© Кадр из фильма «Джиа» 

Lifestyle

Самые модные квир-героини в истории кино

Сногсшибательная Анджелина Джоли в роли супермодели Джии Каранджи, элегантная Кейт Бланшетт в «Кэрол» и Куин Латифа, она же красотка-буч Клео, в фильме «Вызов» — исследуем эволюцию стиля женщин, меняющих стереотипы на экране

В ноябре на мировые экраны выходит драма «Аммонит» — страстная любовная история с Кейт Уинслет и Сиршей Ронан в главных ролях, действие которой разворачивается на южном побережье Англии в 1840-е. В кадре то и дело мелькают вязаные крючком шали и чепцы с оборками — едва ли эти аксессуары можно назвать модными. Однако у археолога-палеонтолога Мэри Эннинг в исполнении Уинслет есть все шансы пополнить вечно растущий список квир-героинь, застолбивших за собой важное место в истории кино и меняющих стереотипы.

Многие годы считалось, что лесбиянка одевается исходя из своей роли — либо как буч (нарочито маскулинно), либо как фэм (нарочито женственно). Мы решили взглянуть на эти клише сквозь призму кинематографа и изучить разные итерации квир-гардероба.

От умопомрачительно элегантной Кейт Бланшетт в «Кэрол» до крутой девчонки Куин Латифы в «Вызове» — перед вами десятка самых модных лесбиянок в истории кино.

Кейт Бланшетт в фильме «Кэрол» (2015)

В изысканной экранизации романа Патриции Хайсмит «Цена соли» — работе режиссера Тодда Хейнса — наряды важны не меньше самой истории. Действие происходит в Нью-Йорке 1950-х. Оскароносная Сэнди Пауэлл — художник по костюмам — вдохновлялась снимками уличных фотографов, таких как Рут Оркин и Вивиан Майер. В картине одежда используется, чтобы лишний раз подчеркнуть пропасть — классовую, возрастную, финансовую — между состоятельной дамой в разводе Кэрол Эйрд (Кейт Бланшетт) и ее зазнобой, начинающей фотографессой Терезой Беливет (Руни Мара).

Кэрол фантастически элегантна в своих безупречно сшитых костюмах и кашемировых беретах, туфлях Salvatore Ferragamo, роскошных кожаных перчатках и винтажных украшениях Van Cleef & Arpels. 

И Пауэлл, и Бланшетт были номинированы на «Оскар» за эту картину, и пусть ни одна не получила награду, их потрясающая работа заслуживает восхищения.

Кадр из фильма «Кэрол»

© Moviestore/Shutterstock

Анджелина Джоли в фильме «Джиа» (1998)

Джиа Каранджи была не только одной из первых супермоделей в истории, но и первой открытой лесбиянкой этой индустрии. В 1998-м HBO выпустили фильм о ее жизни (режиссером выступил Майкл Кристофер), в котором Анджелина Джоли блестяще исполнила роль этой печально известной особы. Джиа увлеклась наркотиками и умерла от вызванных СПИДом осложнений в возрасте 26 лет.

Художник по костюмам Роберт Туртурис здорово поработал: на заре карьеры героиня носит простые байкерские куртки и блузки на пуговицах, а став супермоделью, переодевается в Versace, Armani и YSL — собственно, с этими Домами Каранджи и работала в лучшие годы. Она была настоящей красавицей и обладала неповторимым стилем, ее преждевременная гибель в 1986 году стала настоящей потерей для мира моды.

Кадр из фильма «Джиа» 

Леа Сейду в фильме «Жизнь Адель» (2013)

Итак, на дворе 2002 год, 17-летняя Адель (Адель Экзаркопулос) влюбляется в студентку выпускного курса факультета искусств по имени Эмма (Леа Сейду). Фильм режиссера Абделатифа Кешиша «Жизнь Адель» рассказывает об отношениях двух девушек в годы их личностного становления, о хороших и плохих моментах. 

