Image may contain: Swimming, Human, Sport, Sports, Water, Person, Face, and Female

© Фото: Felicity Ingram / trunkarchive.c

Красота

Все, что нужно знать о феномене blue beauty

Новомодное экодвижение заботится о фауне и флоре водоемов: его сторонники ратуют за отсутствие в косметике вредных для рифов веществ и безотходную упаковку. Vogue разбирается, как блю-бьюти-бренды помогают морям уже сейчас и что еще предстоит сделать

Индустрия красоты — чемпионка по количеству пластиковых отходов. Она крайне пагубно влияет на экологию, а в особенности на экологию водоемов. «Ежегодно в моря и океаны попадает порядка восьми миллионов тонн пластика — и это вдобавок к тем 150 миллионам тонн, которые уже по ним дрейфуют», — говорит Сара Джей, автор документального фильма Toxic Beauty (2019) и основательница All Earthlings — инициативы, направленной на повышение уровня прозрачности косметического производства. 

Благодаря документальным лентам вроде той, что сняла Джей, и другим действиям активистов, общество все больше узнает о том, насколько бьюти-продукты опасны для природы. Это, в свою очередь, порождает спрос на экологичные косметические бренды и продукты, созданные с оглядкой на климатическую ситуацию в мире.

От «зеленой» красоты — к «голубой»

Вы наверняка слышали термин «грин-бьюти». Так вот, «блю-бьюти» — схожий тренд, в последнее время он буквально захватил индустрию красоты. Движение «грин-бьюти» борется за то, чтобы косметика меньше вредила природе в целом. «Блю-бьюти» — за сокращение ущерба для морей и океанов: за отказ от пластиковой упаковки, от опасных для подводной экосистемы веществ и от трудно добываемых ингредиентов морского происхождения, таких как сквален и водоросли.

«Блю-бьюти» — следствие того, что мы стали в разы осведомленнее и осознаннее во всем, что касается экологии: стараемся есть здоровые продукты, правильно утилизировать и перерабатывать отходы, избегаем лишней химии, — говорит Мелисса Хаго, вице-президент бьюти-департамента трендового агентства Fashion Snoops. — Все эти перемены в образе жизни неизбежно должны были спровоцировать интерес к более натуральной, экологичной косметике, которая заботилась бы и о нас, и о климате. Мы в Fashion Snoops заговорили о «блю-бьюти» как о трендовом направлении где-то два года назад. Как раз тогда стало усиливаться всеобщее беспокойство о будущем океанов и морей, потребители начали осознавать, как сильно пластик вредит экосистеме водоемов».

Новая волна блю-бьюти-брендов

Способов стать дружелюбнее к океанам множество: заменить ингредиенты морского происхождения растительными аналогами, запретить добавлять в продукты вредные для морских обитателей компоненты (например, скрабирующие микрочастицы и химию, которая обесцвечивает коралловые рифы), убедиться, что вся упаковка поддается переработке, и так далее.

Biossance — один из таких осознанных бьюти-брендов. Посредством биотехнологий они воюют со скваленом — этот ингредиент, добываемый из печени акул, часто можно встретить в составе увлажняющей косметики. Biossance синтезируют свой сквален из сахарного тростника — растительного и возобновляемого источника. Работает он ничуть не хуже животного и не наносит никакого ущерба подводной экосистеме. Хаго отмечает, что именно Biossance помогли поставить вопрос растительного сквалена ребром и подтолкнуть марки, которые все еще используют животную версию вещества, пойти по новому пути. «А еще они обратили внимание брендов на то, что у потребителя до сих пор нет возможности узнать, каким образом был добыт сквален для того или иного средства. Это лишний раз подтвердило необходимость работать над прозрачностью производственных цепочек, чтобы люди могли принимать осознанные и этичные решения».

