Как платье Лои Фуллер стало важной вехой в истории современного танца

Рассказываем о танце «Серпантин», в котором костюм не менее важен, чем движения
Как платье Лои Фуллер стало важной вехой в истории современного танца
Лои Фуллер, 1905. Фото: Getty Images

Искусство получает направление «современное», когда переживает переоценку всех прежних канонов. Эти традиции начинают не просто трансформировать, а отрицать. В конце XIX века такая переоценка ценностей произошла в танце. Так, в хореографии смысл начал преобладать над техническими элементами, а помимо движений в танце появились и другие средства выразительности. И основательницей современной школы стала Лои Фуллер, американская самоучка, переехавшая в Париж.

«Королева всех танцоров», плакат с Лои Фуллер, 1928

Getty Images

Анри де Тулуз-Лотрек посвящал ей свои работы, а Рене Лалик и Огюст Роден увековечили ее знаменитый танец в скульптурах. Лои Фуллер мечтала быть на сцене. В разные годы она пыталась петь, играть, а затем уже танцевать, но первые попытки успехом не увенчались. Ее не признавали, считали неспособной. Искусству танца она училась самостоятельно, придумывая движения и разные техники. Так, в 1892 году родился танец, впоследствии подаривший ей мировую славу. Но его фундаментальной составляющей стали не столько техника и движения, сколько платье, в котором она его исполняла. Фуллер сама нарисовала его эскиз — это было длинное свободное многоярусное платье-балахон белого цвета из широких покрывал. Под платьем Фуллер держала деревянные стержни, создающие иллюзию крыльев.  В этом наряде саму Фуллер практически не было видно, по крайней мере, ее тела. Во время динамичного танца на нее были направлены электрические сверхъяркие прожекторы, «окрашивающие» платье в разные цвета — в движении номер напоминал калейдоскоп. 

Лои Фуллер в фильме братьев Люмьер «Танец змеи», 1899

На выступление Фуллер хотел посмотреть весь Париж — писатели, ученые (в том числе Мария Кюри), художники. Зрители писали, что видят в этом танце бегущие облака, расцветающий бутон, огонь, парящую бабочку или птицу. Поэт Стефан Маламе говорил, что через этот танец душа получила обличие. А кто-то разглядел в нем извивающуюся змею — так он получил название «Серпантин». А саму Лои Фуллер окрестили волшебницей света, электрической феей и живым воплощением ар-нуво. Это было начало потрясающей карьеры, давшее ей статус не просто звезды, а основательницы современного танца, а Жан Кокто и вовсе назвал ее образом эпохи. Впоследствии это уже были не просто домашние простыни, а полотна белоснежного китайского шелка.

Читайте также
Как Тьерри Мюглер придумал знаменитый костюм-мотоцикл

Вы видели его в клипе Too Funky Джорджа Майкла, на Бейонсе и не только

article image

Постер с Лои Фуллер, 1900

Getty Images

К слову, сам номер едва ли не стоил Фуллер зрения — прожекторы были очень яркими и вызвали хроническое воспаление. В тот же год танец «Серпантин» стали копировать другие танцовщицы, и Фуллер даже пыталась запатентовать номер, равно как и технологии по выстраиванию света на сцене. И, если последнее ей удалось, сам танец так и остался достоянием других танцоров — из-за отсутствия сюжета («Слишком абстрактный» — гласило заключение комиссии). В скором времени его уже танцевала Айседора Дункан, на тот момент совсем неизвестная не только в Париже, но и во всей Европе. К слову, именно Фуллер помогла ей получить столь блестящее реноме.

В наши дни помимо современных танцоров самой Фуллер и ее танцем вдохновилась — неожиданно — Тейлор Свифт. В 2018 году в рамках тура Reputation во время исполнения песни Dress танцовщицы вышли в платьях, похожих на то самое, которое придумала Фуллер. В 2016 году о Лои Фуллер вышел художественный фильм «Танцовщица», который критики нарекли псевдобиографическим — многие детали были вымышленными. Но зато из него можно узнать о создании платья, которое стало началом нового этапа в танцевальном искусстве и по праву может считаться его символом.

«Танцовщица» (2016)