Афиша

Насилие — это не про любовь: что посмотреть и прочесть об абьюзе

Премьера нового видео певицы Сабрины, а также сериал, спектакль и книга по теме
Домашнее насилие — это не про любовь что посмотреть и прочесть об абьюзе
«Нарциссы», проект Сабрины, Mirele и Koshka Neon

Право голоса — это история не только про выборы, а про общество вообще. Только сделав проблему заметной, мы можем начать ее решать. Домашнего насилия и харассмента, о которых у нас говорить не принято, это касается особенно. Vogue представляет премьеру видео певицы Сабрины, посвященного ее опыту абьюзивных отношений, а также рассказывает о сериале, спектакле и книге, которые помогут глубже разобраться в проблеме и, возможно, найти выход.

«Нарциссы»

«Зависима — ты это знаешь / Безумие — страсти порок», «Расскажу тебе я тайну, детка / Ты всё можешь, страха нет», «Все чужое теперь я назад возвращаю / Спасибо за время, Сабрина другая / Меня зовут Биби / Запомни мое имя», — поет Сабрина на вышедшем в мае альбоме Bibi. «Это очень личная история про освобождение и обретение себя», — уже рассказывала о нем Vogue певица.

Новый проект «Нарциссы» — это совместная работа Сабрины и творческого объединения Koshka Neon, которую также поддержала другая героиня нашего портфолио, певица Mirele. Это видео и серия фотоколлажей, которыми Сабрина и команда хотят привлечь внимание к проблеме домашнего насилия. «В основе ролика лежит моя личная история, — рассказывает певица, которая родилась в Воронеже, выросла в Керчи, а стала известной благодаря украинской «Фабрике звезд». — Так вышло, что я знаю об абьюзе из личного опыта отношений. Детско-родительских и любовных. Пару лет назад я перестала понимать, зачем живу с человеком, которого не устраиваю и который на это мне постоянно указывает. Главный вопрос: а где в этом всем любовь? А дружба? Ведь невозможно без нее сосуществовать, совместная жизнь становится похожа на какое-то тяжелое испытание. Ради чего?» 

«Я очень сильно похудела, потому что ничего не ела из-за жуткого ежедневного стресса, — вспоминает Сабрина. — Я с особым малышом на руках круглые сутки (сын певицы Соломон родился раньше срока, провел месяц в реанимации, а потом маме сообщили диагноз — ДЦП. — Прим. Vogue), а мои просьбы о помощи, о честном разделении родительских обязанностей, чтобы я могла иногда быть с собой, отдыхать и как-то набираться сил, игнорировались. И сверху еще добавлялось вечное недовольство мною, тем, что у меня нет времени на самореализацию и на классическое патриархальное обслуживание мужчины. Спасало только написание песен бессонными ночами с ребенком на коленках. В какой-то момент я просто устала бороться за то, чего нет». 

Из проекта «Нарциссы»

После очередной панической атаки, осознав масштаб проблемы, Сабрина взялась за изучение вопроса. Работа с психологом и научные книжки привели к мысли, что «это не я сошла с ума, а надо мной долгие годы совершали насилие. Мой альбом Bibi — о выводах, которые я сделала из этой истории». А ролик вырос из желания поделиться личным опытом. «Это как круговорот воды в природе: я отдаю миру свои переживания, кто-то берет их и возвращает часть мне в виде поддержки, а часть отдает другим людям, нуждающимся в тепле. Так запускается процесс взаимопомощи». 

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

«Буду делать тебя звездой»

Завтра, 18 августа, в ретроквартире на 1-й Тверской-Ямской пройдут два показа сайт-специфик-спектакля «Буду делать тебя звездой», где красивые актрисы в роскошных интерьерах (премьера прошла в «Рихтере») рассказывают реальные истории о насилии в театре и кино. 

Началось все с российско-французской лаборатории, которую в Москве организовывали актрисы, а теперь участницы проекта и его сопродюсеры Екатерина Дар и Юлия Хамитова, вместе с Еленой Смородиновой — театральным критиком и выпускницей Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова. На лаборатории работали над комедийной пьесой про порноиндустрию «Слушай, я умираю» француза Антона Бонничи.

«Буду делать тебя звездой»

«Пьесу я уже увидела после того, как согласилась на эту авантюру, и текст Антона мне ужасно не понравился — то, что на английском выглядело иронично и изящно, на русском на меня сначала произвело впечатление: «Ну такое...», — говорит Елена Смородинова, режиссер спектакля. — Но отступать было поздно. Я была уверена, что мы сыграем итоговые показы лаборатории и дальше меня в этом проекте не будет. Но на второй или третьей репетиции на мой довольно стандартный вопрос, что же в этой пьесе такого, что вас зацепило, одна из актрис вдруг рассказала о пережитом насилии. И это было как снежный ком. Все стали говорить, я тоже вспомнила одну историю, которую как будто бы забыла (я даже не думала, что она могла бы плохо закончиться). Потом какое-то время я думала, как бы всю документальную историю оставить, а пьесу тихонечко слить. Но в конечном счете оказалось, что пьеса делает документальный материал гораздо страшнее. На фоне выдуманной истории о порноиндустрии положение дел в реальном театре и кино вызывает вопросы».

