Украинские женщины — об образе воровки Петры из «Эмили в Париже». Рассуждаем, как создатели сериала обидели целую нацию

Дизайнеры, журналистки и другие женщины из Украины комментируют скандал, в центре которого оказался сериал
Сериал «Эмили в Париже» оскорбил украинских женщин. Что не так со вторым сезоном шоу
Кадр из сериала «Эмили в Париже»

Второй сезон сериала «Эмили в Париже» — это не только яркие костюмы, но и пышный букет стереотипов. Впрочем, как и первый, где американку Эмили изобразили невеждой, неспособной понять тонкость европейской натуры. В продолжении сериала ситуация только усугубилась — будто создателям шоу так понравилось раздражать общественность, что они решили подлить еще больше масла в огонь. И если французские женщины и британские мужчины здесь глупо, но все же безобидно представлены помешанными на сексе и курении, пабах и футболе, то образ украинки Петры, появившийся во втором сезоне, стал оскорбительным для целой нации. И на это указывают уже не только влиятельные женщины Украины, но и министерство культуры страны.

В четвертой серии нового сезона Эмили знакомится с Петрой. Девушкой, которая переехала в Париж из Киева. Ее роль исполнила актриса Дарья Панченко. Петра говорит на украинском и ломанном французском и напрочь лишена вкуса и воспитания. Зато сценаристы наделили ее кое-чем другим, клептоманией. «Я люблю бесплатно», — произносит Петра, выбегая из торгового центра в неоплаченных вещах, которые надела и на себя, и на Эмили. Петра хватает за руку и подбивает на воровство и главную героиню, из-за чего та потом отчитывает украинку в центре Парижа. А потом снимает все украденные вещи и отважно несет их обратно в магазин. «Ты что, с ума сошла? Я не могу их возвращать, меня же депортируют», — произносит Петра. То есть даже местами нелепая и несуразная Эмили представлена в этом эпизоде человеком более честных правил, нежели эмигрантка из Киева.

Кадры из сериала «Эмили в Париже» 

То, что «Эмили в Париже» — набор клише из багетов и беретов, и есть самая большая в этой ситуации проблема. О том, какие люди живут в США, Франции и Великобритании, массовый зритель по всему миру осведомлен намного больше, чем об украинских женщинах. Поэтому он вполне может принять образ Петры за чистую монету. Более того, не будем забывать, что Netflix — площадка, которая оказывает огромное влияние на свою многомиллионную аудиторию. И это влияние не всегда позитивное. Да, может, платья Лили Коллинз из сериала и переходят сразу в категорию sold-out, превращая Эмили в инфлюенсера не только экранного, но и реального, но не будем забывать и о том, что после выхода «Игры в кальмара», в некоторых уголках планеты люди всерьез задумались над тем, чтобы претворить в реальность эту ужасную игру. Поэтому выставлять украинских женщин в таком свете просто недопустимо — у внушительной части аудитории Netflix высокий уровень доверия к площадке, и не каждый зритель может различить, где правда, а где вымысел и что хорошо, а что плохо.

На следующий день после мировой премьеры сериала об этой ситуации начали высказываться тысячи украинских женщин по всему миру. Первой, чей голос был услышан, стала бренд-ментор Евгения Гаврилко. «Такой позор и такие масштабы, – написала Гаврилко. — И это происходит в мире, где столько талантливых украинцев, которые влияют на мировые рынки технологий, моды, искусства, устойчивого развития, науки, спорта и так далее». За несколько часов ее пост в инстаграме набрал более 50 тысяч репостов, а за комментарием к Евгении мгновенно обратились украинский Vogue, Wonderzine и другие локальные издания. Еще через полдня к Гаврилко присоединился и министр культуры Украины Александр Ткаченко. В своем Telegram-канале Tkachenko.UA он осудил такое изображение украинских женщин в сериале: «В «Эмили в Париже» представлен карикатурный образ украинки — совершенно неприемлемый и к тому же оскорбительный. Такими будут видеть украинцев за границей? Людьми, которые воруют, хотят получать все бесплатно, боятся депортации? Так не должно быть. Направлю текст нашей позиции в Netflix». Мы тоже решили не стоять в стороне. Vogue Россия не разделяет позицию Netflix и хочет предоставить слово украинским женщинам. Стоит отметить, что многие девушки отказались комментировать ситуацию, «так как тема слишком политизирована», но мы все же поговорили с некоторыми дизайнерами, предпринимательницами, журналистами и пиар-специалистами. 

