Любимица критиков, режиссер «Пляжных крыс» (2017) и «Похоже на любовь» (2013) Элиза Хиттман всегда умела выстраивать глубокие рассказы о подростковых проблемах. Ее последняя работа — драматическая история аборта «Никогда, редко, иногда, всегда» — возможно, самая сдержанная из ее кинокартин, однако мощь и актуальность фильма сложно отрицать.
Главная героиня — 17-летняя Отом (актерский дебют Сидни Фланиган). Девушка переживает тяжелое время — ей приходится считаться с незапланированной беременностью, которую она не смогла вовремя остановить, потому что в штате Пенсильвания этого нельзя сделать без разрешения родителей. В одной из сцен героиня пытается провести аборт самостоятельно, но терпит неудачу и обращается за помощью к своей двоюродной сестре Скайлар (Талия Райдер). Они отправляются в Нью-Йорк, где несовершеннолетним девушкам для проведения операции достаточно лишь собственного согласия. Им приходится столкнуться с бюрократией, токсичной маскулинностью и недостатком ресурсов, но, вопреки всему, они справляются со всеми препятствиями. Перед процедурой Отом отвечает на серию вопросов о своей половой жизни, и так зритель узнает, что глубоко в ее душе таится травма.
13 мая состоялся цифровой релиз фильма. Мы связались с Хиттман и Фланиган в Zoom и обсудили кастинг через Facebook, сложности поиска спонсоров для проектов, которыми руководят женщины, и то, почему право на аборт и права женщин в целом находятся под угрозой в условиях мировой пандемии.
Элиза Хиттман: Начала работать над ней еще в 2012 году. Я тогда узнала о смерти Савиты Халаппанавар в Ирландии (девушка умерла по причине затянувшегося выкидыша и развившейся инфекции в результате отказа врачей осуществить аборт. — Прим. Vogue). Меня это морально опустошило. Думала об ирландках, которые вынуждены уезжать в другие страны, чтобы получить полноценную медицинскую помощь, когда дело касается репродукции. Я прочла, что женщинам приходится плыть на кораблях в Англию, и подумала, что это по-настоящему героический поступок — чтобы это сделать, нужно обладать огромной стойкостью и быть готовой бороться с любыми препятствиями, которые обязательно встретятся на пути. И решила разобраться в том, что именно подразумевают некоторые из абортивных процедур, представить, как подобные истории будут выглядеть в американских реалиях. Потом ненадолго отложила проект, но со временем он стал потихоньку оформляться.
Элиза Хиттман: Я не боюсь идти на риск и всегда выбираю сложные проекты. Продюсеров противоречивые темы, конечно, всегда сбивают с толку. Это заметно даже по их выражению лица! Тема аборта все еще в какой-то мере стигматизируется, и в индустрии ее избегают.
Элиза Хиттман: В 2012-м вместе со Скоттом Каммингсом в Нью-Йорке я работала над другим фильмом. Когда мы искали для него актеров, многих людей, которых встречали, потом добавляли в Facebook, чтобы можно было с ними позже связаться. Следующие несколько лет я следила за Сидни и ее публикациями. Это были музыкальные клипы с ее участием, и выглядела она очень искренне. Мне стало казаться, что я слежу за тем, как она растет — получился такой даже вуайеристский способ получить доступ к личному миру подростка. Но это именно то чувство, которое остается после моих фильмов, поэтому, думаю, я связала свои представления о том, что хотела выразить с помощью этого фильма, с тем, что видела в видеороликах Сидни. Нанять ее было большим риском, потому что раньше она никогда не выступала в роли актрисы, но я верила, что она сможет привнести глубины в роль.
Сидни Фланиган: Я познакомилась с Элизой и Скоттом, когда мне было 14. В следующий раз они вышли со мной на связь, когда мне исполнилось 20. Они попросили меня пройти кастинг, и я подумала: «Но я же не актриса!». Не представляла, что могу ею стать. Но все равно созвонилась с Элизой в Skype и прочитала сценарий. Не ожидала, что фильм будет про аборт. Помню, удивилась, что я о таких фильмах никогда не слышала, и мне стало интересно поучаствовать в проекте. Я послала Элизе видеозапись, а в ответ она пригласила меня в Нью-Йорк пройти кастинг вживую. Мы гуляли с ней по городу, и она просто снимала, как я езжу в метро и ем сладости в булочной. Так и получила роль.