мода

Достойна ли Зендея награды «Икона моды»?

Той самой, которую ей десятого ноября вручит CFDA
CFDA Fashion Icon of the Year.
Зендея в Rick Owens осень-зима 2021. Фото: Getty Images

19 октября стало известно, что Зендея удостоится награды Fashion Icon по версии CFDA, Совета модных дизайнеров Америки. Той самой знаменитой серебряной скульптуры Эрнесто Товы, которую в разные годы получали Иман, Наоми Кэмпбелл, Сара Джессика Паркер, Си-Зи Гест, Рианна, Леди Гага и другие. Зендея станет самым молодым лауреатом этой премии, и на первый взгляд выбор актрисы кажется волне оправданным — ведь кроме нее нет ни одной знаменитости, чье каждое (каждое!) появление на публике сопровождается всеобщим экстазом.

Чтобы убедиться, достаточно вспомнить лишь некоторые образы из тех, в которых Зендея появлялась на многочисленных премьерах «Дюны» в рамках промотура фильма — все они были беспроигрышными. «Загадочное» кожаное платье Balmain, созданное гениальным Робером Мерсье, топ и юбка из дебютной коллекции Alaïa Питера Мюлье глубокого винного цвета, белоснежное макси Rick Owens (финальный лук показа осень-зима 2021), кастомизированное полупрозрачное Nensi Dojaka и серое трикотажное Loewe с золотыми «доспехами», в котором Зендея пришла на очередную премьеру всего через пару дней после того, как Джонатан Андерсон представил это платье в Париже. Все эти наряды не просто были удачными, они еще и резонировали со стилем Чани, героини Зендеи из «Дюны».

Зендея в Balmain, Nensi Dojaka и Alaïa, сентябрь-октябрь 2021

Фото: Getty Images

Она выглядит безукоризненно во всем, что надевает. Она элегантна, невероятно красива и грациозна — как ожившая статуэтка, которая вышла на красную дорожку, чтобы мы все с замиранием сердца могли насладиться ее великолепием. Стилисту Зендеи Лоу Роучу с клиенткой очень повезло. Она — не просто свежее лицо в списке звезд первого эшелона. Она обладает такими данными, на которых все «безопасное» и хорошо скроенное зачастую выглядит даже лучше, чем на самих моделях.

Сегодня нам кажется, что так было всегда. Что Зендея буквально родилась с серебряной ложкой Tiffany & Co. во рту и что даже на школьные утренники ее укладывала Джен Аткин. Настолько велика сила хорошего стилиста — если на протяжении нескольких лет одевать свою клиентку в беспроигрышные наряды, создавать ей рафинированный образ, общественность может навсегда забыть о том, что в портфолио этой клиентки когда-то все же были модные faux pas. А ведь у Зендеи они действительно были.

Мятое платье Vivienne Westwood из плохо сочетающихся по цветам полосок, готичный макияж и стрижка пикси на «Грэмми-2015». Странный черно-белый костюм с анималистичным принтом Fausto Puglisi и накинутый на плечи жакет на Billboard Music Awards 2015. Золотой тренчкот, золотые клеши и голубое бра на AMA 2014 и странного вида «армейский» комплект из топа-бандо и юбки макси на премии R’n’B Awards в 2014-м. Вы, конечно, имеете полное право не помнить ни одного из вышеперечисленных образов. За Зендеей в те годы следили разве что поклонники диснеевских ромкомов — не было ни серьезных ролей, ни дружбы с большими брендами, ни романов с парнями сладкого Netflix-типажа. Только почти регулярное пребывание в списке самых плохо одетых знаменитостей.

Зендея на красных дорожках, 2014-2015 годы

Фото: Getty Images

После детального изучения давно забытых выходов Зендеи возникает вопрос: может ли человек, чей имидж долго и скрупулезно собирался стилистом, как замок из лего, считаться настоящей иконой моды? Им же задавался в 2011 году американский Forbes, когда CFDA присудили статус Fashion Icon of the Year Леди Гаге. Тогда колумнист издания Блю Карреон вопрошал: «Заслуживает ли Леди Гага такой чести — быть в одной компании с Си-Зи Гест? Есть ли у нее сила продавать моду — такая же, как у Кейт Мосс?» Уже в постановке этих вопросов между строк читался отрицательный ответ. Карреон подкрепил свою аргументацию фотографией, на которой Леди гуляет по Нью-Йорку с белой Birkin. Вывод звучал примерно так: «Без всех своих гимнов Born This Way Леди Гага ничем не отличается от всех остальных женщин. У нее мейнстримные вкусы. И она так же, как все, не может устоять перед соблазном купить себе сумку Hermès».

