© Певица Алия в костюме Dolce & Gabbana, 2000

Мода

Revolve выпустили коллаборацию с певицей Алией, которая погибла в 2001-м. И с ней не так абсолютно все

Самая неудачная попытка сыграть на ностальгии по 1990-м

В двадцатую годовщину гибели певицы Алии, главной R&B иконы 1990-х, Revolve решили выпустить с ней коллаборацию. В коллекцию вошло 24 предмета: футболки и худи c именем исполнительницы, кроп-топы и кожаный костюм с поясом и бра (точная копия того, что создали для Алии Dolce & Gabbana в начале 2000-х). 

Revolve X Aaliyah, 2021

Официальное заявление Revolve в инстаграме гласит, что эта коллекция вдохновлена «сексуальными и расслабленными сценическими образами Алии», а 30 процентов от продаж бренд обещает перечислить в мемориальный фонд певицы, основанный ее семьей. К слову, именно она и предоставила бренду права на использование имени Алии — как сообщает Revolve, все вещи были созданы в партнерстве с ее родственниками. 

Но давайте вспомним определение слова «коллаборация». Оксфордский словарь трактует его так: «Коллаборация — это акт совместной работы с другим человеком». Приложила ли к коллекции Revolve руку сама Алия? Ответ вы знаете сами — 25 августа 2001 года певица и внушительная часть ее команды погибли в авиакатастрофе. «Все бы было ничего, если бы они не называли это коллаборацией, — говорит модный критик и основатель Telegram-канала Front Fashion Ольга Михайловская. — Это уже как-то совсем creepy. А как оммаж ее стилю — почему нет? Особенно было бы здорово, если бы за основу взяли ее луки времен 1997-го. Там было бы что вспомнить и понять, откуда у Билли Айлиш ноги растут».

То же самое пишет Саша Амато в своем Telegram-канале Golden Chihuahua: «Коллаб Aaliyah x Revolve? AALIYAH X REVOLVE? <…> Как коллабом можно называть одежду от Dolce & Gabbana, которую в клипе носила Aaliyah? Впрочем, мертвая артистка, несуществующий коллаб, все сходится». 

Какую цель преследовали Revolve? Вероятно, обогатиться на имени певицы. А заодно и сыграть на тренде на 1990-е, особенно популярном среди миллениалов и зумеров (которые и составляют основной пул клиентов бренда). Впрочем, это не первый раз, когда бренды эксплуатируют образ Алии в коммерческих целях. В 2018-м году M.A.C объявили о запуске косметической линии, вдохновленной творчеством певицы. Правда, тот случай никого не смутил по ряду причин. Во-первых, представители M.A.C заявили, что эта коллекция — трибьют (и это ключевое слово) творчеству, таланту и красоте Алии. Во-вторых, в честь запуска M.A.C даже выпустили короткий документальный фильм A-Z of Aaliyah, в котором показали важные моменты из жизни и творчества Алии и откровения ее друзей – Мисси Эллиотт и Тимбалэнда. Участие в ролике приняли и последователи Алии – певица Princess Nokia и Keke Palmer, которые рассказали о вкладе певицы в культуру и музыкальную индустрию. 

Также, судя по заявлениям дяди Алии Барри Ханкерсона, которому сейчас принадлежит большая часть ее дискографии, в ближайшее время нас ждет еще и посмертный альбом певицы. В нем уже заявлены «дуэты» с Дрейком, Ne-Yo, Крисом Брауном и Тимбалэндом. «Ладно когда артист уходит из жизни накануне выхода альбома, и его выпускают после его гибели, но в случае с Алией это не так, и, кто знает, захотела бы она вообще иметь дело с исполнителями, с которыми теперь вынуждена «петь дуэтом»», — пишет Telegram-канал «Антиглянец». И хотя в последнее время посмертные альбомы стали обыкновенной практикой, где же все-таки эта тонкая грань между искренним желанием сохранить наследие исполнителя и откровенным хайпом? 

Алия, 1997

© Jeffrey Mayer

«Есть Welcome 2 America Принса, вышедший ранее в этом году, — говорит ведущий хип-хоп радио Studio21 Сэм Адегбие. — Это проект, который по большому счету был уже готов при жизни певца, но он не захотел его выпускать. Есть Сircles Мака Миллера, выпущенный в прошлом году. Альбом был почти завершен и должен был стать продолжением вышедшей в 2018-м пластинки Swimming. Поэтому семья Малкольма пригласила Джона Брайона, с которым тот не раз сотрудничал, и попросила его помочь закончить его. А есть посмертный альбом Алии. Проект, о котором ничего не известно, так как последние двадцать лет из окружения певицы приходили только новости, связанные с разногласиями внутри ее семьи. Поэтому что это будет за посмертный альбом, мы пока не знаем. Работала ли над ним Алия еще при жизни? Или это будет сборник незавершенных демо-песен из разных студийных сессий? Тоже загадка. Однако стоит отметить, что в анонсе релиза числится продакшн от Тимбалэнда — артиста, с которым Алия сделала большую часть своих великих работ. Быть может, если он согласился участвовать в этом проекте, значит, понимает, что этот альбом не является покушением на наследие певицы».

И если музыка — неоспоримо главное наследие Алии, то можно ли сказать то же самое про те коллекции, в которых бренды используют ее образ? «Новое поколение черпает вдохновение в творчестве Алии, несмотря на то, что не росло с ней в одно время», — заявила Мисси Эллиотт в 2014 году. И мы понимаем почему. Алия действительно была иконой своего времени. Она была Рианной до Рианны и Бейонсе до Бейонсе. У нее был свой уникальный стиль — как в музыке, так и в одежде. И ровно по этой же причине бренды продолжают черпать вдохновение в ее образе.

Но даже если у Revolve действительно есть разрешение на использование имени певицы, разве тот формат, который они выбрали, можно назвать этичным? «На ум невольно приходит неловкая история с посмертным концертом Майкла Джексона, на котором «выступала» голограмма певца, — рассуждает маркет-директор Vogue Митя Астафьев. — Понятное дело, что хайп и ностальгия — главные двигатели современной моды. Однако здравый смысл тоже никто не отменял». 

Страшно даже представить, что ждет нас дальше: может, виртуальный инфлюенсер вроде Lil Miquela, который будет продвигать свою коллаборацию с Revolve в инстаграме? А может, новая этика все же возьмется за тех, кто пытается заработать на честном имени погибшей певицы? Ведь даже фраза «совместная коллекция с погибшей звездой» звучит так, будто ее вряд ли могли произнести в 2021-м. 

Певица Алия на концерте в Нью-Йорке, 1997

© KMazur