Что касается запрета некоторых опасных ингредиентов, таких как скрабирующие частицы и обесцвечивающие коралловые рифы химикаты (тот же оксибензон, применяемый в санскринах), тут многие бренды среагировали быстро. «Загрязнение вод микрочастицами и разрушающими рифы веществами — когда об этих двух проблемах заговорили, марки довольно оперативно принялись совершенствовать свои средства», — говорит Хаго. По ее словам, безвредные для рифов минеральные солнцезащитные средства сейчас — настоящий хит. К примеру, бренд Versed совсем недавно запустил такую новинку, то же самое сделали Everyday Humans и EleVen by Venus Williams. Мелисса уверена, что санскринов с пометкой reef-safe в ближайшее время станет только больше.

Добавим несколько слов об экологичной упаковке. По словам Хаго, многие марки сегодня обращаются к альтернативному сырью и/или вторичному пластику (тому, что получают при переработке океанического мусора). Скажем, бренд натуральной косметики Honua Hawaiian Skincare используют биоразлагаемую тару и растительные красители, а также работают с энергией ветра. Их бутылочки сделаны из стекла, а этикетки на них не приклеены, а нанесены методом трафаретной печати. Марка Ren тем временем производит упаковку из вторичного океанического пластика: тюбики, бутылочки и крышки делают из мусора, но это не все, их дизайн разработан таким образом, чтобы тару было легко переработать снова. И дальше больше: к 2021 году компания намерена полностью перейти на переработанную, перерабатываемую и многоразовую упаковку.

Чем опасен блювошинг

Мы движемся в верном направлении, но Джей предупреждает, у медали есть и обратная сторона — блювошинг. Некоторые бренды и правда сотрудничают с организациями по защите океанов, стараются компенсировать свое влияние на природу. Вот только этого недостаточно. Высшим проявлением осознанности было бы «разработать абсолютно нетоксичные продукты многоцелевого действия и продавать их в перерабатываемой упаковке без грамма пластика». 

«Подход к производству должна пересмотреть вся индустрия целиком, — продолжает Хаго. — Мы видим все больше инновационных формул, одни производители избавляют свои продукты от микрочастиц, другие начинают выпускать безопасные для рифов минеральные санскрины. Важно, чтобы так поступали все компании — и большие, и маленькие, — чтобы экологичные средства не были нишевыми».

Бренды должны всерьез заняться перестройкой производства. Большинство придерживается линейной модели, то есть их не волнует судьба продукта после продажи. Так океаны превращаются в кладбища из токсичных сточных вод и пластика. Миру необходимо больше цикличных производств (Уильям Макдонах и Михаэль Браунгарт здорово все объясняют в книге Cradle to Cradle: Remaking the Way We Make Things), на которых учитывалось бы то, что станет с продуктом, когда он закончится. 

Полагаться на ресайклинг-программы можно, но не стоит этим ограничиваться. В продуктах не должно быть токсичных компонентов, от них не должны оставаться горы мусора. «Многие марки сейчас практикуют программы по сдаче тары назад — новые бутылочки они делают из тех, что принесли клиенты. Но такое решение все равно не искупит вред, учитывая, как велика и остра проблема пластика в бьюти-индустрии», — сетует Сара Джей. Она убеждена, что брендам следует использовать преимущественно стекло и бумагу и постепенно переходить к системе рефила, тогда мусора не будет совсем. «Измени подход, переработай формулу, заполни пустой пузырек заново» — вот ее девиз.

Дабы диалог вокруг этой темы продолжался, важно, чтобы правительства и крупные корпорации взялись за реформирование системы, прописали регулировки, а не перекладывали всю ответственность на покупателей, которым приходится иметь дело с уловками на этикетках и самостоятельно разбираться с составами.

Отходы, химикаты и пластик отравляют и в буквальном смысле уничтожают океаны. Движение блю-бьюти очень весомо — оно помогает сберечь водоемы и их обитателей. 

«Океанам свойственно быстро оправляться, потенциал восстановления огромный, если, конечно, мы всерьез займемся их защитой, — подводит итог Джей. — Океаны — это легкие Земли, без них, без их вклада в экосистему планеты мы просто не выживем».