Ключевой элемент образа Адель — ее вечно лохматые волосы. Беспорядок на голове отражает неразбериху в чувствах героини, очарованной до невозможности крутой Эммой. Крутой во всем: от ярко-голубых локонов до джинсовых безрукавок, клетчатых рубашек с расстегнутыми верхними пуговицами и простых черных футболок. Сейду тут — эталонное воплощение гранжа. 

Кадр из фильма «Жизнь Адель»

© AA Film Archive / Alamy Stock Photo

Шерил Дунье в фильме «Женщина-арбуз» (1996)

Дебютная лента Шерил Дунье считается важной вехой в истории квир-кино. Еще бы: первый американский фильм, снятый открытой лесбиянкой, да еще и темнокожей. В этой трагикомедии, замаскированной под документальную ленту, исследуются самые разные виды отношений — семейные, дружеские, межрасовые; еще тут присутствуют темы уайтуошинга в квир-мире и полицейского беспредела. Кино невероятно модное: взять хотя бы рабочий комбинезон Тамары (Валери Уолкер) или сочетание рубашки из мягкого шелка с черной футболкой на Камилле Палье (она сыграла саму себя).

Но главная звезда моды «Женщины-арбуза» — конечно, Шерил (эту роль Дунье исполнила сама). Ее стиль мало чем отличается от того, что мы наблюдаем на улицах всего мира сегодня. Шерил идет все: растянутые футболки в полоску и массивные серебряные украшения, шорты с необработанными краями и ботинки Dr. Martens на длинные закатанные носки, платья в цветочек с винтажной кепкой adidas. 

Кадр из фильма «Женщина-арбуз» 

Берил Рид в фильме «Убийство сестры Джордж» (1968)

В своей драме «Убийство сестры Джордж» режиссер Роберт Олдрич определенно рушит все стереотипы. На момент своего выхода (конец 1960-х) фильм содержал самую откровенную лесбийскую сцену в истории кино. Недаром Британский совет по классификации фильмов сначала подверг его цензуре. В основе сюжета — мрачная буффонада Фрэнка Маркуса. Великолепная Берил Рид исполнила роль престарелой актрисы Джун Бакридж по прозвищу Джордж, которая одновременно переживает сразу две потери: карьеры и своей возлюбленной Элис Макнот по прозвищу Чилди — ее святую простоту блестяще воплотила Сюзанна Йорк.

Вечно злая хабалистая дама в исполнении Рид — просто эталон стиля 1960-х: твидовые костюмы, кокетливые шляпки, бежевые плащи чуть уже, чем нужно, и ужасно неудобные на вид, но суперэлегантные комплекты белья. Вторую строчку в модном рейтинге этого фильма занимает великолепная Мерси Крофт (Корэл Браун) — соперница Джордж в любовных делах и вообще ее заклятый враг. Темно-синее платье-халат и ярко-оранжевое платье-трапецию с высоким воротом она носит с элегантными белыми перчатками и нитками жемчуга.

Кадр из фильма «Убийство сестры Джордж»

© Palomar/Kobal/Shutterstock

Ким Мин-хи в фильме «Служанка» (2016)

Роскошные — этот эпитет точнее всего описывает костюмы в фильме «Служанка» режиссера Пак Чхан-ука. Экранизация романа Сары Уотерс «Тонкая работа» (2002) была удостоена множества наград. Действие происходит в оккупированной японцами Корее где-то в начале XX столетия. По задумке художницы по костюмам Чо Сан-гён, набор красивых перчаток выступает в качестве главного символа статуса и подавленной сексуальности главной героини по имени Идзуми Хидэко (Ким Мин-хи). История с перчатками красной нитью проходит сквозь всю картину — особое внимание приковано к ним в сценах встреч Хидэко и ее служанки Нам Сук-хи (Ким Тхэ-ри).

Рецензии на эротические сцены в фильме варьировались от «смело и тонко» до «слишком похоже на порнографию», но, несмотря ни на что, леди Хидэко в своих шикарных шелковых сорочках, полупрозрачных блузках и сложносочиненных платьях — одна из самых обольстительных и хорошо одетых героинь в истории кино.

