В 2021 году деним на подиумах правил бал. Сара Бертон в Alexander McQueen складывала его в «феминистские», мол, альтернатива бицепсу, рукава-фонарики и крылья. Виржини Виар в Chanel красила джинсы-трубы в бирюзовый и нежно-розовый и покрывала цветами джинсовое платье в пол — в нем, кстати, появилась на Каннском кинофестивале Марион Котийяр. Ученик и гордость Фиби Фило Рок Хван рвал деним и шил из него длинные юбки, Надеж Ване-Цыбульски открыла осенний показ Hermès четырьмя нарядами цвета индиго, а Кейси Кэдуолладер «замиксовал» скинни-джинсы со своими уже знаковыми гиперсексуальными кэтсьютами Mugler. И это даже не 1/10 всех примеров. Что примечательно, в большинстве случаев образы были выполнены из денима целиком и полностью.
Тем временем исполнилось 20 лет самому популярному в истории total denim look — тому самому, который автоматически всплывает в голове, когда кто-то произносит словосочетание «джинсовое платье». Речь, конечно, о наряде в стиле петчворк, которое для Бритни Спирс создали стилисты Курт и Барт (задолго до работы над костюмами в «Далласском клубе покупателей») и к которому на долгие годы, как на суперклей, прилепился статус «провального». Бритни Спирс появилась в макси из денима на American Music Awards 2001 — под руку с тогда еще бойфрендом, таким же мегапопулярным и юным Джастином Тимберлейком. Дополнили картину не только джинсовый костюм и шляпа партнера певицы (которые, справедливости ради, и подпортили репутацию правильно скроенного платья Бритни), но и аксессуары Larisa Barrera. В частности, маленькая сумка на цепочке и с усыпанным бриллиантами фермуаром — Лариса Баррера сшила ее из своих винтажных джинсов. Винтаж, апсайкл, петчворк, нулевые... Накануне 2022 года все это звучит актуальнее, чем когда-либо, не правда ли?
Вообще, у денима бессчетное количество минут славы в истории моды — например, джинсы Guess на первой обложке Анны Винтур для американского Vogue в ноябре 1988 года или легендарная джинсовка Lee Storm Rider на плечах Мэрилин Монро в «Неприкаянных». Именно благодаря Монро куртки из денима, как и джинсы, перекочевали из категории «мужской» одежды в «унисекс» — к слову, и само это понятие в начале 1960-х только начало формироваться. Но, несмотря на длинную, а местами драматичную и даже трагичную историю денима (о том, на что ради брюк из плотного голубого хлопка была готова советская молодежь, красноречиво рассказал сначала в книге «Поколение Джинс» Дато Турашвили, а потом и Резо Гигинеишвили в «Заложниках»), сегодня нам хочется ассоциировать его именно с нулевыми. С золотым веком it girls, которые украшали джинсы гламурными цепями и красили губы прозрачным блеском с ментолом. С эрой идеального пресса, «раскладушек» Motorola RAZR V3 и автозагара. В общем, со временем беззаботным, ярким и забавным.
Деним, безусловно, был знаковым элементом 2000-х, которые на Западе сокращают до аббревиатуры Y2K, — и завсегдатаем красных дорожек. Звезды первой величины тогда не стеснялись появляться на премьерах в джинсах, привлекая внимание к довольно скромному и повседневному предмету гардероба. Впрочем, на селебрити он таковым совсем не казался. У Кристины Агилеры были брюки из разноцветного денима, уложенного ромбиками, и с игриво расходящейся на бедре молнией. У Джессики Альбы — какой-то невероятный микс bootcut, карго и «баллонов» с потертостями (и тоже с молниями, но теперь уже над щиколоткой). А у Киры Найтли такие, в которых сегодня ее представить невозможно, — темно-синие, с посадкой настолько низкой, что еще сантиметр — и они могли бы сойти за маккуиновские «бамстеры».
Самое яркое переосмысление денима той поры мы увидели у Blumarine. Весеннюю коллекцию 2022 Никола Броньяно открыл платьем-комбинацией из шелкового шифона, но с принтом в виде джинсовых швов и карманов. Под деним также мимикрировали кардиганы, рубашки, сарафаны и другие элементы коллекции, сшитые из самых разных материалов. И только топ-бабочка (еще один предмет, о котором 20 лет назад мечтали девочки-подростки), джинсы карго и сапоги на высоком каблуке — в которых Лотта Волкова танцевала под «Руки вверх!» на московской вечеринке Blumarine в октябре — не пытались обвести зрителя вокруг пальца. Это была честная джинса.
Помимо ностальгии по 2000-м, свою (и возможно, более значимую) лепту в новый виток популярности денима внесла пандемия. В конце 2020-го George Keburia, Viktor & Rolf и Alexandre Vauthier рефлексировали на тему домашней одежды, и самым популярным референсом тогда был банный халат. А в 2021-м дизайнеры поголовно, кажется, озаглавили свои мудборды словом «комфорт». И деним, потеснив даже пижамы и спортивные костюмы, в которых мы все провели «нерабочие дни», оказался одной из самых популярных ассоциаций с этой темой.
Вот почему в первой за 53 года кутюрной коллекции Balenciaga (и первой для Демны Гвасалии в принципе) покрытые перьями, приталенные пиджаки и жакеты рифмовались с удлиненными прямыми джинсами с потертостями. У Дэниела Роузберри в кутюрной Schiaparelli голубые «бойфренды» с высокой талией повернулись молнией назад и покрылись вышивкой в виде золотых листьев и человеческих глаз. А Титосэ Абэ прочитала на современный — и свой любимый деконструктивистский — лад архивы Жан-Поля Готье и в коллекции Gaultier Paris by Sacai показала три апсайкл-образа, полностью выполненных из во многом знакового для Жан-Поля денима. И хотя couture denim — почти оксюморон, его интерпретация хулиганом Демной, революционеркой Абэ и сюрреалистом Роузберри совсем не удивляет. Уж они-то точно против правил и устоев.
В первой половине 2022-го мало что изменится — об этом говорят последние Недели моды, где количество денима на подиумах только приумножилось. Джонатан Андерсон в новой коллекции Loewe, которая собрала на редкость большое количество положительных отзывов, превратил надетые задом наперед джинсовки в платья на лямках. В нашумевшей Fendace, союзе Кима Джонса и Донателлы Версаче, денима было так же много, как стразов и меандрового узора. Молли Годдард определила для себя любимое сочетание будущей весны как голубые джинсы плюс блуза с рюшами плюс балетки, причем даже для мужчин. А Марин Серр поместила свой узнаваемый принт с лунами на джинсовые жилеты на пуговицах, выкрашенные в розовый и фиолетовый цвета. Поэтому вполне вероятно, что еще через двадцать лет — когда подиумы снова заполонят джинсы — апеллировать новый тренд будет уже не к 1960, 1980 и 2000-м, а к 2020-м. И это будет не самая худшая ассоциация с нашей эпохой.
Фото: Angelo Pennetta. Стиль: Julia Sarr-Jamois. Прическа: Cyndia Harvey. Макияж: Petros Petrohilos. Маникюр: Laura Grieco. Продюсеры: MAI Productions. Диджитал-арт: Output. Модели: Vittoria Ceretti, Mika Schneider, Fran Summers, Mona Tougaard. Редакция выражает благодарность Hotel Locarno и Donna Camilla Savelli, Rome за помощь в проведении съемки.