Сегодня мы имеем полное право поспорить с этими выводами. За следующие десять лет Леди Гага не раз доказывала, что она — больше, чем просто очередное поп-культурное явление с претензией на моду, которое пытается выделиться из серой массы платьем из мяса. Так что большинство аргументов автора Forbes кажутся субъективными, но в одном он был прав. Великая икона моды не может просто хорошо (или эпатажно) одеваться. Великая икона моды — это отражение времени. Грейс Келли — той эпохи, когда женщины были неприкасаемыми божествами. Твигги — квинтэссенции яркой молодежи. Кэролин Бессетт-Кеннеди — минимализма 1990-х. А Мишель Обама — символ демократизации моды. Но есть еще один способ определить, подходит ли той или иной знаменитости статус иконы. И для него даже не надо вдаваться в социальный посыл, который ее образы транслируют. Достаточно просто подумать над тем, есть ли у этой «иконы» почерк. У актрисы Си-Зи Гест, которая получила награду в 2002-м, он есть. Есть и у Рианны (лауреата премии 2014 года), и даже у Леди Гаги. Есть ли он у Зендеи? Определенно нет. Хотите проверить? Зайдите в масс-маркет и найдите что-то «в стиле Зендеи». Что это будет? Бежевые лодочки?

Зендея в Vivienne Westwood, октябрь 2021

Фото: Getty Images

Вспоминается знаменитая ода стилю Чарльза Буковски. Та самая, которая в середине нулевых почему-то стала виральной, а потом и попсовой. Но мейнстримность не убавляет ее злободневности, потому что мы, кажется, начали забывать, что такое настоящий стиль. По мнению Буковки,  «это разница, свой взгляд, способ вести себя именно так». Есть ли у Зендеи эта «разница» и «свой взгляд»? Ведь в отрыве от своих официальных образов в повседневной жизни она выглядит точно так же, как среднестатистическая девочка-инфлюенсер. Может ли стиль вообще быть у человека, которого всегда и везде одевает стилист? И может ли вообще Лоу Роуч называться стилистом? Или все-таки гораздо уместнее будет назвать его тяжеловесным словом «имиджмейкер»? Ведь то, что он создает, — это именно имидж, но точно не стиль.

Вышесказанное очень просто поставить под сомнение — ведь Зендее вручают награду «Икона моды», а не стиля. И взятки как бы гладки — только за последний месяц Зендея такое количество раз появлялась на публике в нарядах из новых коллекций, что ее связь с миром моды станет очевидна кому угодно. Но почему тогда именно Зендея получает эту награду? Почему не Кендалл Дженнер, Дуа Липа или Айрис Лоу? Ведь у них тоже есть имиджмейкеры, и они тоже надевают на своих клиенток все новое и модное — иногда даже новее и моднее, чем то, в чем выходит Зендея. Но Зендея, в отличие от Кендалл и Айрис, — безопасный выбор, который никто в здравом уме не возьмется оспаривать. Она не имеет никакого отношения к термину «непотизм» и никогда никого, в отличие от Кендалл, в своих интервью не обижала. К тому же Зендея — не просто красивая и «модная», она еще и хорошая актриса с хорошими проектами (вроде драматичных «Эйфории» и «Малкольма и Мари») и хорошей репутацией. В общем, редкий бриллиант. И не поп-культурный, а, если хотите, «интеллектуальный». Кино — это вам не в стритстайле светиться и не романтичные песни на iHeartRadio петь. Кино — та сфера, которую уважают все. Поэтому да, Зендея действительно достойна награды. Просто не этой.

Ведь даже несмотря на то, что «мода» и «стиль» — понятия разные, они неотделимы друг от друга в контексте награды Fashion Icon of the Year. Статус иконы моды как бы включает в себя статус иконы стиля, потому что человек, который становится лауреатом этой премии, должен транслировать уникальность по всем фронтам. Не только уметь красиво встать в платье Balmain на прессволле, но и в соседнюю кофейню по утрам ходить так, как не сможет больше никто. Кейт Мосс так умеет. Наоми Кэмпбелл — тоже. А вот Зендея за пределами светских мероприятий — всего лишь милый хорошо одетый американский подросток. В брючках со стрелками и новых кедах Vans. Разве же это iconic?

Зендея и Джейкоб Элорди, 2020 

Фото: Legion-Media