© Фото: Agata Pospieszynska; Стиль: Svetlana Vashenyak; Vogue Россия, январь 2020

Театр

Спектакли и перформанс для всех, кто жаждет общения

Проекты театральных режиссеров и художницы-активистки помогут обсудить личное, наболевшее, очень важное

Совещания и вечеринки в Zoom не в счет, самоизоляция лишила нас того, что, вообще-то, и делает человека человеком, — общения. Социальные животные, мы оказались заперты или в одиночестве, или в семье. Проблему исчерпанных тем для разговора решает настольная игра или приложение Avgvst «О чем говорить до августа», где собраны карточки с заковыристыми вопросами, вроде «Чем вы займетесь, если на Земле все за людей начнут делать роботы?». Но иногда еще полезнее выйти из привычного круга общения. Тут на помощь приходит театр — в эпоху пандемии ему приходится искать необычные пути к зрителю. Обратитесь к этим трем проектам ради живого диалога или рассуждений о том, о чем не всегда получается заговорить дома. 

О любви: «На расстоянии»

«А помнишь, мы с тобой хотели снять квартиру в Хамовниках, светлую и с балконом? Мне до сих пор иногда звонит риелтор, и вчера неплохой вариант предложил…» — говорит мне по телефону фотограф Алексей, который застрял из-за пандемии в Бийске и теперь ненавязчиво пытается восстановить отношения после нашего развода, случившегося год назад. Кроме того, что мой собеседник действительно имеет опыт работы фотографом, все остальное — импровизация, она же интерактивный аудиоспектакль «На расстоянии». Чтобы принять в нем участие, на сайте проекта нужно выбрать одного из шести героев, среди которых есть, например, Лена-режиссер и Макс-стендап-комик, а также уровень близости: одно свидание, год отношений, десять лет. Потом купить билет на определенное время, оставить свой номер и ждать звонка. 

Макс, стендап-комик, «На расстоянии»

«Женщины склонны придумывать новый опыт и развивать новую историю любви, — делится наблюдениями об участниках режиссер Елена Ненашева, два года назад она поставила в старой московской квартире пронзительный интерактивный спектакль про отношения POSLE, а прошлым летом выпустила в усадьбе Мелихово свою «Версию Чайки», за которую номинировалась на «Золотую маску». — Мужчины, наоборот, живут ассоциациями с прошлыми или текущими отношениями и в наших актрисах слышат своих бывших или настоящих спутниц. Один из зрителей, с которым актриса созвонилась как бы после первого свидания, в ответ на ласковые слова про его мужественные руки, сообщил ей, что у него жена и трое детей. Она спросила: «Что же мы будем делать»? Он сказал: «Давай дружить».

Я тоже, видимо, выступала в мужском зачете. Про мужа и ребенка, правда, не рассказывала, но и на романтические намеки не поддавалась. Зато за 30 минут обсудила с Алексеем все, что каждый из нас пережил и обдумал во время самоизоляции. Получился как бы разговор с попутчиком в поезде, когда никто не спешит, все рады поговорить и послушать, при этом можно быть предельно откровенным, потому что вы оба точно знаете, что никогда больше друг друга не увидите.   

Алексей, фотограф, «На расстоянии»

О наболевшем: «Поругайся со мной»

Во всем мире карантин сопровождался ростом домашнего насилия, а выход из него — всплеском агрессии как в соцсетях, так и на улице. Для 26-летней уроженки Краснодара Катрин Ненашевой, которая известна своими остросоциальными перформансами на темы полицейского произвола и жизни в ПНИ, самоизоляция стала поводом поговорить об этом. В рамках акции «Поругайся со мной» Катрин по приглашению единомышленниц приезжала в петербургские дворы, расклеивала объявления, а потом с каждым желающим садилась прямо на улице пообщаться. Вернее, можно было сделать одно из трех: поругаться с художницей, рассказать о своих конфликтах и подумать о способах выхода из них или сделать что-то для близкого человека, например вышить платок. 

Девушки из разных районов приезжали ко мне, чтобы поделиться историями про переживание инцеста или домашних конфликтов

«Я удивилась, насколько людям в России не хватает пространства, где им не придется что-то доказывать, а где их смогут принять такими, какие они есть, с тем опытом, который у них есть, — говорит художница, которая теперь вернулась в Москву и собирается продолжать акцию в столице. — Девушки из разных районов приезжали ко мне, чтобы поделиться историями про переживание инцеста или домашних конфликтов. Люди, получившие такую травму, часто чувствуют себя невидимыми, теряют психологическую опору под ногами. И ценность открытых разговоров в том, что у людей появляется возможность быть увиденными и услышанными, причем в свободном пространстве, а не за закрытыми дверьми».

Катрин Ненашева в ходе акции «Поругайся со мной»

© Евгений Звездорюк

На встречу, кстати, приходят не только жертвы, но и те, кто совершает насилие. «Для них тоже важно создавать такие ненавязчивые, простые формы диалога, — продолжает художница. — Ветеран чеченской войны, который время от времени избивает жену и ребенка и вообще часто вступает в драки, не пришел бы поговорить об этом, если бы этот перформанс не происходил у него во дворе на лавочке, куда он может выйти с бутылкой пива и просто по-человечески пообщаться». 

Впрочем, темой насилия разговор ограничиваться не обязан. Можно говорить обо всем, что волнует: отношения, одиночество, страхи, опыт жизни на карантине. Позвать Катрин Ненашеву в свой двор можно, написав ей на фейсбуке

О себе: «Погружение»

Теплая вода, ароматические свечи, травяной чай или бокал шампанского — спектакль «Погружение» разворачивается прямо в вашей ванной. На премьеру в Zoom просили надеть смешные шапочки, но дальше спектакль можно послушать в любое время через приложение Мобильного художественного театра или на сайте «Импресарио». Единственный вопрос, который требуется решить: использовать ли наушники, рискуя их искупать, или слушать через динамики, надеясь, что звук не подкачает и эффект 5D получится создать. Потому что ради него все затевалось. 

Мы решили сделать спектакль, где будут задействованы все пять чувств, а не два

«У нас президент, который не верит в науку, и на улицах беспорядки, так что нам остро требовались релакс и забота о себе, — смеется американка Эрин Б. Ми, создательница иммерсивного театрального проекта This is Not a TheatreCompany и режиссер «Погружения». — Плюс на карантине всем не хватало ощущений, в том числе тактильных. Поэтому мы решили сделать спектакль, где будут задействованы все пять чувств, а не два — слух и зрение — как в обычном театре». 

«Мне понравилась идея, что наш дом становится театром, а место, где мы обычно уединяемся, чтобы принять душ, может быть переосмыслено какими-то медитативными практиками: ты прислушиваешься к себе, чувствуешь себя, наблюдаешь за дыханием, поешь — это классные «упражнения», — говорит сопродюсер российской версии спектакля, основатель компании «Импресарио» Федор Елютин. — И в целом отличная мысль — провести в ванной полчаса с самим собой».

Впрочем, шторка-занавес падает, когда вы сами этого захотите. Так что времени будет достаточно, чтобы довести до конца тот самый главный диалог, про который нам писала Линор Горалик в самом начале самоизоляции, и с новыми силами, взглядами и мыслями вернуться в большой мир.

© «Импрессарио»