Ulyana Sergeenko

Мода

Как создавался фильм Ренаты Литвиной о кутюрной коллекции Ulyana Sergeenko с Натальей Водяновой в главной роли 

В нем модный Дом показывает свою первую коллекцию в статусе члена-корреспондента Французской федерации высокой моды

Сегодня в Париже стартует Неделя высокой моды, и уже в первый день — возможно, самый невероятный модный фильм нового кутюрного сезона. В юбилейный для своего Дома год Ульяна Сергеенко объединила силы вместе с Ренатой Литвиновой (в качестве режиссера) и Натальей Водяновой (в качестве музы), чтобы рассказать о своей коллекции haute couture осень-зима 2021. «Триумвират», как называет союз Рената Литвинова, знаменует еще и то, что эта коллекция Ulyana Sergeenko — первая для Дома в статусе члена-корреспондента Французской федерации высокой моды.

Действие фильма с единственной героиней — Натальей Водяновой — разворачивается неподалеку от старинной усадьбы на лугу с высокой травой. Однако это история совсем не про милую добрую русскую глубинку (к слову, в коллекции даже отказались от цветочных орнаментов). Наталья словно попадает в параллельную реальность, где над ней парят огромные темные шары, которые Рената буквально на длинных нитях повесила в небе. Эти объекты, похожие на сферы Рене Магритта из его «Голоса пространства», вместе с другими неожиданными сочетаниями в фильме отвечают замыслу художника-сюрреалиста: «О тайне нельзя говорить — надо быть захваченным ею».

«Я придумала ворота — словно ты входишь через них на этот зеленый луг, как в дом. В дом без стен, но с небом, — описывает еще одну деталь локации режиссер, — ты там беззащитен, открыт всем ветрам, но это и есть что-то очень русское — быть сильным в этих бескрайних полях, войти в них и победить — и Наташа наполняет собой все пространство. У русских только так. Или точнее — у русских женщин только так».

Пластично не только пространство, но и сама героиня, меняющая образы. То она хрупкая и беззащитная, то властная и решительная. И все это — она. «Наташа как никто другой и есть тот неповторимый собирательный образ и муза Ульяны — воплощение живой концепции тотальной женственности, которая культивируется во всех ее коллекциях, — считает Рената Литвинова. — И вот все сложилось: Федерация высокой моды в Париже приняла Ульяну в свой синдикат — это огромное событие, на самом деле, для русской моды. И кто, как не Наташа, была бы лучшей из русских красавиц, чтобы сняться в этих произведениях искусства — во всем, что сочиняет Ульяна».

Создавая фильм, Рената вспомнила и главного русского сюрреалиста мира кино — Андрея Тарковского — и его сильные женские образы. «Когда я искала натуру для нашего небольшого фильма, я знала: стилистике Ульяны близки фильмы Андрея Тарковского, такие, как «Зеркало», «Сталкер» — какие там женские персонажи. И эти тревожные круги в сумерках странным образом подчеркивали красоту и хрупкость Наташи, ее силу в этих рукотворных, как паутина, платьях, полных подробностей, узоров, бисера — этого любовного безумия, — за которые я так люблю кутюр Ульяны Сергеенко».

Причем за легкостью движений Натальи — выдержка и непростая работа. «Все киношники впечатлились мужеством и профессионализмом нашей главной актрисы — это помимо красоты Наташи, — вспоминает Рената. — По-моему, это был самый жаркий день месяца, за 35 по Цельсию. И нужно было сниматься в пальто и на каблуках и на мощном ветродуе, который буквально поднимал ее в воздух. Всегда вызывают уважение люди, преданные своему делу. Наташа такая».

Кажется, что этому союзу суждено было быть, но на деле все сложилось случайно. «Мы с Ренатой дружим много лет. Когда я предложила ей снять фильм к показу кутюрной коллекции в Париже, она сразу поддержала идею, и мы проговорили до утра, обсуждая детали и сценарий, — делится Ульяна Сергеенко. — Все было тщательно спланировано и готово к началу проекта: Рената собрала лучшую команду, мы пригласили моделей, актрис, друзей бренда, которые любезно согласились принять участие. Но все наши планы расстроились буквально за день до съемок из-за новых ограничительных мер в Москве. Один за другим отменялись участники. Мы были вынуждены отказаться от съемочного дня, но отказаться от идеи фильма после стольких месяцев работы уже казалось невозможным. И вот в ночи раздается звонок от Ренаты. Все тем же воодушевленным голосом она делится новой идеей снять фильм с одной-единственной героиней — Натальей Водяновой. Уже на следующий день, отменив важные встречи и освободив время в своем очень насыщенном графике, Наталья выходит на съемочную площадку». 

Коллекция вдохновлена одним из самых сказочных мест России — Карелией, с ее бесконечными озерами и густыми лесами, окутанными мифами и легендами. «Мы посетили остров Кижи и были впечатлены вековыми деревянными сооружениями Кижского погоста», — рассказывает Ульяна. В сдержанной палитре, как и в северных пейзажах, холодный голубой смешивается с коралловым (цветом морошки), темными лесными оттенками и серебром, вдохновленным осиновыми куполами церквей. Они меняют свой отлив при разном свете. Стать деревянного зодчества передают и стройные силуэты. Но с изделиями утрированной формы, с увеличенной линией плеч и жесткими кожаными корсетами соседствуют и прозрачные струящиеся платья с богатой вышивкой.

Элементы, созданные на заводе в Гусь-Хрустальном

Элементы, созданные на заводе в Гусь-Хрустальном

Элементы, созданные на заводе в Гусь-Хрустальном

Элементы, созданные на заводе в Гусь-Хрустальном

Ну и как рассказать русскую сказку без народных промыслов? «Я горжусь, что нам удалось в очередной раз показать бесценную красоту ручного труда. Расписные броши из ростовской финифти сделаны в виде волков и птиц. Поверх изделий выложены разноцветные хрустальные детали с алмазной огранкой». В этом Ulyana Sergeenko помогли мастера фабрики «Ростовская финифть», основанной в 1918 году, легендарного завода в Гусь-Хрустальном и ателье «Кружевной край», с которыми дизайнер уже сотрудничала до этого. К слову, на создание корсетов и басок вечерних платьев из кружева ушло больше четырех месяцев ручной работы. 

Елецкое кружево

Елецкое кружево

Елецкое кружево

Елецкое кружево

Елецкое кружево

За основу некоторых рисунков коллекции была взята геометрическая форма лемеха — элемента наподобие черепицы, которым покрыты главы церквей того самого Кижского погоста. Вдохновлялись и старинными рисунками солярных символов, которые наносились на фасад избы с целью уберечь дом от внешних злых сил. Птицы, лошади и волки — тоже не случайные персонажи, а традиционные для заонежской и пудожской вышивки и герои языческих мифов.

Ростовская финифть

Ростовская финифть

Все образы коллекции смотрите в нашем разделе. 

Фото: Ник Сушкевич, Тимофей Колесников, Асет Героева.