19 июня Пушкинский музей открывает два летних блокбастера: выставки «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное», о которой нам уже рассказывала куратор Александра Данилова, и «Щукин. Биография коллекции». Для первой освободили практически всю Галерею искусства стран Европы и Америки, для второй — собрали в Главном здании 450 произведений, в том числе живопись, графику, скульптуру и архивные материалы. По 24 работы Анри Матисса и Пабло Пикассо, по 13 — Клода Моне, Поля Гогена и Андре Дерена, семь полотен Сезанна, пятерка картин Анри Руссо — так звучит главный звездный состав щукинской коллекции. Акцентируем внимание на ней и смотрим на собрание великого московского фабриканта сегодняшними глазами.
Радикальная для своего времени коллекция Сергея Щукина, который в 1908 году открыл музей в своем особняке и показал московской публике зарубежные шедевры, началась с импрессионистов. В 1898 году Щукин купил «Скалы в Бель-Иль» Клода Моне и последующие шесть лет неотступно собирал его наряду с Ренуаром и Дега. Вкус формировался постепенно, поворачивая в сторону тех авторов, которые особенно будоражили и задевали, а также новых имен. «Реконструируя» коллекцию Щукина, которая в 1948-м была разделена между Москвой и Петербургом, Пушкинский музей стремился воссоздать его логику, показать перемены вкуса и интуитивные маневры, и привез в столицу все, чем гордится Государственный Эрмитаж.