19 июня Пушкинский музей открывает два летних блокбастера: выставки «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное», о которой нам уже рассказывала куратор Александра Данилова, и «Щукин. Биография коллекции». Для первой освободили практически всю Галерею искусства стран Европы и Америки, для второй — собрали в Главном здании 450 произведений, в том числе живопись, графику, скульптуру и архивные материалы. По 24 работы Анри Матисса и Пабло Пикассо, по 13 — Клода Моне, Поля Гогена и Андре Дерена, семь полотен Сезанна, пятерка картин Анри Руссо — так звучит главный звездный состав щукинской коллекции. Акцентируем внимание на ней и смотрим на собрание великого московского фабриканта сегодняшними глазами.
Радикальная для своего времени коллекция Сергея Щукина, который в 1908 году открыл музей в своем особняке и показал московской публике зарубежные шедевры, началась с импрессионистов. В 1898 году Щукин купил «Скалы в Бель-Иль» Клода Моне и последующие шесть лет неотступно собирал его наряду с Ренуаром и Дега. Вкус формировался постепенно, поворачивая в сторону тех авторов, которые особенно будоражили и задевали, а также новых имен. «Реконструируя» коллекцию Щукина, которая в 1948-м была разделена между Москвой и Петербургом, Пушкинский музей стремился воссоздать его логику, показать перемены вкуса и интуитивные маневры, и привез в столицу все, чем гордится Государственный Эрмитаж.
От традиционных пейзажей — к одному из лучших в мире собраний новой французской живописи. Как рассказывала директор ГМИИ Марина Лошак журналу Vogue, Сергей Иванович Щукин «приобретал вещи, которые возбуждали его, хотя иногда пугали своей новизной». Коллекционирование для него сравнимо с постоянным саморазвитием. «Обычно коллекционеры следуют за своими пристрастиями, — отмечает Лошак, — а это был человек, который сам себя формировал, пытаясь стать лучше. Как в жизни, он, будучи болезненным ребенком-заикой, всю жизнь воспитывал выносливость и уверенность в себе. Так и в искусстве, стремясь найти то, что в будущем завоюет мир, он и рисковал, и преодолевал себя, заставлял себя полюбить работы Матисса или Пикассо. Главную революцию он производил внутри своей личности, а то, что его коллекция и его открытый для всех дом повлияли на дальнейший ход искусства — уже следствие этого внутреннего переворота».
Как и век назад в интерьерах особняка Сергея Щукина, в ГМИИ всем его главным увлечениям отведено по залу. Собирая таитянские картины Гогена с глубоким содержанием, Щукин развешивал их на стенах плотно — получалась почти монументальная фреска. Критик и искусствовед Яков Тугендхольд, составивший каталог коллекции С. И. Щукина, называл эту инсталляцию «гогеновским иконостасом». Матисса же коллекционировал, стремясь следовать логике самого художника. Сергей Иванович выбирал элементарные, лаконичные, новаторские в своей простоте вещи: «Игра в шары» (1908), «Красная комната» (1908), «Нимфа и сатир» (1909). Кульминацией любви к Матиссу стали декоративные панно «Танец» и «Музыка», отмечают в Пушкинском музее. И для художника, и для коллекционера они были «смелым решением и художественной декларацией».
Осмеянное публикой и выполненное по заказу самого Щукина декоративное панно «Танец» коллекционер сначала отказался забирать. Но поверил в правоту Матисса, а не в зрителей, выставил полотно на самом видном месте, на лестнице, и сделал «Танец» символом своей коллекции. Этим летом Пушкинский музей показывает его отдельно в самом большом своем пространстве — Белом зале.
«Коллекция Щукина — это четко прослеживаемая цепь увлечений, от Барбизонской школы и Коро к импрессионистам: Писсарро, Мане, Моне, Сислею, потом Сезанну, Гогену, за ними Матиссу и Пикассо, — рассказала Vogue Марина Лошак. — Тут как в любви: одна возлюбленная, другая, третья, и с каждой связана своя история, и каждая новая воспринимается ярче прошлой. Я это очень остро чувствую, потому что мне тоже кажется, что будущее гораздо интереснее настоящего, тем более прошлого. Мы расскажем о контексте того времени, о трех братьях Сергея Щукина, тоже великих коллекционерах. Нам важно показать, что это не просто шедевры на стенах, это жизнь человека, глубоко драматичная и абсолютно отражающая XX век». Полное интервью Марины Лошак о летних выставках Пушкинского музея читайте в нашем июльском номере.
Выставка «Щукин. Биография коллекции» открыта до 15 сентября и проходит параллельно с проектом «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, до 29 сентября). На память унесите альбом-каталог и биографию «Сага о Щукиных. Собиратели шедевров», написанную Наталией Семеновой, дополнительная программа тоже продумана — список образовательных и инклюзивных мероприятий ищите на сайте музея.
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.
Фото: ©Succession H. Matisse