Мода

6 показов Мартина Маржела, которые доказывают, что он гений

В день рождения дизайнера вспоминаем его самые знаковые шоу
.  6
Maison Martin Margiela

Сегодня Мартину Маржела исполняется шестьдесят четыре года. Как он будет его отмечать (и будет ли вообще), мы не узнаем — вы, конечно, вряд ли об этом забыли, но вообще-то Мартин лучше нас всех, и у него нет соцсетей. Зато определенно есть гений — за те двадцать лет, что он стоял у руля своего Дома (1988–2008) и за те шесть, что возглавлял Hèrmes (1997–2003), Маржела доказывал это с завидной для любого творца регулярностью.

Выпускника Королевской академии изящных искусств часто приписывают к «антверпенской шестерке». Это ошибка — Мартин окончил академию на два года раньше, чем знаменитый дизайнерский коллектив. Но вот наследия после своего ухода из мира моды в 2008-м он оставил значительно больше, чем некоторые из участников Antwerp Six.

«Comme des Garçons и Мартин Маржела оказали влияние на всех, кто понимает, что такое современная мода», — говорил о дизайнере Марк Джейкобс. И он, безусловно, прав — то, что создавал Мартин, не просто опережало время, оно существовало за пределами его рамок. Именно поэтому все те силуэты, которые он изобретал, остаются актуальными до сих пор. И через десять, двадцать и тридцать лет это вряд ли изменится.

В день рождения гения, который никогда не выходил на поклон в конце своих шоу, не общался с прессой и не фотографировался, мы вспоминаем шесть его самых знаковых показов.

Maison Martin Margiela весна-лето 1990

Maison Martin Margiela весна-лето 1990

«В студенческие год я думал, что мода должна быть немного поверхностной, про блестки и гламур, но этот показ навсегда меня изменил. Я вышел с него и подумал: «Вот что я хочу делать». Это шоу — причина, по которой я стал модельером», — говорил Раф Симонс про показ Maison Martin Margiela весна-лето 1990, который Мартин и cоосновательница бренда Дженни Майренс провели в XX округе Парижа. Это был первый в жизни Рафа Симонса показ, который он посетил.

Павильон, в котором прошло шоу, жители округа использовали как детскую площадку. Маржела решил, что дети должны стать частью показа, поэтому они сидели в первом ряду (пока уважаемые журналисты стояли у стен), хватали моделей за руки, забирались им на плечи, бегали, играли и смеялись. Они же звали гостей на показ — Мартин и Дженни прошлись по местным школам и попросили учителей дать детям задание: нарисовать приглашения на шоу. Дети были в восторге.

Maison Martin Margiela весна-лето 1990

Индустрия тоже — и не только от показа, но и от самой коллекции. Кого-то впечатлили перекинутые через пояс рубашки, имитирующие объемную мокрую ткань, будто модель только вышла из воды. Линду Лоппу, например, — обувь, которая напоминала мужские ботинки, прочитанные на женский лад. А девушки, участвующие в показе, были в восторге от того, что Мартин делал с их волосами. На головы тех, чьи волосы были слишком короткими для начесов, Маржела крепил искусственные пряди. И, если они не выглядели «достаточно дико», он снимал их, топтал их в песке и крепил обратно на голову.

Тот показ навсегда изменил не только Симонса, но и всю индустрию моды. Это было первое шоу-перформанс, которое сегодня продолжают цитировать. Например, Демна Гвасалия в Balenciaga и Марин Серр.

Balenciaga весна-лето 2018, Marine Serre весна-лето 2019

Maison Martin Margiela весна-лето 1993

Технически для сезона весна-лето 1993 года Мартин сделал две коллекции: полностью белую и полностью черную. В день презентации он устроил два показа в разных концах Монмартра в одно и то же время. Часть гостей получила белые приглашения, другая — черные. Придешь с белым на «черный» показ — тебя не пустят. «Ну, конечно, только если ты не Рэи Кавакубо», — писал американский Vogue. В галерее журнала, кстати, черная часть шоу не сохранилась, но светлая была по-настоящему романтичной. Модели с накладными белыми ресницами выходили на подиум в легких шифоновых платьях, полурасстегнутых костюмных жилетках, прозрачных топах и с настоящими зелеными растениями, прикрепленными к одежде.

Maison Martin Margiela осень-зима 1995

Коллекция Maison Martin Margiela осень-зима 1995 считается знаковой в основном из-за того, в какие цвета окрасил ее Мартин (возможно, главный любитель белого в модной индустрии): ярко-синий, насыщенный фиолетовый и фуксия. Удивляло еще и обилие бархата — модели были одеты в вечерние платья, и шлейфы некоторых из них были настолько длинными, что покрывали почти весь подиум. Поверх платьев были надеты тонкие кожаные ремни, на которых были закреплены длинные кисти из волос, состриженных с париков. Любовь к волосам у Мартина с детства — еще будучи ребенком, он ходил в парикмахерскую, где работал его отец, и завороженно наблюдал за тем, как тот стрижет своих клиентов.

