© Александр Косолапов. Mona Lisa L.H.O.O.Q, 2020. Cube. Moscow

Lifestyle

Московские музеи наконец открываются — и вот что в них смотреть прямо сейчас

Отечественный поп-арт Андрея Гросицкого в ММОМА, кинетическое искусство в Новой Третьяковке (очень скоро) и другие выставки нового посткарантинного сезона

Музеи и другие выставочные пространства Москвы возвращаются уже в эту пятницу — и не перестают строить большие планы на будущее. Билл Виола, которого в Пушкинском музее ждали несколько лет, первая в России выставка художника Томаса Деманда в «Гараже» и множество других проектов состоятся позже в 2021-м — а что можно увидеть уже завтра или в самые ближайшие дни, рассказываем ниже. 

ММОМА

Попасть сразу во все корпусы ММОМА невозможно, но начать стоит с любого. Если на Гоголевском продолжается ретроспектива Игоря Макаревича и Елены Елагиной «Обратный отсчет», до музейного локдауна успевшая проработать пару дней, то на Петровке и в Образовательном центре в Ермолаевском начались совсем новые экспозиции. 

Игорь Макаревич и Елена Елагина. «Мухомор с башней Татлина», 2003 

Андрей Гросицкий «Вещность» | 16 января — 14 марта, ММОМА на Петровке, 25

Живописец, которого, напоминают ММОМА, принято считать одним из родоначальников отечественного поп-арта, оказался под пристальным взглядом куратора Сергея Хачатурова. Он рассмотрел множество живописных и графических работ Гросицкого, а также другие предметы его искусства (всего более 120) в сложных контекстах, связывая художника и с его современниками, и с новым поколением. Среди общих тем — «Шаблон», «Сарказм», «Брутализм» и не только.

Андрей Гросицкий. «Карнавал», 1976

«Все наоборот»  | 22 января — 11 апреля, Образовательный центр ММОМА, Ермолаевский пер., 17

В одной из первых выставок года ММОМА взялся за тему «оборотной» стороны картин, и в рамках программы «Коллекция. Точка обзора» показывает в своем Образовательном центре «изнанку» не только самих полотен, но и закулисную жизнь музея. Здесь рассказывают о работе хранителей и реставраторов, о смеси объективной реальности и вымысла — от данности вроде холста, подрамника, красок в выставке переходят к скрытым от посторонних глаз образам и историям создания предметов искусства. 

Наталья Пархоменко. «Форма мысли Мозга Вечности жизни», 1973- 1983

Музей АРТ4

Другая новая выставка о «потустороннем» только что открылась в Музее АРТ4, где задались вопросами о вечности, беспощадной реальности и смерти. О групповом проекте «Это сработает, если закроешь глаза» (до 26 февраля) с участием AES+F, Ирины Кориной и не только читайте в этом материале.

Третьяковская галерея

Все текущие выставки Третьяковской галереи возобновляют работу завтра же — это, например, ретроспектива Андрея Красулина (до 14 февраля), одного из крупнейших художников поколения шестидесятников, «Фантастик Пластик» (до 31 мая) и выставка Марии Якунчиковой-Вебер (до 8 марта). В 1890-х она объединяла в своем искусстве элементы импрессионизма, модерна, символизма и зарождающегося экспрессионизма, все это переплеталось с поисками национальной формы и стиля. Сама Якунчикова-Вебер была редкой из женщин своего времени, получивших профессиональное художественное образование.

Мария Якунчикова-Вебер. «Париж зимой», 1893. Мария Якунчикова. Москва. Конец 1880-х – начало 1890-х

В ближайших планах Третьяковки — открытие выставки Роберта Фалька. А еще экспозиция «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России», насчитывающая около 400 произведений. 1960-е и 1970-е здесь рассмотрят, обращаясь то к авангардным экспериментам начала века, то к современным практикам. Больше об этой и других выставках музея читайте здесь.

Вячеслав Колейчук. «Сферы. Кинетический объект», 1972

Музей «Гараж»

Триеннале «Красивая ночь всех людей», недавно оцифрованная, возобновляет работу в эту пятницу и продлена до 28 февраля. Как в музее готовятся к этому долгожданному моменту, смотрите в инстаграме.

Мультимедиа Арт Музей

От Валерия Чтака с проектом «Могло быть гораздо хуже» до «Откровения чудесного пруда» Паруйра Давтяна (обе выставки до 14 марта) — Мультимедиа Арт Музей встречает новый год, как водится, полчищем экспозиций. Здесь же Паоло Роверси с календарем Pirelli 2020, «Репортажи» французского фотографа-документалиста Паскаля Мэтра, и еще ряд выставочных проектов — подробнее о каждом читайте здесь, а в сам музей сходите уже в эти выходные.

Пушкинский музей

Пока все мы ждем Билла Виолу и другие новые проекты Пушкинского музея, самое время зайти на постоянную экспозицию Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Как сообщают в ГМИИ, через два месяца часть работ из нее отправится в Париж на выставку Морозовых. Так что обойдите залы, пока все в полном составе, и там же осмотрите временную выставку британского постера из музейной коллекции. В Главном здании продолжается камерная выставка нумизматики «Хранители. Братство ключа» (до 14 марта).

Обри Винсент Бердслей. Издательский каталог Publisher. Детские книги. 1895

Cube.Moscow

Сube.Moscow частично удавалось работать и прежде — за счет своего галерейного формата. Но с 22 января пространство разворачивается в полную силу и начинает год с крупной выставки Александра Косолапова DTM, которую устраивает галерея Syntax. Название — это аббревиатура «Дюшан, Малевич, Татлин». Отсылок к каждому из них, а также к поп-культуре и политическому контексту в работах ключевого деятеля соц-арта немало: рассмотрите все внимательно до 26 февраля.

Выставка Александра Косолапова DTM в Cube.Moscow

У Artwin, здесь же в Cube.Moscow, успейте застать живопись Мики Плутицкой (ее экспозиция открылась еще осенью, до музейного локдауна), у Window Project — работы российских и грузинских художников на цветочную тему, о чем мы рассказывали здесь, и это лишь часть выставочного контента Сube.Moscow.

Выставка Мики Плутицкой «Как в детстве карусель», Artwin Gallery