Почему миллениалы и зетеры зациклены на успехе и при чем тут соцсети

«Всегда найдется кто-то, кто справляется с теми или иными задачами лучше вас. Главное — продолжать делать свое дело и не сравнивать себя с другими», — доктор Оливия Ремс помогает определить приоритеты 
Миллениалы и поколение Z почему молодежь зациклена на успехе и при чем тут соцсети
vanessahong

Недавно я рискнула ступить на неизведанную территорию и решила завести финста (сокращение от fake instagram — «фальшивый инстаграм»: еще один профиль в популярной соцсети, но рассчитанный на близких друзей, где вместо тщательно подобранных кадров — похмельные селфи и наряды в расфокусе). Для меня этот аккаунт — способ борьбы с тревогой, связанной с привычкой сравнивать все свои достижения с успехами сверстников и коллег. Достаточно одним глазком взглянуть на ленты в соцсетях, чтобы понять, что они сплошь завалены постами о профессиональных достижениях, личных целях и победах. И так легко предположить, что все вокруг умнее, счастливее и увереннее в себе. 

На деле никто не может преуспеть во всех сферах жизни. Это нормально. Но говорить себе об этом и верить искренне — совсем не одно и то же.

25-летняя модель и журналист из Лондона Симран Рандхава поступила так же, как я, поскольку тоже часто сравнивала себя с другими в инстаграме. «Я завела финста просто для того, чтобы без смущения постить все, что посчитаю нужным, — говорит она. — Как бы ни хотелось это признавать, но рано или поздно наступает момент, когда кто-то в вашем окружении добивается успеха, а вы хоть и радуетесь за этого человека, но все же думаете: «Почему я так не могу?» или «Может, я недостаточно много работаю?»

«Во время самоизоляции многие задумались о том, каковы их цели в жизни, — продолжает Рандхава. — Как правило, все сводится к определению приоритетов в работе. Мы придаем карьере слишком большое значение, при знакомстве с новым человеком часто спрашиваем: «А чем вы занимаетесь?» Как будто наша ценность в обществе напрямую зависит от работы. И лично я хочу немного притормозить».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Как мы относились к работе до пандемии

С момента своего основания в 2010 году инстаграм стал виртуальным пространством для демонстрации всех аспектов нашей личной жизни: от оформления интерьера до общения с близкими. В твиттере, некогда служившем пространством для обмена мимолетными мыслями (и, разумеется, мемами), теперь есть риск стать жертвой анонимных троллей и нарваться на шквал оскорблений. В 2020-м соцсети превратились в полноценную работу — и большинство из нас просто не могут от нее отказаться. Мы застряли в бесконечном цикле презентации себя в безупречном фокусе: тщательно редактируем свою жизнь, чтобы заполнить квадратики инстаграма профессиональными достижениями, дорогостоящими приобретениями и публикациями в глянце. Все это делается ради саморекламы.

Читайте также
Как читать новости в соцсетях и не сойти с ума: советы Екатерины Шульман 

Вспоминаем материал политолога для Vogue Россия, сентябрь 2020 

article image

В мае 2019-го Deloitte провели опрос, согласно которому миллениалы и зетеры с каждым годом все более пессимистично оценивают свое будущее. Результаты исследования показали, что мы «не менее амбициозны, чем предыдущие поколения». Фактически мы увлечены всем, начиная «от изменения климата до проблем окружающей среды», а еще «более половины из нас хотят получать высокие зарплаты и быть богатыми», но мы «изменили свои приоритеты или как минимум отложили задуманное», поскольку подвержены воздействию всего, что потребляем в сети.

