© Кадр из сериала «Люпен»

Lifestyle

Скрытый смысл произведений искусства в сериале Netflix «Люпен»

Рассказываем, какие тайны могут скрывать картины и драгоценные ожерелья и при чем здесь Мона Лиза и Мария-Антуанетта

Дисклеймер: в материале содержатся спойлеры (но они могут показаться вам очень интересными).

В нашем обзоре модных киноновинок июня мы не без удовольствия упоминали премьеру второй части первого сезона сериала «Люпен» (с Омаром Си в главной роли), который уже стал одним из главных стриминговых хитов 2021 года. В новых эпизодах открывается еще больше подробностей о личности главного персонажа Ассана Диопа, а также о судьбе загадочного колье Марии-Антуанетты, кража которого и стала катализатором всех последующих событий. Мы внимательно посмотрели все серии и обратили особое внимание на эпизоды с предметами искусства. Зачем они нужны в сериале: как часть красивой картинки? Или они таят в себе какой-то секрет? Vogue решил в этом разобраться.

Эжен Делакруа, «Свобода, ведущая народ» 

Итак, место действия: Париж. Святая святых для почитателей прекрасного. И сама авантюрная история закручивается не где-нибудь, а в главной сокровищнице искусств — Лувре. Обаятельный вор и мастер перевоплощений Ассан Диоп задумал дерзкий план — украсть драгоценное колье французской королевы прямо во время аукциона, который будет проходить в главном парижском музее (речь идет о Лувре, разумеется). Диоп устраивается в музей уборщиком, чтобы детально изучить его изнутри. И вот, когда мы видим его в декорациях знаменитой галереи со шваброй в руках, камера останавливается напротив масштабного полотна Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ». Акцент на этой картине сделан не случайно, и вот почему.

Эжен Делакруа, «Свобода, ведущая народ», 1830

В центре композиции художник изобразил женщину с обнаженной грудью — аллегорию свободы и воплощение национального девиза французов: «Свобода, равенство, братство». На картине, отсылающей к революционным событиям 1830 года, изображены представители разных социальных слоев, которые в едином порыве вступают в борьбу за справедливость и равноправие. А ведь именно эти идеалы руководят главным героем во всех его авантюрных предприятиях: он жаждет, чтобы все злодеи были наказаны, а правда восторжествовала. Картина Делакруа становится для зрителей как бы визуальной подсказкой к тому, что главным лейтмотивом истории станет борьба за справедливость.

Кадр из сериала «Люпен»

Леонардо да Винчи, «Мона Лиза» (или «Джоконда»)

Игнорируя помпезное полотно Паоло Веронезе «Брак в Кане Галилейской», Ассан восхищенно замирает перед другой картиной — одним из самых загадочных женских портретов в истории живописи — «Моной Лизой» Леонардо да Винчи. На экране эта прекрасная дама эпохи Возрождения появляется очень даже кстати. Ассан Диоп любезно улыбается ей в ответ, потому что знает: сама «Джоконда» хорошо осведомлена о том, как проворачиваются ограбления века. 

Местоположение «Моны Лизы» в Лувре до похищения в начале ХХ века

© ND

В 1911 году «Мона Лиза» была похищена из Лувра. Два года понадобилось на то, чтобы выяснить личность похитителя и вернуть картину на место. Оказалось, легендарное ограбление совершил итальянец Винченцо Перуджа, и план его вполне себе тянет на сценарий голливудского фильма. Для того чтобы осуществить свое преступление, Перуджа устроился в Лувр стекольщиком, поэтому он хорошо ориентировался внутри музея (ничего не напоминает?). Однажды он не ушел, как обычно, домой после рабочей смены, а спрятался в музейной кладовой. Ночью он пробрался в зал, где висела картина, вынул ее из рамы, спрятал под служебным халатом и вынес из музея. На следующее утро пустующая стена галереи никого не удивила: все думали, что «Мону Лизу» забрали для реставрации или исследований. Но когда правда вскрылась, французские газеты тут же запестрили заголовками, называя это событие «национальной трагедией», а директор музея подал в отставку. Подозреваемые по этому делу были самые разные — в их число попали и американский миллионер Джон Морган, и поэт Гийом Аполлинер, и художник Пабло Пикассо, и даже кайзер Германии Вильгельм II. Настоящий вор Винченцо Перуджа просто считал, что шедевр итальянского мастера должен храниться на его родине, поэтому украл картину из Лувра и вывез за пределы Франции. Он был пойман, когда пытался продать ее галерее Уффици во Флоренции. Мы уверены, именно эта невероятная история вспомнилась Ассану, когда он остановился полюбоваться на загадочную флорентийку, улыбающуюся ему из-под пуленепробиваемого стекла.

Винченцо Перуджа, похититель «Моны Лизы» 

© Bettmann

Бриллиантовое колье Марии-Антуанетты

И вот мы добрались, пожалуй, до главной интриги: реально или вымышленно показанное в сериале ожерелье Марии-Антуанетты? И да, и нет. Да, потому что баснословно дорогое колье, связанное с именем знаменитой французской королевы, действительно существовало. Нет — потому что выглядело оно, по всей видимости, совершенно по-другому, и судьба у него была иная. Бриллиантовое ожерелье было изготовлено по заказу короля Людовика XV в качестве подарка для его фаворитки графини Дюбарри. Король умер, не успев заплатить за дорогостоящее украшение. Ювелиры остались с бриллиантовым колье на руках, выкупить которое было посильно только монаршей особе (цена была сопоставима со стоимостью военного корабля). 

Историческая реконструкция колье

© Keystone-France

Конечно, такая бесхозная и неприлично роскошная безделица не могла слишком долго оставаться без внимания в кругу нового короля Людовика XVI. Придворная дама графиня Жанна де Ламотт спланировала грандиозную аферу, в которую косвенно было вовлечено имя Марии-Антуанетты. В действительности же знаменитое колье, которое по сей день ассоциируется с личностью французской королевы, никогда ей не принадлежало. Само украшение было утрачено в водовороте интриг, и до сих пор его местонахождение неизвестно. Восстановить внешний вид ожерелья сейчас можно только по эскизам ювелиров XVIII века. По всей видимости, создатели сериала «Люпен» решили не ориентироваться на историческую реконструкцию, поэтому на экране мы видим скорее современную фантазию на тему. Впрочем, сериальное колье выглядит вполне по-королевски.

Кадр из сериала «Люпен»

Камиль Писсарро, «Сена и Лувр»

Во второй части произведения искусства появляются в кадре также довольно часто (чего стоят сцены, снятые на блошином рынке Сент-Уэн, где лучший друг Ассана держит свой антикварный магазин). Но, пожалуй, самый запоминающийся эпизод с искусством — кража картины Камиля Писсарро из музея Орсе. Почему именно это полотно? Наверное, если обратить внимание на его название — «Сена и Лувр», — скрытый намек создателей сериала станет более понятен. Центральные объекты этого пейзажа (Лувр и мост Искусств) — отсылка к ключевым событиям из первой части. Если с Лувром все понятно, то почему здесь важен мост Искусств? Прогуливаясь именно по этому мосту, Ассан Диоп впервые рассказал сыну Раулю о своей любви к персонажу детективных романов о джентльмене-грабителе Арсене Люпене и подарил ему книгу, которая очень полюбилась мальчику и сблизила его с отцом. Вот так с помощью картины Писсарро авторы проекта заставили нас вспомнить об одном из самых трогательных моментов сериала.

Кадр из сериала «Люпен»