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Евгения Гаврилко, бренд-ментор и партнер маркетинговой компании dōTERRA

@eugeniahavrylko

Конечно, я осознаю, что весь сериал — сплошной утрированный стереотип. Никто и не ожидает от него высокоинтеллектуального контента. Все смотрят  «Эмили в Париже» ради самого Парижа и нарядов. Но конкретно эта линия с украинкой была настолько неорганично вклеена в контекст, как плохо отфотошопленная фотография 2006 года, что даже неясно, зачем она вообще была нужна. Она никак не влияла на сюжет.

Дело в другом: как бы стереотипно ни изображали американцев на экране, в противовес всегда будет в сотни раз больше контента о прогрессивных, глубоких, красивых, сильных и тонких персонажах. Если же мы говорим о всемирном представлении украинцев в фильмах — это однобокий и экстремально узкий взгляд. Я осознаю, что и такие украинки тоже есть. Как и представители любой другой нации, но я мечтаю о том, чтобы у нас было больше мощности говорить вслух о real Ukrainian women. О тех, кто влияет на искусство, культуру, моду, технологии и другие сферы на мировом уровне. 

Поэтому меня искренне удивило, что на носу 2022-го, когда все люди, бренды и медиа ходят по минному полю стереотипов в попытке никого не задеть, происходит недоразумение такого масштаба в одном из самых влиятельных шоу Netflix. Причем в таком гротескном, нижепоясном виде.

Елена Щербань, представитель Maison Margiela в восточной Европе, создательница wellness-бренда Moe Tilo

@velency

«Эмили в Париже» — это сериал о стереотипах в отношении как национальностей, так и гендеров. Когда вышел первый сезон, я помню, как все французы были возмущены тем, что их изобразили ленивыми и распутными. Тем временем экспаты во Франции видели в этих очень утрированных чертах и долю правды. Но в дискуссию с французами на эту тему, конечно, никто не вступал. Что же касается эпизода с украинкой — скажу откровенно, что мне было больно на это смотреть, поскольку вокруг восточноевропейских женщин и так хватает клише. Такая огромная площадка, как Netflix, должна относиться более серьезно к тому, какой посыл она несет. Как же новая этика? Какую смысловую нагрузку предполагала эта сцена? Я не понимаю. Но в то же время это развлекательный сериал, который не преследует образовательных целей, и думающие люди это прекрасно осознают. Я сама с радостью расскажу своим иностранным друзьям о таких великих украинках, как художница Александра Экстер, оперная певица Саломея Крушельницкая, художница Екатерина Белокур. Но, пожалуйста, не усложняйте нам жизнь! Единственное, что дает надежду, — это то, что с гендерными стереотипами в медиа и рекламе ситуация немного улучшается, в том числе благодаря людям, которые громко об этом заявляют. Поэтому я очень надеюсь, что в ближайшем будущем мы сможем изменить это положение вещей и в национальном разрезе.

Алина Долинина, основательница бренда Have A Rest

@alina_dolinina_v

Учитывая реакцию, которую вызвал этот эпизод, к ситуации нельзя не отнестись серьезно. Я еще не смотрела новый сезон «Эмили в Париже», но по вызвавшему дискуссии эпизоду вижу, что выбранное клише касается именно украинок, в то время как остальные стереотипы в сериале — это в основном либо преувеличенные черты характера персонажей, либо клише, касающиеся некоторых культурных особенностей страны. Например, гастрономических. А тут мы видим клишированный образ женщины-украинки. И так как больше об Украине в сериале упоминаний нет, образ страны и женской части Украины формируется довольно посредственный. Ассоциируюсь ли я у вас с Петрой из сериала? А сотни ученых, успешных предпринимательниц, работающих женщин, студенток-украинок лучших университетов Украины и мира, домохозяек, матерей и еще много-много других женщин? Не думаю, что освещение этого стереотипа в настолько преувеличенной манере уместно. Тем более в профеминистическом мире.

Я думаю, что Netflix, как влиятельная на мировом уровне компания, должна тщательно перепроверять любую информацию, которую собирается распространять. Подобного рода клише нужно проверять и утверждать у носителей культуры — есть разница между стереотипами, над которыми смеются даже сами представители культуры, и стереотипами, которые являются обидными и с которыми мы сами стараемся бороться.

Екатерина Шкулипа, журналист и пиар-специалист

@shkulipa

Я еще не успела посмотреть второй сезон «Эмили в Париже», но случайно наткнулась на пост Евгении Гаврилко и увидела этот отрывок об украинках. Под постом Гаврилко более двух тысяч комментариев тех, кого оскорбил этот эпизод. Честно говоря, не хотелось бы относиться к этому слишком серьезно, потому что весь сериал, судя по первому сезону, — одно сплошное клише (все мы помним как в прошлом году «Эмили» были недовольны французы). Но в 2021 году некоторые все еще считают, что в Великобритании все поголовно завтракают овсянкой, а в России по улицам гуляют медведи, поэтому мне страшно, что эпизод с украинкой Петрой (это, кстати, не украинское имя) и ее образ воспримут так, будто это правда. И мне бы не хотелось, чтобы моя страна и женщины, многие из которых построили прекрасную карьеру и представляют Украину в лучшем свете, были заведомо восприняты иностранцами так, как показано в сериале.