Это чувство, несомненно, знакомо большинству, но все же молодому поколению в особенности. «Сегодня молодежь сконцентрирована на славе и богатстве, тогда как несколько десятков лет назад основным приоритетом была семья, — говорит исследователь психического здоровья Кембриджского университета, доктор Оливия Ремс. — В связи с этим миллениалы и представители поколения Z все чаще задаются вопросом: «Что я могу сделать для себя?» Соцсети сыграли в этом решающую роль».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Как пандемия повлияла на наши отношения с интернетом

COVID-19 потряс весь мир и привел к самому сильному экономическому кризису со времен Великой депрессии, оставив раны, на заживление которых уйдет немало времени. Я уже говорила, что совершенствование наших онлайн-профайлов — самореклама. Естественно, тенденция усилилась в десятки раз во время карантина, поскольку соцсети стали лучшим способом дистанционного общения.

Мы быстро устали от Zoom и выгорели эмоционально. Согласно результатам исследования Smartsheet, работа из дома особенно тяжело дается миллениалам — вот мы и компенсировали несовершенства нового мира с помощью социальных сетей. Внезапно лента инстаграма запестрила постами о домашнем банановом хлебе (на момент написания материала под этим хештегом было опубликовано свыше 1,6 миллиона постов), а TikTok сделал из представителей поколения Z миллионеров.

«Все показывают идеальную жизнь, которая не соответствует действительности и резко контрастирует с образцами для подражания десятилетней давности», — говорит доктор Ремс. Долгосрочные последствия отсутствия постоянного общения с друзьями также могут пагубно сказаться на наших привычках. «И в этом смысле социальные сети в какой-то степени защищают наше психическое здоровье от стресса, — объясняет Ремс. — Друзья всегда придут на помощь. Но в современном мире отношения рушатся, так как все начинают больше концентрироваться на себе, а значит, во время стрессовых периодов мы больше не можем полагаться на других людей».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Профессиональные привычки в новом мире

«В разгар пандемии многие из нас обратились к социальным сетям, чтобы поддерживать контакт с друзьями и членами семьи. Но вместо этого мы обнаружили неутолимую потребность в приобретении новых навыков, — отмечает модель плюс-сайз и пиар-специалист из Нью-Йорка Имани Рэндольф. — Люди пекли банановый хлеб 24 часа в сутки семь дней в неделю, но, к счастью, вскоре все осознали, что не случится ничего страшного, если мы не будем гиперпродуктивны».

«Иногда может показаться, что заявить о себе или стать известным несложно, — продолжает она. — Но, наблюдая за тем, как другие люди достигают ваших целей, вы постоянно подвергаете себя дополнительному давлению. Видя контент других людей во время карантина, я думала: «Черт возьми, я упускаю такие возможности».

Самоанализ — залог здоровой психики

Современное общество оказывает сильнейшее давление на женщин, и может показаться, что мы прикладываем недостаточно усилий к достижению своих профессиональных целей. Доктор Ремс объясняет, что стремление к чрезмерной самоотдаче и многозадачность — это навязанный нам тип мышления: «Современные женщины преследуют сразу несколько целей: совмещают работу с воспитанием детей и прочими обязанностями. Это напоминает бесконечную гонку, ведь предела совершенству нет».

Так как же справиться с давлением и привить себе здоровое отношение к социальным сетям? «Самоанализ, — продолжает доктор Ремс. — Познайте себя и поймите, что делает вас по-настоящему счастливым, потому что одно дело — накопить много денег и делать то, что навязывает общество, и совсем другое — заниматься тем, чем действительно хотите».

«В первую очередь делайте то, от чего становитесь счастливее, — советует она. — Допустим, вы хотите создать канал на YouTube, потому что там можно заработать много денег, но понимаете, что такая работа вас сильно изматывает и негативно влияет на ваше психическое здоровье. Тогда вычеркните ее из списка и сосредоточьтесь на том, что любите. Все остальное вторично».

Может ли в будущем киберсреда освободиться от груза давления? «Мы так много думаем о работе, — говорит доктор Ремс, — часто чувствуем себя дискомфортно только потому, что смотрим по сторонам и видим, что у кого-то что-то получается лучше. Но правда в том, что всегда найдется кто-то, кто справляется с теми или иными задачами лучше вас. Главное — продолжать делать свое дело и не сравнивать себя с другими».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.