© «Нарциссы», проект Сабрины, Mirele и Koshka Neon

Афиша

Насилие — это не про любовь: что посмотреть и прочесть об абьюзе

Премьера нового видео певицы Сабрины, а также сериал, спектакль и книга по теме

Право голоса — это история не только про выборы, а про общество вообще. Только сделав проблему заметной, мы можем начать ее решать. Домашнего насилия и харассмента, о которых у нас говорить не принято, это касается особенно. Vogue представляет премьеру видео певицы Сабрины, посвященного ее опыту абьюзивных отношений, а также рассказывает о сериале, спектакле и книге, которые помогут глубже разобраться в проблеме и, возможно, найти выход.

«Нарциссы»

«Зависима — ты это знаешь / Безумие — страсти порок», «Расскажу тебе я тайну, детка / Ты всё можешь, страха нет», «Все чужое теперь я назад возвращаю / Спасибо за время, Сабрина другая / Меня зовут Биби / Запомни мое имя», — поет Сабрина на вышедшем в мае альбоме Bibi. «Это очень личная история про освобождение и обретение себя», — уже рассказывала о нем Vogue певица.

Новый проект «Нарциссы» — это совместная работа Сабрины и творческого объединения Koshka Neon, которую также поддержала другая героиня нашего портфолио, певица Mirele. Это видео и серия фотоколлажей, которыми Сабрина и команда хотят привлечь внимание к проблеме домашнего насилия. «В основе ролика лежит моя личная история, — рассказывает певица, которая родилась в Воронеже, выросла в Керчи, а стала известной благодаря украинской «Фабрике звезд». — Так вышло, что я знаю об абьюзе из личного опыта отношений. Детско-родительских и любовных. Пару лет назад я перестала понимать, зачем живу с человеком, которого не устраиваю и который на это мне постоянно указывает. Главный вопрос: а где в этом всем любовь? А дружба? Ведь невозможно без нее сосуществовать, совместная жизнь становится похожа на какое-то тяжелое испытание. Ради чего?» 

Это как круговорот воды в природе: я отдаю миру свои переживания, кто-то берет их и возвращает часть мне в виде поддержки, а часть отдает другим

«Я очень сильно похудела, потому что ничего не ела из-за жуткого ежедневного стресса, — вспоминает Сабрина. — Я с особым малышом на руках круглые сутки (сын певицы Соломон родился раньше срока, провел месяц в реанимации, а потом маме сообщили диагноз — ДЦП. — Прим. Vogue), а мои просьбы о помощи, о честном разделении родительских обязанностей, чтобы я могла иногда быть с собой, отдыхать и как-то набираться сил, игнорировались. И сверху еще добавлялось вечное недовольство мною, тем, что у меня нет времени на самореализацию и на классическое патриархальное обслуживание мужчины. Спасало только написание песен бессонными ночами с ребенком на коленках. В какой-то момент я просто устала бороться за то, чего нет». 

Из проекта «Нарциссы»

После очередной панической атаки, осознав масштаб проблемы, Сабрина взялась за изучение вопроса. Работа с психологом и научные книжки привели к мысли, что «это не я сошла с ума, а надо мной долгие годы совершали насилие. Мой альбом Bibi — о выводах, которые я сделала из этой истории». А ролик вырос из желания поделиться личным опытом. «Это как круговорот воды в природе: я отдаю миру свои переживания, кто-то берет их и возвращает часть мне в виде поддержки, а часть отдает другим людям, нуждающимся в тепле. Так запускается процесс взаимопомощи». 

«Буду делать тебя звездой»

Завтра, 18 августа, в ретроквартире на 1-й Тверской-Ямской пройдут два показа сайт-специфик-спектакля «Буду делать тебя звездой», где красивые актрисы в роскошных интерьерах (премьера прошла в «Рихтере») рассказывают реальные истории о насилии в театре и кино. 

Началось все с российско-французской лаборатории, которую в Москве организовывали актрисы, а теперь участницы проекта и его сопродюсеры Екатерина Дар и Юлия Хамитова, вместе с Еленой Смородиновой — театральным критиком и выпускницей Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова. На лаборатории работали над комедийной пьесой про порноиндустрию «Слушай, я умираю» француза Антона Бонничи.

«Буду делать тебя звездой»

«Пьесу я уже увидела после того, как согласилась на эту авантюру, и текст Антона мне ужасно не понравился — то, что на английском выглядело иронично и изящно, на русском на меня сначала произвело впечатление: «Ну такое...», — говорит Елена Смородинова, режиссер спектакля. — Но отступать было поздно. Я была уверена, что мы сыграем итоговые показы лаборатории и дальше меня в этом проекте не будет. Но на второй или третьей репетиции на мой довольно стандартный вопрос, что же в этой пьесе такого, что вас зацепило, одна из актрис вдруг рассказала о пережитом насилии. И это было как снежный ком. Все стали говорить, я тоже вспомнила одну историю, которую как будто бы забыла (я даже не думала, что она могла бы плохо закончиться). Потом какое-то время я думала, как бы всю документальную историю оставить, а пьесу тихонечко слить. Но в конечном счете оказалось, что пьеса делает документальный материал гораздо страшнее. На фоне выдуманной истории о порноиндустрии положение дел в реальном театре и кино вызывает вопросы».