«Так получилось, что мы сыграли эскиз в Галерее на Солянке, а через несколько дней повестку взорвали новости про Харви Вайнштейна. И мы оказались в этом контексте, сами того не желая, — говорит Елена и признает, что вторая волна #MeToo, недавно разразившаяся в отечественной прессе, стала «волшебным пенделем», который убедил ее снова вернуться к проекту. — Когда один набирается смелости говорить, за ним идет второй, потом третий. И мне кажется, озвучивание и обсуждение проблем — путь к тому, чтобы их стало меньше. Другое дело, что я не хочу, чтобы #metoo становилось еще и способом для манипуляций или шантажа. Надеюсь, что следующим шагом станет появление внятных механизмов, которые помогут всем защищать себя (а страдают не только женщины, но и мужчины), но и не допустят перегибов».

«Ей богу, я хочу, чтобы мне помогали носить тяжелые сумки, подавали пальто и не боялись, что я тут же напишу в фейсбук, что меня захарассили, — продолжает Елена. — Но в то же время у меня был случай, когда в старом Театре.doc, еще на Трехпрудном, куда я пришла на спектакль «Солдат» в короткой юбке и с красной помадой (в планах на вечер была еще и милонга), ко мне стали приставать два своеобразных, совсем не «доковских», зрителя, и мне было стыдно позвать на помощь и страшно выходить в плохо освещенный переулок. 

«Буду делать тебя звездой»

Сейчас я бы не постеснялась позвать на помощь и не думала бы, что кто-то решит, что я просто очень впечатлительная. И это довольно безобидный случай. В спектакле есть жуткая история: актрисе режиссер что-то подлил или подсыпал в питье, она очнулась привязанной — режиссер в это время ее насиловал. Вырвавшись, она боялась говорить об этом — боялась, что он испортит ей карьеру, а ей никто не поверит. Сейчас героиня этой истории говорит, что вела бы себя совсем иначе».  

Завтрашний показ благотворительный. Половина средств от продажи билетов пойдет фонду «ТыНеОдна», созданному активисткой и одной из разработчиц закона о домашнем насилии Аленой Поповой.

«Буду делать тебя звездой»

 «Хватит!»

С детства и до старости, на кухне, в офисе, роддоме, церкви — женщины сталкиваются с насилием повсеместно, говорят создатели документального сериала «Хватит!», который выходит на видеосервисе Start. Записав десятки интервью с жертвами абьюза и их близкими, журналистка и создательница телеграм-канала «Дочь разбойника» Настя Красильникова пригласила в студию фотографа и актера Владимира Мишукова, чтобы послушать рассказы героинь, почитать комментарии из интернета и обсудить, как так вышло и что с этим делать. Формат похож на ток-шоу, но спорить героям в общем не о чем, взгляды на проблему насилия и положение женщин в обществе у них одинаковые. Звезда «Содержанок» и многодетный отец Владимир Мишуков еще зимой в интервью Vogue говорил, что патриархат не поддерживает, а своим первым указом на посту президента сделал бы общими туалеты в кинотеатрах и концертных залах, потому что смотреть на очереди к женским кабинкам унизительно. 

Так что приглашение в проект Мишукова — это не вызов, а попытка достучаться до широкой аудитории. В том числе мужской. «На премьере многие мужчины говорили мне, что стали задумываться, как они ведут себя в отношениях. Мне кажется, это классный эффект, — говорит Настя Красильникова. — А мой общечеловеческий пафос в том, что насилие, которое мы показываем, как некий универсальный женский опыт, должно прекратиться». 

Чтобы это произошло, по мнению создателей сериала, нужен не только закон о домашнем насилии, но и глобальные изменения в культуре, где все от рекламы и до мемов формирует отношение к женщине как либо товару, либо второму сорту. Одна из авторов закона о домашнем насилии, психолог Зара Арутюнян говорит, что круче всего культурный фон для молодого поколения меняет компания Netflix с сериалами от «Большой маленькой лжи» до «13 причин почему». Настя Красильникова находит такие примеры и на отечественной почве: так, комик Александр Долгополов рассказывает в сериале, как он ищет такие темы для шуток, чтобы никому не было обидно. «Культуру можно менять, повышая собственную осведомленность и развивая осознанность», — говорит журналистка, и сериал «Хватит!» — еще один камень в фундаменте этих изменений.  

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

«Ты не виновата. Почему домашнее насилие это не про любовь»

Полсотни реальных историй не только, кстати, женщин и детей, но и мужчин. Подробный экскурс в прошлое — как семейные проблемы решались до Домостроя и после него — и в мировой опыт — какие законы и правила существуют сейчас. Разъяснение сути законопроекта о домашнем насилии. Комментарий психолога. И план действий для тех, кто хочет покончить с абьюзивными отношениями. Вышедшая в начале августа в издательстве «Альпина» книга казанской журналистки Дианы Садреевой «Ты не виновата» — внятный и подробный гид по проблеме насилия. 

Помимо журналистики Диана работает куратором в «Отделе боли» Театра.док — собирает материал и пишет тексты для спектаклей. «В центре всего, что мы делаем, — человек как свидетельство современной истории России. Пожалуй, и моя книга является прямым свидетельством сегодняшнего времени — времени, когда каждая третья женщина признается, что подвергалась или подвергается физическому насилию со стороны супруга, а 14% опрошенных мужчин считают воспитание жены кулаками законным правом мужчин. Но общество в целом больше не хочет быть терпимым к насилию, чего бы это ни касалось: семьи, пыток в полиции, незаконных застроек и так далее. Мы все сейчас достигли какой-то критической отметки и просим от нашего государства немногого — соблюдения прав человека».

Диана Садреева. «Ты не виновата. Почему домашнее насилие — это не про любовь», 490 рублей, alpinabook.ru