 Кадр из фильма «Служанка» 

© Moho/Kobal/Shutterstock

Куин Латифа в фильме «Вызов» (1996)

Автослесарь Клеопатра Симс, она же Клео (Куин Латифа), и ее молчаливая, но очень модная подружка Урсула (Саманта Маклахлан) затмили всех в этом грабительском боевике. Один из важнейших элементов фильма — стиль героинь, и впереди планеты всей Латифа — красотка-буч, которая «грабит банки, но делает это по-модному». На линии огня она в черной футболке, синих джинсах и с тугими косичками, а грабить банк идет в синей рубашке в клетку, грубых ботинках и белых накрахмаленных брюках Dickies. 

В 2021 году должен выйти ремейк «Вызова». Мы очень надеемся, что роль Клео снова достанется Куин — потому что кому, если не ей, носить эти «тимбы»?

Кадр из фильма «Вызов» 

© Photo 12 / Alamy Stock Photo

Шейла Муньива в фильме «Подруга» (2018)

«Рафики» (оригинальное название картины) с суахили переводится как «друг» или «подруга». Этот фильм основан на новелле писательницы из Уганды Моники Арак де Ньеко, а сняла его кенийка Ванури Кахуи. По сюжету, две девушки влюбляются друг в друга наперекор консервативному кенийскому укладу. На родине режиссера фильм до сих пор запрещен, так как он, согласно официальной формулировке, «поднимает тему гомосексуализма и открыто пропагандирует лесбийскую любовь вопреки кенийским законам». Правда, запрет этот на некоторое время снимали — картину хотели отправить на «Оскар». С кинопремией не вышло, зато билеты на все показы в Найроби были раскуплены подчистую.

То, что вполне могло стать меланхоличным фильмом о борьбе за право быть собой и угнетении, на деле исполнено жизненной энергии и оптимизма. Смелый образ Зики (Шейла Муньива) — бриллиант со множеством граней, настоящий взрыв цвета: сиренево-розово-голубые волосы, маникюр цвета фуксии, фиолетовая помада. А ее возлюбленная Кена (Саманта Мугация) носит кепки и кислотно-желтые футболки.

Кадр из фильма «Подруга»

© AA Film Archive / Alamy Stock Photo

Тесса Томпсон в фильме «Тор: Рагнарёк» (2017)

Отвязная Валькирия в исполнении Тессы Томпсон — первый квир-супергерой во киновселенной Marvel — появляется в эпизоде «Тор: Рагнарёк» работы Тайки Вайтити. Говорят, что в следующей части «Тор: Любовь и гром» (2022) Валькирию ждет лесбийский роман. По сюжету, она примкнет к команде Капитана Америки (Крис Хемсворт), чтобы побороть злодея в исполнении Кристиана Бейла. Не важно, во что одета новая королева Асгарда и что она делает: противостоит врагам в обтягивающем комбинезоне из черной кожи или сражается, как рыцарь, в серебряных доспехах — хотелось бы почаще видеть ее на экране. Она этого заслуживает. 

Кадр из фильма «Тор: Рагнарёк» 

© J Boland/Marvel Studios/Kobal/Shutterstock

Джина Гершон в фильме «Связь» (1996)

Дебютный нуар тогда официально еще братьев Вачовски — настоящая классика лесбийского кино. Вайолет (Дженнифер Тилли) — легкомысленная фэм в платьях беби-долл. Корки (Джина Герсон) — угрюмая буч, подавшаяся в сантехники после тюрьмы. В испачканной белой майке, черной кожанке, с челкой до носа и сигаретой в зубах она похожа на андрогинного Джеймса Дина.

Постановкой постельных сцен в фильме занималась писательница-феминистка и сексолог Сьюзи Брайт. Картину много хвалили за реалистичность и позитивный взгляд на гей-отношения. В финале (внимание: спойлер!) квир-любовь побеждает: Вайолет бросает своего психованного мужа по имени Сизар ради неотразимой Корки, и вдвоем они уходят в закат.

Кадр из фильма «Связь» 

© Dino De Laurentiis/Summit/Kobal/Shutterstock

Читайте также