мода

5 вопросов Ване Тенграну — о новой коллекции 10.Gran, вдохновленной дизайнером-модернистом Лилли Райх

А также о том, как долго она готовилась и почему вместе с ней Тенгран представил и новый логотип бренда
Ваня Тенгран — о новой коллекции украшений своего бренда 10.Gran вдохновленной дизайнероммодернистом Лилли Райх
Фото: Павел Харатьян. Стиль: Светлана Вашеняк. Макияж: Юлия Рада. Модель: Агата Данилова

В преддверии выпуска новой коллекции 10.Gran (которая поступает в продажу уже сегодня) основатель и дизайнер бренда украшений Ваня Тенгран разослал журналистам и друзьям ее «паспорт». Картонный конверт с отрывной лентой, новым (утолщенным) логотипом марки и большой надписью LILLY. Внутри — фотографии изделий и процесса их создания, а также напечатанный на плотной бумаге пресс-релиз, рассказывающий о Лилли Райх, женщине, которой эта коллекция посвящена — дизайнере-модернисте, декораторе, костюмере, стилисте и партнере (как в работе, так и в жизни) легендарного архитектора Людвига Мис ван дер Роэ. 

Лилли Райх, 1930 год

Архив Людвига Мис ван дер Роэ, MoMA

Многие интерьеры и предметы дизайна были придуманы Мис ван дер Роэ совместно с Лилли, но об этом мало кто знает. Сегодня историки ищут доказательства тому, что именно она создала известное кресло Barcelona, авторство которого принадлежит Мис ван дер Роэ. Самое весомое доказательство в пользу этой теории звучит так: ни до, ни после 13-летнего романа с Лилли архитектор не представил миру ни одного выдающегося предмета дизайна. Так что либо это правда дело рук Райх, либо она действительно была главной музой в жизни Людвига. Сама Лилли стала всемирно известной лишь после своей смерти, в 1947 году. Первая, полностью посвященная ей выставка прошла только в 1996-м в Нью-Йорке. 

Кресла Barcelona, 1957 год

Getty Images

Ваня Тенгран и раньше часто вдохновлялся архитектурой и дизайном — еще до пандемии он много путешествовал и изучал их особенности в разных странах. Но это первый раз, когда коллекция бренда 10.Gran полностью посвящена исторической фигуре, творившей в этих индустриях. И результат говорит сам за себя. В новой серии украшений впервые появляются каффы («Они заключают ухо в архитектурную структуру»). Крестовые и опорные колонны — важный элемент в работах Райх и Мис ван дер Роэ — закручены здесь в серьги Cross. Мы изучили каждый из 21 предмета коллекции и задали Ване пять важных вопросов, главный из которых — почему он выбрал именно Лилли? 

Ваня Тенгран

Картонный конверт с паспортом коллекции — почти как Show in a box у Джонатана Андерсона в Loewe. Почему для тебя была важна эта тактильность?

Тактильность заложена в самой сути 10.Gran. Мы создаем увесистые украшения из драгоценных металлов, которые помогают почувствовать связь с физическим миром. Она кажется нам особенно важной в цифровую эпоху. Клиенты часто говорят, что, например, постоянно крутят наши массивные кольца на пальцах. Это их успокаивает и заземляет. Конверты с историей коллекции продолжают эту идею. Не представляю мир без тактильных ощущений. Я сразу понимал, что хочу рассказать эту историю не только на визуальном уровне.

Это первый дроп за два года. Ты все это время готовил новую коллекцию?

Коллекция разрабатывалась полтора года. Я долго искал нужные объемы. Такое количество сэмплов я делал впервые. Особенно трудно дались прямые и квадратные формы. Серебро слишком мягкий металл для строгой геометрии. Как и говорил, мы впервые работали с камнями (точили их под формы «комнат») и в первый раз работали с химической полировкой для украшений с ребрами, чтобы достичь максимально «чистого» эффекта. 

Крестовые колонны в интерьерах Лилли Райх и Мис ван дер Роэ; серьги 10.Gran Cross

Почему решил сменить логотип 10.Gran к выпуску коллекции?

За эти два года мы нашли новое производство, поменяли множество технологических процессов, а команда выросла. Мы построили более уверенный фундамент и теперь готовы к новой главе бренда. Обновленный логотип и упаковка — логическое продолжение этого процесса. Задача была простая: буквально модернизировать старый логотип. Осталась преемственность в виде заплывов от предыдущего, но буквы стали более основательными и уверенными.  

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

История знает много талантливых женщин, которые незаслуженно оставались в тени мужчин. Почему ты выбрал именно Лилли?

Лилли Райх я, конечно, узнал через Мис ван дер Роэ. Во-первых, среди всех модернистов, выступавших за утилитарность, избавление от лишнего декора и серийность, именно Мис и Лилли говорили, что каким бы «вычищенным» ни было пространство, человек не сможет долго существовать вне эстетического контекста. Без духовного. Это отличалось от подхода Ле Корбюзье — «машина для жилья». Поэтому в их интерьерах появляются натуральные и дорогие материалы, предметы искусства, а для знаменитой Виллы Тугендхат в Чехии, например, дизайнер и архитектор разрабатывали каждый предмет, вплоть до пепельниц и дверных ручек. Они не выпускались серийно. Во-вторых, мне кажется абсолютно несправедливым, что когда говорят о Корбюзье, часто вспоминают Шарлотту Перриан. Когда говорят про Имзов, обычно с Чарльзом упоминают и Рэй. Мне кажется, у Лилли большое количество заслуг и важных предметов в истории дизайна. В-третьих, Лилли работала в Венских мастерских, которые увлекали меня долгое время. И когда я об этом узнал, случилось еще одно совпадение. А в-четвертых, пожалуй, это про общую любовь к модернизму — постсоветское детство на юге России, в санатории с остеклением в пол, и ручные чертежи мамы, дизайнера-архитектора. 

Кафф Cross

Серьги Ribs, кольца Terrace

Кольцо Terrace, моносерьга Panorama Ribs

Какие еще работы Лилли Райх и Мис ван дер Роэ стали референсами для коллекции?

В интерьерах Людвига и Лилли впечатляют огромные стены из слэбов оникса и мрамора. Мне хотелось создать украшение, в котором камень словно утоплен в пространство и занимает собой всю площадь. Так появилась серия Rooms. Мне нравится, что визуально камни сразу себя не выдают, и под разными углами украшение выглядит по-своему. Это сложные изделия с технической точки зрения — одно неверное движение, и камень застревает криво. Вся коллекция разбита на мини-серии: Rooms, Tube, Ribs, Cross и Terrace. Референсы и рассказ о каждом из изделий мы собрали на нашем официальном сайте — для наглядности и для того, чтобы каждый мог чуть ближе познакомиться с работами Лилли Райх.

Каффы Cross, кольца Ribs и Rooms

Серьги Rooms, кольца Tube и Rooms