Почему летние выставки Пушкинского музея — это сенсация

Смотрим на Матисса, Пикассо, Гогена и не только — с 19 июня
Почему летние выставки Пушкинского музея — это сенсация

19 июня Пушкинский музей открывает два летних блокбастера: выставки «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное», о которой нам уже рассказывала куратор Александра Данилова, и «Щукин. Биография коллекции». Для первой освободили практически всю Галерею искусства стран Европы и Америки, для второй — собрали в Главном здании 450 произведений, в том числе живопись, графику, скульптуру и архивные материалы. По 24 работы Анри Матисса и Пабло Пикассо, по 13 — Клода Моне, Поля Гогена и Андре Дерена, семь полотен Сезанна, пятерка картин Анри Руссо — так звучит главный звездный состав щукинской коллекции. Акцентируем внимание на ней и смотрим на собрание великого московского фабриканта сегодняшними глазами.

Поль Гоген. Aha Oe Feil? («А, ты ревнуешь?»),1892. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Радикальная для своего времени коллекция Сергея Щукина, который в 1908 году открыл музей в своем особняке и показал московской публике зарубежные шедевры, началась с импрессионистов. В 1898 году Щукин купил «Скалы в Бель-Иль» Клода Моне и последующие шесть лет неотступно собирал его наряду с Ренуаром и Дега. Вкус формировался постепенно, поворачивая в сторону тех авторов, которые особенно будоражили и задевали, а также новых имен. «Реконструируя» коллекцию Щукина, которая в 1948-м была разделена между Москвой и Петербургом, Пушкинский музей стремился воссоздать его логику, показать перемены вкуса и интуитивные маневры, и привез в столицу все, чем гордится Государственный Эрмитаж.

Клод Моне. «Стог сена в Живерни», 1886. Из коллекции Государственного Эрмитажа

От традиционных пейзажей — к одному из лучших в мире собраний новой французской живописи. Как рассказывала директор ГМИИ Марина Лошак журналу Vogue, Сергей Иванович Щукин «приобретал вещи, которые возбуждали его, хотя иногда пугали своей новизной». Коллекционирование для него сравнимо с постоянным саморазвитием. «Обычно коллекционеры следуют за своими пристрастиями, — отмечает Лошак, — а это был человек, который сам себя формировал, пытаясь стать лучше. Как в жизни, он, будучи болезненным ребенком-заикой, всю жизнь воспитывал выносливость и уверенность в себе. Так и в искусстве, стремясь найти то, что в будущем завоюет мир, он и рисковал, и преодолевал себя, заставлял себя полюбить работы Матисса или Пикассо. Главную революцию он производил внутри своей личности, а то, что его коллекция и его открытый для всех дом повлияли на дальнейший ход искусства — уже следствие этого внутреннего переворота».

«Мне тоже кажется, что будущее гораздо интереснее настоящего, тем более прошлого», — Марина Лошак.

Зал Гогена в особняке С. И. Щукина, 1913

Как и век назад в интерьерах особняка Сергея Щукина, в ГМИИ всем его главным увлечениям отведено по залу. Собирая таитянские картины Гогена с глубоким содержанием, Щукин развешивал их на стенах плотно — получалась почти монументальная фреска. Критик и искусствовед Яков Тугендхольд, составивший каталог коллекции С. И. Щукина, называл эту инсталляцию «гогеновским иконостасом». Матисса же коллекционировал, стремясь следовать логике самого художника. Сергей Иванович выбирал элементарные, лаконичные, новаторские в своей простоте вещи: «Игра в шары» (1908), «Красная комната» (1908), «Нимфа и сатир» (1909). Кульминацией любви к Матиссу стали декоративные панно «Танец» и «Музыка», отмечают в Пушкинском музее. И для художника, и для коллекционера они были «смелым решением и художественной декларацией».

Анри Матисс. «Танец»,1910. Из коллекции Государственного Эрмитажа

Осмеянное публикой и выполненное по заказу самого Щукина декоративное панно «Танец» коллекционер сначала отказался забирать. Но поверил в правоту Матисса, а не в зрителей, выставил полотно на самом видном месте, на лестнице, и сделал «Танец» символом своей коллекции. Этим летом Пушкинский музей показывает его отдельно в самом большом своем пространстве — Белом зале.

Зал Матисса в особняке С. И. Щукина, 1913

«Коллекция Щукина — это четко прослеживаемая цепь увлечений, от Барбизонской школы и Коро к импрессионистам: Писсарро, Мане, Моне, Сислею, потом Сезанну, Гогену, за ними Матиссу и Пикассо, — рассказала Vogue Марина Лошак. — Тут как в любви: одна возлюбленная, другая, третья, и с каждой связана своя история, и каждая новая воспринимается ярче прошлой. Я это очень остро чувствую, потому что мне тоже кажется, что будущее гораздо интереснее настоящего, тем более прошлого. Мы расскажем о контексте того времени, о трех братьях Сергея Щукина, тоже великих коллекционерах. Нам важно показать, что это не просто шедевры на стенах, это жизнь человека, глубоко драматичная и абсолютно отражающая XX век». Полное интервью Марины Лошак о летних выставках Пушкинского музея читайте в нашем июльском номере.

Анри Руссо. «Нападение ягуара на лошадь», 1910. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Выставка «Щукин. Биография коллекции» открыта до 15 сентября и проходит параллельно с проектом «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, до 29 сентября). На память унесите альбом-каталог и биографию «Сага о Щукиных. Собиратели шедевров», написанную Наталией Семеновой, дополнительная программа тоже продумана — список образовательных и инклюзивных мероприятий ищите на сайте музея.

Особняк Щукина на снимках К. А. Фишера, 1906

Поль Гоген. «Ruperupe («О, Таити, чудесный край!» Сбор плодов)», 1899. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Альбер Марке. «Порт в Онфлере», 1911. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: ©Succession H. Matisse