Радости жизни

Почему куратор — одна из главных фигур мира искусства

Как им стать, рассказывают Эндрю Болтон, Кейт Фаул и другие профессионалы

Эндрю Болтон на выставке Manus x Machina в Метрополитен-музее, 2016

Слово «кураторство» происходит от латинского curare, что означает «заботиться о ком-то или чем-то». Поэтому в Древнем Риме кураторами называли людей, обслуживавших публичные бани, а в Средневековье — священников, спасавших заблудшие души. Только в XX веке этот термин стали применять к организаторам музейных выставок, но понадобилось время, чтобы они превратились в одних из ключевых фигур арт-индустрии.

В 1960-е произошел так называемый «кураторский переворот»: произведения искусства перестали восприниматься как автономные объекты, и большое значение получил контекст, в который их помещали. Как сказал критик и писатель Брюс Альтшулер, «кураторы стали создателями наравне с художниками», и это навсегда изменило отношение и к их делу, и к самим выставкам. Если вы мечтаете попробовать себя в этой сфере, прислушайтесь к советам профессионалов.

Получите образование — необязательно профильное

Профессиональное университетское образование в сфере кураторского дела появилось в 1960-е годы в Королевском колледже искусств в Лондоне и в Центре кураторских исследований при нью-йоркском Бард-колледже. Эти учебные заведения по-прежнему считаются самыми престижными в мире. Также существуют неакадемические программы при музеях — подобные есть, например, при Музее американского искусства Уитни и Центре современного искусства De Appel в Амстердаме. Однако куратором можно стать, получив образование в смежных областях: истории искусств, литературе или архитектуре.

Перформанс The Master and Form Брендана Фернандеса на выставке фонда Graham Foundation в Чикаго, 2018. Фото: Brendan Leo Merea

Арик Чен, главный куратор ярмарки Design Miami, переключился на музейное дело с журналистики. «Кураторство и писательство очень похожи по своей сути, — говорит он. — Ваша работа заключается в том, чтобы потреблять как можно больше визуальной информации и, основываясь на ней, делать определенные выводы и суждения, фильтровать, редактировать, строить нарративы, доносить их до широкой аудитории». Зачастую бывает, что сами художники со временем становятся кураторами, как это сделала Мануэла Москосо — сегодня она организовывает выставки в Музее имени Руфино Тамайо в Мехико. «Все началось с того, что я просто хотела дать своим коллегам по цеху возможность показывать свои работы, — говорит Москосо. — Но потом поняла, что мне больше нравится работать с другими людьми, нежели делать все в одиночестве».

Мануэла Москосо. Фото: Jacobo Braun

Не бойтесь новых идей — и людей

Будьте готовы к командной работе: куратор — главный посредник между художником и выставочным пространством, инвесторами, коллекционерами и критиками. «Каждый из этих элементов играет важную роль в достижении финального результата, — говорит Руджеко Хокли, помощник куратора в нью-йоркском Музее Уитни. — В начале карьеры меня больше всего привлекал тот факт, что эта работа подразумевает постоянное взаимодействие с художниками».

По мнению главного куратора московского музея «Гараж» Кейт Фаул, главное в ее работе — не бояться разнообразия. «Важно правильно выстраивать отношения между людьми и арт-площадками, чтобы избежать превосходства какой-то одной культуры и дать зрителям возможность посмотреть на объект с разных перспектив», — говорит она.

Кейт Фаул. Фото: музей «Гараж»

Узнайте особенности работы в своей стране

В каждом регионе в отношении арт-кураторства действуют свои законы. «Самое сложное в работе в России — это постоянная необходимость в визах, как для местных художников, которые хотят выставлять свои работы в других странах, так и для приглашенных звезд», — говорит Фаул. С другой стороны, она признает, что, живя в Москве, имеет возможность «более свободно экспериментировать с разными форматами, не будучи заложницей вековых традиций музеев».

Следите за трендами, но не рассчитывайте только на них

Последняя яркая тенденция в мире искусства — масштабные «выставки-блокбастеры», которые собирают огромное количество посетителей. Пример тому — ретроспектива работ Жан-Мишеля Баскии, которая прошла в лондонском центре искусств Barbican и собрала рекордные для галереи 250 тысяч гостей, или выставка Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination в Метрополитен-музее, ее увидели более 1,6 миллиона человек. Правда, многие критики предупреждают, что такая тенденция долго не проживет, да и масштаб не всегда главный показатель успеха. «От нас постоянно требуют придумать что-то глубокое и концептуальное, но при этом понятное широкой публике, — объясняет Эндрю Болтон, главный куратор Института костюма музея Метрополитен, чья новая выставка «Кэмп: записки о моде» откроется в мае. — Но я уверен, что необходимого эффекта можно добиться и без громких фанфар».

Вечерний ансамбль, Джон Гальяно для Dior Couture осень-зима 2006 на выставке Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination в Метрополитен-музее, 2018

Читайте также: Как стать галеристом: рассказывают профессионалы

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Музей «Гараж», Brendan Leo Merea/Monique Meloche Gallery, Jacobo Braun, Getty Images

Читайте также

Мода

Вся мода осени в лукбуке ЦУМа

Мода

С юбилеем, Ральф Лорен

Мода

Короткая шуба из экомеха — лучшая подруга звезд в этом сезоне

Edition