Почему куратор — одна из главных фигур мира искусства

Как им стать, рассказывают Эндрю Болтон, Кейт Фаул и другие профессионалы
Куратор в мире искусства Эндрю Болтон о своей работе

Эндрю Болтон на выставке Manus x Machina в Метрополитен-музее, 2016

Слово «кураторство» происходит от латинского curare, что означает «заботиться о ком-то или чем-то». Поэтому в Древнем Риме кураторами называли людей, обслуживавших публичные бани, а в Средневековье — священников, спасавших заблудшие души. Только в XX веке этот термин стали применять к организаторам музейных выставок, но понадобилось время, чтобы они превратились в одних из ключевых фигур арт-индустрии.

В 1960-е произошел так называемый «кураторский переворот»: произведения искусства перестали восприниматься как автономные объекты, и большое значение получил контекст, в который их помещали. Как сказал критик и писатель Брюс Альтшулер, «кураторы стали создателями наравне с художниками», и это навсегда изменило отношение и к их делу, и к самим выставкам. Если вы мечтаете попробовать себя в этой сфере, прислушайтесь к советам профессионалов.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Получите образование — необязательно профильное

Профессиональное университетское образование в сфере кураторского дела появилось в 1960-е годы в Королевском колледже искусств в Лондоне и в Центре кураторских исследований при нью-йоркском Бард-колледже. Эти учебные заведения по-прежнему считаются самыми престижными в мире. Также существуют неакадемические программы при музеях — подобные есть, например, при Музее американского искусства Уитни и Центре современного искусства De Appel в Амстердаме. Однако куратором можно стать, получив образование в смежных областях: истории искусств, литературе или архитектуре.

Перформанс The Master and Form Брендана Фернандеса на выставке фонда Graham Foundation в Чикаго, 2018. Фото: Brendan Leo Merea

Арик Чен, главный куратор ярмарки Design Miami, переключился на музейное дело с журналистики. «Кураторство и писательство очень похожи по своей сути, — говорит он. — Ваша работа заключается в том, чтобы потреблять как можно больше визуальной информации и, основываясь на ней, делать определенные выводы и суждения, фильтровать, редактировать, строить нарративы, доносить их до широкой аудитории». Зачастую бывает, что сами художники со временем становятся кураторами, как это сделала Мануэла Москосо — сегодня она организовывает выставки в Музее имени Руфино Тамайо в Мехико. «Все началось с того, что я просто хотела дать своим коллегам по цеху возможность показывать свои работы, — говорит Москосо. — Но потом поняла, что мне больше нравится работать с другими людьми, нежели делать все в одиночестве».

Мануэла Москосо. Фото: Jacobo Braun

Не бойтесь новых идей — и людей

Будьте готовы к командной работе: куратор — главный посредник между художником и выставочным пространством, инвесторами, коллекционерами и критиками. «Каждый из этих элементов играет важную роль в достижении финального результата, — говорит Руджеко Хокли, помощник куратора в нью-йоркском Музее Уитни. — В начале карьеры меня больше всего привлекал тот факт, что эта работа подразумевает постоянное взаимодействие с художниками».

По мнению главного куратора московского музея «Гараж» Кейт Фаул, главное в ее работе — не бояться разнообразия. «Важно правильно выстраивать отношения между людьми и арт-площадками, чтобы избежать превосходства какой-то одной культуры и дать зрителям возможность посмотреть на объект с разных перспектив», — говорит она.

Кейт Фаул. Фото: музей «Гараж»

Узнайте особенности работы в своей стране

В каждом регионе в отношении арт-кураторства действуют свои законы. «Самое сложное в работе в России — это постоянная необходимость в визах, как для местных художников, которые хотят выставлять свои работы в других странах, так и для приглашенных звезд», — говорит Фаул. С другой стороны, она признает, что, живя в Москве, имеет возможность «более свободно экспериментировать с разными форматами, не будучи заложницей вековых традиций музеев».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Следите за трендами, но не рассчитывайте только на них

Последняя яркая тенденция в мире искусства — масштабные «выставки-блокбастеры», которые собирают огромное количество посетителей. Пример тому — ретроспектива работ Жан-Мишеля Баскии, которая прошла в лондонском центре искусств Barbican и собрала рекордные для галереи 250 тысяч гостей, или выставка Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination в Метрополитен-музее, ее увидели более 1,6 миллиона человек. Правда, многие критики предупреждают, что такая тенденция долго не проживет, да и масштаб не всегда главный показатель успеха. «От нас постоянно требуют придумать что-то глубокое и концептуальное, но при этом понятное широкой публике, — объясняет Эндрю Болтон, главный куратор Института костюма музея Метрополитен, чья новая выставка «Кэмп: записки о моде» откроется в мае. — Но я уверен, что необходимого эффекта можно добиться и без громких фанфар».

Вечерний ансамбль, Джон Гальяно для Dior Couture осень-зима 2006 на выставке Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination в Метрополитен-музее, 2018

Читайте также: Как стать галеристом: рассказывают профессионалы

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Музей «Гараж», Brendan Leo Merea/Monique Meloche Gallery, Jacobo Braun, Getty Images