Почему иногда лучше отказаться от дел, чтобы позаботиться о себе

Эксперты объясняют, как одержимость продуктивностью влияет на наше психологическое состояние
Почему иногда лучше отказаться от дел чтобы позаботиться о себе
thepouf

Удаленная работа, подъемы рано утром, чтобы «все успеть», постоянный тайм-менеджмент и загруженные дни — все это наше врожденное желание быть безупречными в каждой сфере жизни. Важно научиться сокращать бесконечный список задач и применять то, что часто бывает трудно реализовать на практике: оставлять дела несделанными. То есть отложить некоторые из тех обязательств, которые вы взвалили на себя и отказываетесь делегировать другим людям. Забота о себе, о которой мы так много говорим, заключается и в этом.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Как объясняет тренер по личностному развитию Ксимена Валенсия, желание делать все и сразу заложено в нашей ДНК и имеет исторический контекст: «Слишком долго (веками) женщин учили заботе — благополучие всех вокруг должно быть на первом месте. И, конечно же, желание совместить все роли, которые были нам назначены, и те, которые мы хотим для себя сейчас, приводит к тому, что забота о себе уходит на второй план».

«Исследования показывают: если мы будем уделять время заботе о себе, наша жизнь станет более сбалансированной, а самочувствие улучшится, — говорит Марта Кальдереро, преподаватель кафедры психологии и педагогических наук в UOC (Открытый университет Каталонии). — Каждый может время от времени сталкиваться со множеством обязанностей, но поддерживать такой марафонский темп на постоянной основе утомительно».

Поскольку наше благосостояние также зависит от того, чтобы что-то пропускать, вот несколько рекомендаций по применению данной методики. Предупреждаем: изменение психологии своего поведения требует времени. Но попробовать стоит.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Определите приоритеты

Никто не сказал, что это легко — в одночасье прекратить делать вещи, которые мы когда-то считали обязательными. «Изменение собственной психологии, такое распределение приоритетов, где вы на первом месте, осознание того, что миру не придет конец, если вы не выполните одну из задач, — это процесс, требующий времени, — объясняет Валенсия. — Расслабиться, отпустить обязательства, избавиться от чувства вины — то, над чем стоит работать каждый день».

Научитесь делегировать

«Женщины склонны возлагать на себя дополнительную нагрузку и нести ответственность от начала до конца. Пора научиться делегировать, распределять задачи и доверять их тем, кто может помочь. Может быть, то, что вам кажется утомительным, кому-то понравится», — объясняет Валенсия. Мы знаем, что поступать так непросто, — человек склонен думать, что лишь он может выполнить работу хорошо, — однако это необходимо. «Делегирование обязанностей высвобождает время и энергию и — хотите верьте, хотите нет — укрепляет отношения с другими, потому что мы показываем им свое доверие», — говорит Кальдереро.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Выбирайте, когда быть перфекционистами (а когда нет)

Все просто: если усложнять дела, они будут доставлять вам дискомфорт. «Помните, что перфекционизм может стать вашей самой большой слабостью; жить в соответствии с ним нужно не всегда», — говорит эксперт UOC.

Правило двадцати минут

Да, выделить время для себя не всегда получается. Смещая приоритеты в сторону других обязанностей, вы, однако, откладываете момент уединения на потом — с риском, что его просто не будет. «Планируя день, обозначьте, сколько времени вы потратите на ту или иную задачу, — предлагает Валенсия. — Всегда оставляйте для себя 20–30 минут перерыва между делами ради перекуса, отдыха или медитации. Так вы гарантированно сможете посвятить часть времени себе».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Приятный распорядок дня

И Кальдереро, и Валенсия считают, что ключ к эмоциональному равновесию заключается в том, чтобы повседневные задачи делали нас счастливыми. Очевидно, это непросто, но ежедневная рутина с препятствиями не принесет хороших результатов. «Когда мы перегружены, то пытаемся справиться с этим, работая еще больше и быстрее, — объясняет Марта Кальдереро. — Это нормально, но такая стратегия редко хорошо заканчивается. Причина, по мнению экспертов, — в бессмысленности этих задач для нас. Они стали обязательствами, и мы оказываемся на распутье: выполнение их приносит мало радости, а незавершенность заставляет чувствовать себя еще хуже. А когда день состоит из деятельности, которая имеет для нас смысл, мы достигаем важного баланса».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Упражнение с двумя списками

Ксимена Валенсия предлагает составить два списка: в одном мы перечисляем задачи, которые должны выполнить, в другом превращаем эти «я должен» в «я выбираю».

«Прочтите это вслух и осознайте, какие задачи доставляют вам радость и что вы действительно хотите выполнять, а какие являются обязательствами, — говорит эксперт. — Именно последние нужно делегировать — или прекратить делать, если они не так необходимы, как вы полагаете. Выполняйте только то, что, по вашему мнению, делает вас хотя бы немного счастливым и не заставляет чувствовать себя обязанным. Пусть все задачи будут важными и полезными. А дела, в которых вы чувствуете давление, вы будете выполнять без особого желания, что обязательно отразится на результате».

Техника WOOP

WOOP — это «желание, результат, препятствие, план». Пользоваться данной техникой рекомендует Марта Кальдереро, ссылаясь на проведенное в Нью-Йоркском университете исследование ее преимуществ. «Женщины, участвовавшие в исследовании, выполняли это простое упражнение один раз в день, — рассказывает эксперт. — Они записывали свои WOOP в дневник, обозначая желание или цель заботы о себе, потом думали о наилучшем достижимом результате, определяли основные препятствия, которые могли бы этому помешать. И, наконец, составляли план, как преодолеть эти препятствия. Эффект был положительным: участницы больше не испытывали разочарования и ощущали себя гораздо более способными и счастливыми».

Практикуйте любой вид ухода за собой

Не надо делать ничего сверхъестественного — вспомните множество уже существующих форм заботы о себе. Марта Кальдереро перечисляет некоторые: 

1. Физическая: спорт, питание. 

2. Интеллектуальная: любая деятельность, которая стимулирует наш мозг. 

3. Эмоциональная: выражение наших эмоций. «Это может быть внутренний диалог, разговор с близким человеком о своих чувствах или поход к психологу, — поясняет эксперт. — Многие женщины также находят художественное и творческое самовыражение, передавая свои эмоции».

4. Социальная: забота об отношениях в семье и поиск новых друзей. 

5. Забота о своей безопасности: действия, которые повышают уровень комфорта — в настоящем и будущем.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Ana Morales/Vogue.es