Яна Бородина, автор курсов по йоге Scorpyoga

@scorpioprincesse

К таким популярным в наше время явлениям, как толерантность, равенство, кэнселинг, я отношусь достаточно холодно. Считаю, что это только слова, ведь живу в реальном мире, который отличается от выдуманных кем-то новых норм. Не могу сказать, что я бы не хотела всех этих ценностей в реальной жизни, скорее подчеркну, что сомневаюсь в том, что это возможно. Мы сейчас видим, что современное общество относится к Украине как к стране третьего мира. Да, у нас есть самые разные люди из сел и отдаленных районов, как и в любой другой стране. Но данное то, что мы увидели в «Эмили в Париже», не является квинтэссенцией образа современной украинки. С какой-то стороны Netflix — классная платформа, но в то же время там горы хлама, в которых еще надо постараться найти что-то стоящее. Тут уже каждый зритель может сам сделать выбор — что и как потреблять с экранов. Украина — страна возможностей, украинцы — классные и открытые люди, а украинки — красивые, любящие и талантливые девушки! Так что приезжайте к нам и снимайте качественный контент, а не вот это вот все.

Ксения Бугримова, режиссер, продюсер, шоураннер

@xenia_bugrimova

Мне было крайне неприятно видеть такой образ украинских девушек, он оставил обидное и горькое послевкусие. Только за последние десять лет мы смогли выстроить новую, креативную Украину, но мир о ней, судя по всему, не имеет ни малейшего представления. В мировом сознании образ страны — это по-прежнему война и беженцы, женщины «заробитчанки». В реальности же нам есть чем гордиться. В том числе нашими потрясающими соотечественницами, добившимися больших побед во всем мире. 

Ради создания комедийной ситуации Netflix пренебрег чувствами целой страны, сделав акцент на том, что девушка с несуществующим в Украине именем Петра — родом именно из Киева. Линия ее персонажа не только преступно безвкусна и глупа, но и никак не развивается. У нее нет талантов, нет сюжетной арки, и она создана исключительно для того, чтобы продемонстрировать превосходство главной героини. И даже если мы добьемся комментария от Netflix, в котором они принесут извинения, в лучшем случае они скажут, что сериал в целом построен на стереотипах. Какой урок мы можем вынести из этой ситуации? Во-первых, современная Украина не представлена на мировой медиаарене, а отдельные модные, музыкальные проекты и кино — слишком узкая ниша, чтобы о нас как о нации сложилось впечатление у мирового сообщества. Во-вторых, та, «другая» часть Украины, показанная в сериале, тоже существует. Подобные ситуации не редки, и тут виноваты обе стороны.

Для того чтобы подобные ситуации не происходили, необходимо на уровне страны выстраивать маркетинг Украины, показывая свою креативную индустрию, которую мы построили за последние десять лет. Кино и сериалы однозначно должны скорректировать курс, и государство, как мне кажется, должно играть ключевую роль в стратегическом планировании контента. Я искренне считаю, что в наших силах поменять такое представление об украинцах, и именно креативная индустрия способна разрушить подобные стереотипы: с помощью популяризации украинского контента, инноваций в кино и сериалах, сотрудничества с мировыми компаниями. 

Алина Бабешко, основательница косметического ретейлера Professional Care

@alinababeshko

Netflix — это платформа с огромной аудиторией и большим влиянием на взгляды людей. Netflix — это в первую очередь огромный поставщик информации. Грустно, что у мировых медиа до сих пор настолько узкое представление об украинской культуре, ведь множество украинцев и украинок давно известны на мировой арене благодаря своим успехам. Понятно, что сериал комедийный и в юмористических целях гиперболизирует выбранную ситуацию. Но юмор — дело тонкое, и лично я чувствую грань между комедией и оскорблением. 

Как женщину, как патриотку и как украинку, меня очень расстраивает, что персонажа в сериале отобразили таким образом. В Украине очень много умных, сильных и талантливых женщин, и я считаю несправедливым ассоциирование их с таким поверхностным образом. Ведь Netflix, возможно бессознательно, формирует ложный образ украинок на мировой арене. В то время как многие представительницы украинской культуры, бизнеса и науки известны своими достижениями далеко за пределами Украины, начиная с прошлого века. Нам есть кем и чем гордиться.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.