Когда один набирается смелости говорить, за ним идет второй, потом третий

«Так получилось, что мы сыграли эскиз в Галерее на Солянке, а через несколько дней повестку взорвали новости про Харви Вайнштейна. И мы оказались в этом контексте, сами того не желая, — говорит Елена и признает, что вторая волна #MeToo, недавно разразившаяся в отечественной прессе, стала «волшебным пенделем», который убедил ее снова вернуться к проекту. — Когда один набирается смелости говорить, за ним идет второй, потом третий. И мне кажется, озвучивание и обсуждение проблем — путь к тому, чтобы их стало меньше. Другое дело, что я не хочу, чтобы #metoo становилось еще и способом для манипуляций или шантажа. Надеюсь, что следующим шагом станет появление внятных механизмов, которые помогут всем защищать себя (а страдают не только женщины, но и мужчины), но и не допустят перегибов».

«Ей богу, я хочу, чтобы мне помогали носить тяжелые сумки, подавали пальто и не боялись, что я тут же напишу в фейсбук, что меня захарассили, — продолжает Елена. — Но в то же время у меня был случай, когда в старом Театре.doc, еще на Трехпрудном, куда я пришла на спектакль «Солдат» в короткой юбке и с красной помадой (в планах на вечер была еще и милонга), ко мне стали приставать два своеобразных, совсем не «доковских», зрителя, и мне было стыдно позвать на помощь и страшно выходить в плохо освещенный переулок. 

«Буду делать тебя звездой»

Сейчас я бы не постеснялась позвать на помощь и не думала бы, что кто-то решит, что я просто очень впечатлительная. И это довольно безобидный случай. В спектакле есть жуткая история: актрисе режиссер что-то подлил или подсыпал в питье, она очнулась привязанной — режиссер в это время ее насиловал. Вырвавшись, она боялась говорить об этом — боялась, что он испортит ей карьеру, а ей никто не поверит. Сейчас героиня этой истории говорит, что вела бы себя совсем иначе».  

Завтрашний показ благотворительный. Половина средств от продажи билетов пойдет фонду «ТыНеОдна», созданному активисткой и одной из разработчиц закона о домашнем насилии Аленой Поповой.

«Буду делать тебя звездой»

 «Хватит!»

С детства и до старости, на кухне, в офисе, роддоме, церкви — женщины сталкиваются с насилием повсеместно, говорят создатели документального сериала «Хватит!», который выходит на видеосервисе Start. Записав десятки интервью с жертвами абьюза и их близкими, журналистка и создательница телеграм-канала «Дочь разбойника» Настя Красильникова пригласила в студию фотографа и актера Владимира Мишукова, чтобы послушать рассказы героинь, почитать комментарии из интернета и обсудить, как так вышло и что с этим делать. Формат похож на ток-шоу, но спорить героям в общем не о чем, взгляды на проблему насилия и положение женщин в обществе у них одинаковые. Звезда «Содержанок» и многодетный отец Владимир Мишуков еще зимой в интервью Vogue говорил, что патриархат не поддерживает, а своим первым указом на посту президента сделал бы общими туалеты в кинотеатрах и концертных залах, потому что смотреть на очереди к женским кабинкам унизительно. 

На премьере многие мужчины говорили мне, что стали задумываться, как они ведут себя в отношениях

Так что приглашение в проект Мишукова — это не вызов, а попытка достучаться до широкой аудитории. В том числе мужской. «На премьере многие мужчины говорили мне, что стали задумываться, как они ведут себя в отношениях. Мне кажется, это классный эффект, — говорит Настя Красильникова. — А мой общечеловеческий пафос в том, что насилие, которое мы показываем, как некий универсальный женский опыт, должно прекратиться». 

Чтобы это произошло, по мнению создателей сериала, нужен не только закон о домашнем насилии, но и глобальные изменения в культуре, где все от рекламы и до мемов формирует отношение к женщине как либо товару, либо второму сорту. Одна из авторов закона о домашнем насилии, психолог Зара Арутюнян говорит, что круче всего культурный фон для молодого поколения меняет компания Netflix с сериалами от «Большой маленькой лжи» до «13 причин почему». Настя Красильникова находит такие примеры и на отечественной почве: так, комик Александр Долгополов рассказывает в сериале, как он ищет такие темы для шуток, чтобы никому не было обидно. «Культуру можно менять, повышая собственную осведомленность и развивая осознанность», — говорит журналистка, и сериал «Хватит!» — еще один камень в фундаменте этих изменений.  

«Ты не виновата. Почему домашнее насилие это не про любовь»

Полсотни реальных историй не только, кстати, женщин и детей, но и мужчин. Подробный экскурс в прошлое — как семейные проблемы решались до Домостроя и после него — и в мировой опыт — какие законы и правила существуют сейчас. Разъяснение сути законопроекта о домашнем насилии. Комментарий психолога. И план действий для тех, кто хочет покончить с абьюзивными отношениями. Вышедшая в начале августа в издательстве «Альпина» книга казанской журналистки Дианы Садреевой «Ты не виновата» — внятный и подробный гид по проблеме насилия. 

Помимо журналистики Диана работает куратором в «Отделе боли» Театра.док — собирает материал и пишет тексты для спектаклей. «В центре всего, что мы делаем, — человек как свидетельство современной истории России. Пожалуй, и моя книга является прямым свидетельством сегодняшнего времени — времени, когда каждая третья женщина признается, что подвергалась или подвергается физическому насилию со стороны супруга, а 14% опрошенных мужчин считают воспитание жены кулаками законным правом мужчин. Но общество в целом больше не хочет быть терпимым к насилию, чего бы это ни касалось: семьи, пыток в полиции, незаконных застроек и так далее. Мы все сейчас достигли какой-то критической отметки и просим от нашего государства немногого — соблюдения прав человека».

Диана Садреева. «Ты не виновата. Почему домашнее насилие — это не про любовь», 490 рублей, alpinabook.ru

Читайте также