Image may contain: Human, Person, Face, Clothing, and Apparel

© Ксавье Долан. Фото: Shayne Laverdière

Lifestyle

«Квир-герои на экране развиваются, им достаются счастье, успех, признание, а не одни тумаки с насмешками», — Ксавье Долан о современном кинематографе

Авангардная драма Долана «Матиас и Максим» теперь доступна к просмотру на Mubi. По такому случаю мы встретились с режиссером и актером, чтобы поговорить о фильме и планах на будущее

Хотя Ксавье Долана и называют вундеркиндом артхауса и enfant terrible мирового кино, взлет его карьеры трудно сравнить со стремительным полетом в стратосферу. Долан родился в Монреале, в кинематограф в качестве актера попал еще ребенком, а шуму наделал только в 20 лет с дерзким режиссерским дебютом «Я убил свою маму» (2009). После каннской премьеры зрители аплодировали стоя, фильм тогда получил три награды, остальное — история.

Сегодня Ксавье 31. В его портфолио восемь художественных лент (где он и сценарист, и режиссер), три премии «Сезар», специальный приз жюри и Гран-при Канн (за «Мамочку», 2014, и «Это всего лишь конец света», 2016, соответственно). Не говоря уже о мировом признании, которое снискал блестяще срежиссированный Доланом черно-белый клип певицы Адель на песню Hello (2015).

Картина «Матиас и Максим» — последний проект Ксавье (актерский и режиссерский) по праву можно считать одним из лучших: тонкая, поражающая воображение любовная история, которую снимали в Квебеке, неподалеку от родины автора. Среди исполнителей ключевых ролей — его близкие друзья. В центре сюжета — компания беспечных молодых ребят, они тусуются в доме у озера. Все меняется, когда надоедливая младшая сестра (Камилль Фелтон) гостеприимного хозяина просит помочь ей со студенческой короткометражкой. Сыграть в ней она приглашает двух лучших друзей — Матиаса (горячего парня в исполнении Габриэля Д'Альмейды Фрейтаса) и Максима (ранимого и наивного Долана), напрочь позабыв сообщить им, что одна из сцен предполагает поцелуй. Этот самый поцелуй моментально переворачивает все с ног на голову. Парни начинают сомневаться в своей ориентации, дружить как прежде становится затруднительно.

Грозную мать Максима сыграла Энн Дорваль, давняя любимица Долана. Еще один важный персонаж — токсичный корпоративный клерк в исполнении Харриса Дикинсона (его звезда зажглась после фильма Элизы Хиттман «Пляжные крысы»), взявшийся опекать Матиаса.

Мы встретились с режиссером, чтобы осудить работу над «Матиасом и Максимом», а также разузнать его планы на будущее.

Что вдохновило вас на эту красивую историю о любви и дружбе двух молодых людей?

Дело было в 2017-м, мы с друзьями отдыхали за городом. С одной стороны, я тогда ощутил потребность отдать дань им — людям, благодаря которым в свои почти 30 лет я чувствую себя защищенным и твердо стою на ногах. Во-вторых, мне захотелось снять что-то о любви. Я только-только посмотрел «Зови меня своим именем» (2017), «Божью землю» (2017) и «Пляжных крыс» (2017) — все скопом. «Матиаса и Максима» начал писать в Атланте, во время съемок в «Стертой личности» (2018). Думаю, те фильмы напомнили мне, как страстно я люблю романтику, вернее сказать, гей-романтику. Вдруг захотел и сам что-то такое рассказать. 

Кадр из фильма «Матиас и Максим»

Правда ли, что мы сейчас переживаем расцвет вдумчивых и сложных фильмов об однополой любви?

Квир-фильмы моей юности — это «Горбатая гора» (2005), «Загадочная кожа» (2004) и «Счастливы вместе» (1997). Не самые веселые, знаете ли. В подростковом возрасте мне нравилось ассоциировать себя с квир-персонажами, к тому же я ценю художественные качества этих картин, но трагические судьбы персонажей вечно внушали какую-то безнадегу. Теперь у нас есть фильмы вроде «С любовью, Саймон» (2018) — для меня это так ново и так радостно. Дети посмотрят такое кино и поймут, что впереди их ждет нечто прекрасное. Все новые картины сложные, но цельные. Квир-герои на экране развиваются, им достаются счастье, успех, признание, а не одни тумаки с насмешками.

