоторые, например документальный фильм «Быть Харви Вайнштейном» Урсулы Макфарлейн, фокусируются на истории продюсера. Другие же исследуют более широкий спектр тем: от этики поведения на рабочем месте до расширения прав и возможностей женщин. Взять хотя бы фильм «Скандал» Джея Роуча — в сюжете легко проследить параллель между Вайнштейном и генеральным директором Fox News Роджером Айлзом, которому в 2016 году пришлось уйти в отставку из-за обвинений в сексуальных домогательствах. Еще один пример — триллер «Человек-невидимка». Через призму научной фантастики режиссер Ли Уоннелл размышляет о том, как годы эмоционального абьюза могут сказываться на сознании жертвы.

Кадр из фильма  «Скандал»

Однако самые убедительные работы, прямо или косвенно раскрывающие эту непростую тему, созданы самими женщинами. Мы составили небольшой список самых ожидаемых премьер этого года: четыре трогательные драмы о разрушающей силе абьюза, скрытых психологических травмах и борьбе за равноправие.

«Ассистентка»

Главная героиня четвертого фильма режиссера Китти Грин — молодая девушка, которая работает в одной нью-йоркской кинокомпании. Джейн (Джулия Гарнер) — недавняя выпускница колледжа, мечтающая стать продюсером. Она скромно и покладисто выполняет все поручения: наводит чистоту в офисе, организует встречи и отвечает на телефонные звонки, адресованные ее боссу — киномагнату, чье имя остается в тайне. Он вспыльчив и не пренебрегает словесными оскорблениями. В какой-то момент Джейн замечает, что шеф регулярно встречается с молоденькими девушками, и начинает подозревать неладное. Когда она обращается за помощью в отдел кадров, ей советуют не вмешиваться. Так авторы фильма напоминают нам о том, что в случаях сексуального домогательства на рабочих местах виноваты не столько люди, сколько вся корпоративная система, в которой они вынуждены существовать.

Кадр из фильма «Ассистентка»

«Девушка, подающая надежды»

Месть в эпоху #MeToo — примерно так можно описать дебютную полнометражную работу Эмиральд Феннел в качестве режиссера. К слову, в индустрии Феннел далеко не первый год: она была шоураннером второго сезона «Убивая Еву» и сыграла молодую Камиллу Шанд в сериале «Корона» на Netflix. В ее собственном фильме главная роль досталась Кэри Маллиган. Кэсси — бывшая студентка медицинского колледжа, которая бросила учебу из-за того, что ее изнасиловал друг детства. Чтобы оправиться от психологической травмы, Кэсси придумала себе развлечение: каждую неделю она приходит в бар, притворяется пьяной и ждет, пока какой-нибудь парень не предложит вместе поехать к ней домой. Когда «подопытный» пытается воспользоваться положением, чтобы заняться с ней сексом, Кэсси ясно дает понять, что он совершил серьезную ошибку. Примечательно, что при всей своей серьезности фильм не раз дает повод от души посмеяться.

Кадр из фильма «Девушка, подающая надежды»

«Амулет»

Этот леденящий кровь триллер актрисы, а теперь и режиссера Ромолы Гарай наглядно показывает, насколько опасной может быть женщина в гневе. В центре повествования — бездомный солдат Томаз (Алек Секаряну), которому предлагают кров таинственная девушка (Карла Юри) и ее мать (Ана Руддин). Последняя никогда не спускается с верхнего этажа дома, и Томаз подозревает, что она бьет свою дочь — в нее главный герой, естественно, влюбляется. 

Кадр из фильма «Амулет»

«Никогда, редко, иногда, всегда»

Драма Элизы Хиттман рассказывает историю девушки-тинейджера Отом (Сидни Фланиган), которая отправляется из сельской Пенсильвании прямиком в Нью-Йорк, чтобы сделать аборт. Ее сопровождает двоюродная сестра Скайлар (Талия Райдер): их план — найти клинику, где для избавления от нежелательной беременности не требуется разрешение от родителей. Название фильма раскрывается в одной из сцен, когда врач-консультант просит Отом заполнить анкету о ее сексуальной жизни. С помощью этих четырех слов она делится секретами своего прошлого, в котором было место насилию.

Кадр из фильма «Никогда, редко, иногда, всегда»