Maison Martin Margiela осень-зима 1995

Другая примечательная особенность этого шоу — маски на лицах моделей. Причин на то, чтобы их использовать, было две. Первая — на заре своей карьеры Мартин еще не мог платить участницам шоу большие гонорары, а со скрытыми лицами они стоили дешевле. Вторая причина более романтична — так дизайнер концентрировал внимание зрителей именно на одежде, а не на тех, кто ее показывает. И впоследствии он почти всегда прибегал к этому приему и сделал маски частью ДНК Maison Martin Margiela, раскрашивая их и украшая массивными сверкающими камнями.


Maison Martin Margiela осень-зима 1998

Идея о том, что зритель должен концентрироваться на одежде, а не моделях, достигла своего пика в 1998-м, когда Мартин показал осеннюю коллекцию на гигантских деревянных марионетках. Но даже на них Маржела надел маски. Правда такие, в которых живые люди точно не протянули бы и минуты, — из пластиковой пленки.

Шоу проходило внутри Большой арки Дефанс. Марионетки, подвешенные к потолку тонкими веревками, «выходили» на подиум в знаменитых таби, длинных кожаных юбках, геометричных жакетах и с сумочками в виде перчаток, которые позже станут культовыми. Интересно, что в весенней коллекции Loewe 2016 года Джонатан Андерсон процитировал Мартина и одел моделей в похожую прозрачную пленку. А Jil Sander позаимствовали у дизайнера идею с тонким металлическим браслетом на обуви.

Слева: Loewe весна-лето 2016. Справа: балетки Jil Sander

Hermès осень-зима 1998

Когда Мартин Маржела стал креативным директором Hermès в 1997-м, все были уверены, что во французский Дом он привнесет свойственное ему безумие — например, разрежет сумку Birkin пополам или перешьет знаковые шелковые платки в вечерние платья. Но на дебютном шоу Hermès осень-зима 1998 дизайнер шокировал всех больше обычного — коллекция получилась удивительно «нормальной». Не было ни перформанса, ни масок на моделях, ни вещей из человеческих волос, только безупречно скроенные кашемировые пальто, трикотажные костюмы в духе 1920-х и улыбающиеся женщины на подиуме. Публика такой подход не оценила — даже несмотря на то, что каждому был выдан буклет, рассказывающий обо всех инновациях Маржела для Hermès, гости требовали хлеба и зрелищ. И, расстроенные из-за того, что их ожидания не оправдались, они упустили главное — девушки улыбались не по указу креативного директора, а потому, что великолепно чувствовали себя в одежде, которая была на них надета. 

Hermès осень-зима 1998

«Мартин объяснил мне, что его коллекции в Hermès создавались не для тех, кто пришел на показ, а для тех, кто будет их носить, — рассказывала Dazed в 2017-м директор Музея моды в Антверпене Каат Депо. — На первый взгляд эта одежда не впечатляет. Маржела чувствовал, что ему будет сложно донести до публики свои мысли о комфорте после того, как все эти журналисты побывали на показах Dior Джона Гальяно и Александра Маккуина. А еще он боялся, что его работу для Hermès вообще быстро забудут». Отчасти он был прав — в собственной марке он сделал намного больше культовых вещей, нежели в Hermès. Но если в Maison Martin Margiela Мартин скорее раскрывал свой художественный гений, то во французском бренде — однозначно дизайнерский, потому что все, что вышло из-под его руки там, совершенно не потеряло актуальности за следующие двадцать лет. Эти пальто, платья и костюмы хочется носить и сегодня. 

Посмотреть запись дебюта Маржела в Hermès можно на YouTube. Правда, канал, на котором размещено видео, перепутал сезоны — это, конечно, осень-зима 1998, а не осень 2000. 

Maison Martin Margiela весна-лето 2000

Показ коллекции весна-лето 2000 можно считать самым большим источником вдохновения для другого выпускника антверпенской Королевской академии изящных искусств, Демны Гвасалии. Речь, конечно, о пропорциях — именно в этой коллекции Маржела впервые обратился к гипертрофированно объемным жакетам, пальто и рубашкам. И именно этот прием Демна чаще других использовал в Vetements и продолжает использовать в Balenciaga.

Maison Martin Margiela весна-лето 2000

Другая отличительная особенность этого шоу — круглые магниты на одежде, которые обычно защищают вещи в магазинах от кражи. Благодаря им создавалось ощущение, что модели только что сбежали из примерочной. Так Маржела стал одним из первых дизайнеров, подчеркнувших, что движущей силой моды становится коммерция. И, как мы видим двадцать один год спустя, с тех пор ничего не изменилось.