Я небольшого роста, в жизни могу быть смешным, в чем-то даже лидером, но в кино мне больше подходит амплуа скромника

Вы с самого начала знали, что сыграете Максима?

Я думал, что отдам эту роль кому-то другому, но один друг сказал, что мне, наверное, будет тяжело спрятаться за монитор и просто наблюдать, как кто-то веселится в окружении моих самых близких. Мол, я буду сидеть и сам на себя злиться. Думаю, это действительно было бы непросто. А так, да, я понимал, что могу сыграть только Макса, не вижу себя в шкуре уверенного парня. Матиас серьезный малый, пользуется в компании авторитетом. Не могу вообразить себя в таком образе. Я небольшого роста, в жизни могу быть смешным, в чем-то даже лидером, но в кино мне больше подходит амплуа скромника.

Габриэль Д'Альмейда Фрейтас и Харрис Дикинсон в фильме просто великолепны. Не расскажете поподробнее, как проходил кастинг?

Честно говоря, Матиаса я писал под Габриэля. Мы знакомы много лет, он идеально подходит на эту роль. Харриса я впервые увидел в «Пляжных крысах» (2017), и он меня просто сразил. В том фильме его герой тихий и стыдливый, а мне показалось интересным дать ему сыграть эдакого нарочито заносчивого мачо. Посмотрел пару интервью с Харрисом и обратил внимание, что во время беседы он время от времени покусывает губы. В общем, я решил, что персонаж Макэфи ему по плечу.

Кадр из фильма «Матиас и Максим»

В фильме здорово показано, как меняются наши взгляды на маскулинность. Вы именно эту тему хотели поднять?

В последнее время (это началось совсем недавно) я и впрямь наблюдаю перемену восприятия в этом контексте. Когда в СМИ заговорили о гендерной флюидности, я почувствовал себя совершенным невеждой. Вот мне и захотелось показать это невежество на экране.

Каково было снимать большие и шумные групповые сцены с вашими друзьями?

Очень весело! Нам постоянно хотелось друг перед другом красоваться и друг друга вдохновлять. На площадке царила напряженная энергетика, но в хорошем смысле. Групповые сцены были поставлены заранее, но небольшое пространство для импровизации все-таки имелось. По правде говоря, я никогда не был фанатом экспромтов. Мне по душе детально продуманные кадры и диалоги. Мне нравится все прописывать, потом переписывать, редактировать, подстраивать под кого-то конкретного.

Как на вас повлиял карантин? Быть может, вы стали еще больше ценить своих друзей?

Во время самоизоляции, когда все сидели взаперти по домам, мы каждый день болтали по фейстайму. А когда наконец встретились летом, старались соблюдать меры предосторожности. Далось нам это с трудом — мы друзья очень нежные, любим прикосновения, постоянно обнимаемся. Тактильные контакты — фундамент нашей компании, что ли. Звучит, наверное, так, будто я описываю оргию? Правда, было непросто. И все же мы счастливчики. Ничто не заставляет тебя так ценить любимых людей, как осознание того, что их можно потерять.

Хочу сделать что-то новое, не похожее на меня со стилистической точки зрения

Над чем думаете работать дальше?

У меня готов сценарий мини-сериала, который, надеюсь, удастся снять в начале следующего года. История об изнасиловании и страданиях, семейная драма, которая разворачивается на протяжении 30 лет: с 1990-х и до наших дней. Это будет триллер, жду не дождусь, когда погружусь в работу. Хочу сделать что-то новое, не похожее на меня со стилистической точки зрения. Еще готовлю к выходу ужастик. А в прошлом году я снялся в одной французской ленте вместе с Сесиль де Франс, Жанной Балибар и Жераром Депардье. Называется Comédie Humaine — это киноадаптация новеллы Бальзака, действие разворачивается в XIX веке. От этой работы я тоже в восторге.

В 2015 году вы поразили публику клипом на хит Адель Hello. У нее на подходе новый альбом, не намечаются ли у вас совместные проекты?

Ой, надеюсь! Очень был бы этому рад! Адель знает, где меня искать.

Кадр из фильма «Матиас и Максим»

Фильм «Матиас и Максим» доступен на Mubi.