Три часа сбоев и оправданий: что не так с премией «Золотой глобус» 2021 

Объясняет внештатный редактор моды Vogue и автор телеграм-канала superficial space cadet Яна Лукина 
2021
Аня Тейлор-Джой/NBC

Уже месяц находясь в эпицентре вялотекущего скандала, Голливудская ассоциация иностранной прессы, видимо, решила использовать состоявшийся минувшей ночью «Золотой глобус» как своего рода damage control. Помните, в чем состоит главное «прегрешение» HFPA? Правильно, в нехватке разнообразия как внутри самой организации (незадолго до церемонии выяснилось, что среди голосующих — а это около 90 человек — нет ни одного темнокожего), так и в ситуации с номинантами, среди которых, вопреки первичным ожиданиям, не оказалось ни блестящего британского сериала «Я могу уничтожить тебя», ни высоко оцененного критиками фильма Спайка Ли «Пятеро одной крови». И когда первые две награды вечера отправились Даниэлу Калуя (лучший актер второго плана) и Джону Бойеге (лучший актер второго плана в телесериале, мини-сериале или телефильме), было сложно не подумать, что Ассоциация выстраивает определенный нарратив, который должен убедить зрителей, что никакой негативной расовой подоплеки здесь нет. 

Но, как резюмировал у себя в твиттере журналист Эрик Андерсон: «На всякий случай: два темнокожих победителя с лету не снимает HFPA с крючка». В течение следующих трех часов актерские призы получат Чедвик Боузман (лучший актер в драматическом фильме, посмертно) и Андра Дэй (лучшая актриса в драматическом фильме). Но если победа Боузмана не была предсказана только ленивым, то выигрыш Дэй оказался едва ли не главным сюрпризом ночи (номинально борьба в категории шла между Фрэнсис Макдорманд и Кэри Маллиган), заставившим часть зрителей задаться вопросом, не часть ли это большого плана по экстренному (акцент на этом слове) улучшению репутации. Тем более что ровно с той же целью на первом часу трансляции к аудитории обратились три представителя HFPA, признав, что у организации действительно есть проблемы с разнообразием, и пообещав «более инклюзивное будущее». Увы, вся речь, едва ли занявшая хоть минуту драгоценного эфирного времени, вряд ли зачтется как извинения. Вернее, уже не зачлась: по окончании церемонии президент организации Time's Up Тина Чэнь адресовала HFPA письмо, в котором назвала обещанные Ассоциацией изменения «косметическими» и подчеркнула, что дело не в отсутствии темнокожих выборщиков как таковом (надо полагать, их все-таки можно найти — пусть даже на протяжении 20 лет это не удавалось), а в фундаментальном непонимании глубины собственных проблем. В конце концов, эти проблемы появились не вчера; но, как и на многое в Тинсел-тауне, на них до последнего времени закрывали глаза. 

Андра Дэй получает награду за роль в фильме «Соединенные Штаты против Билли Холидей»

NBC

Не выдерживая, очевидно, накала закулисных страстей, с первых же минут «Золотого глобуса» начала сдавать техника. Уже упомянутому Дэниэлу Калуя не смогли вовремя включить микрофон (невольно вспоминается мем You had one job), то есть буквально «заглушили» актера. Получилось даже слишком метафорично: выражение being silenced часто употребляется в разговорах о дискриминации того или иного характера. Впрочем, жертвами этой Zoom-«дискриминации» в итоге станет добрая половина победителей (физически в нью-йоркском The Rainbow Room и лос-анджелесском The Beverly Hilton присутствовали только ведущие и презентующие; номинанты же «работали на удаленке»). Они не будут понимать, в какой момент начинать говорить, и зависать; также свою лепту внесет разница во времени между Калифорнией и, скажем, Лондоном, где практически в полном составе оказался каст «Короны», одного из триумфаторов ночи, и лучший актер в комедийном телесериале Джейсон Судейкис. 

Да-да, пандемия, аппаратура, сложный год. Но, к сожалению для HFPA, «Золотой глобус» — не первая премия в этих условиях: сентябрьская «Эмми», например, при тех же исходных данных справилась куда лучше, заставив нас поверить, что организовать гибридный формат — проще простого. Что ж, теперь мы знаем, что нет. 

Лучшие наряды премии «Золотой глобус» 2021

Галерея22 Photos
Смотреть галерею

Технические проблемы и нехватка знакомых лиц в залах, в свою очередь, указали на еще одну ахиллесову пяту церемонии: «Глобус» — это просто очень много звезд в одном помещении, на протяжении трех часов толкающих благодарственные речи. А вместе со звездами из помещения (вернее, двух) пропала и вся магия. Не то чтобы ее не пытались создать искусственно: перед каждой рекламной паузой на экраны выводили номинантов, предлагая им пообщаться. Разумеется, без пары забавных моментов не обошлось: один из самых искренних, а потому и лучших — Сара Полсон и Оливия Колман, настойчиво требующие у Эммы Коррин затащить в кадр кошку; другой, сразу же превратившийся в мем, — Дон Чидл, показывающий Джейсону Судейкису, что пора закруглять благодарственную речь. Но вряд ли эти секунды способны оправдать трехчасовой хронометраж. Как пророчески заметила в открывающем церемонию монологе Тина Фей: «Могла ли эта ночь свестись к имейлу? Да!» Кстати, Тину и ее напарницу Эми, ведущих премию уже в четвертый раз, сегодня тоже хвалят меньше обычного. Оно и понятно: сложно искрить, когда ты фактически капитан тонущего корабля.

 Эмма Коррин и Сара Полсон 

NBC

Если вернуться к списку победителей (который, к слову, не является определяющим для оскаровской гонки; такой силы у «Золотого глобуса» никогда не было), то хочется заметить, что в общем и целом HFPA явно старалась «совпасть» со зрителями — чтобы в нынешних условиях не накликать на себя еще больше беды. Свои награды получил и «Борат», и четвертый сезон «Короны», и финальный сезон «Шиттс Крик», и хитовый «Ход королевы». А Хлоя Чжао — автор «Земли кочевников», победившей в номинации «Лучший драматический фильм», — и вовсе войдет в историю как вторая женщина, получившая «Глобус» за режиссуру. И все же даже этот отлаженный курс иногда сбоил, напоминая, что это все та же Голливудская ассоциация иностранной прессы — организация, которая точно не отпустит с пустыми руками домой Аарона Соркина, а между Амандой Сейфрид и Гленн Клоуз выберет Джоди Фостер (если что, эти замечания не имеют никакого отношения к победителям — только к выборщикам). Ну что ж, по крайней мере, среди триумфаторов не оказалось «Эмили в Париже» — а ведь могло быть и такое.

Эми Полер

Rich Polk/NBCUniversal