© Фото: Allyssa Heuze

Мода

Каково заканчивать университет моды в период пандемии

Истории пятерых студентов, которым пришлось работать над своими выпускными коллекциями в условиях коронавируса

Для большинства студентов последний учебный год — самый приятный. После трех лет бесконечных дедлайнов и бессонных ночей молодые дизайнеры получают возможность создать полноценную коллекцию и показать собственное видение мира. Работа над выпускным проектом и участие в шоу, которое увидят журналисты и байеры, — чуть ли не самая долгожданная часть обучения. А по-настоящему талантливые ученики и вовсе могут попасть в большой мир моды (как это случилось с бывшим студентом Central Saint Martins Джоном Гальяно, Мартином Маржелой и его финальной коллекцией в антверпенской Королевской академии искусств или выпускником школы Parsons Марком Джейкобсом).

Однако эпидемия COVID-19 внесла свои коррективы. Показы отложены на неопределенный срок, университеты и фабрики временно закрыты, очные встречи с кем бы то ни было под запретом. Но даже эти обстоятельства не помешали студентам модных школ по всему миру продолжить работу над своими выпускными проектами. Одни консультировались с преподавателями по Zoom, другие искали поставщиков тканей онлайн или самостоятельно учились 3D-моделированию по урокам в YouTube. В этих новых непростых реалиях молодым дизайнерам пришлось проявить гибкость и найти инновационные творческие решения.

Мы попросили пятерых выпускников из лондонского Central Saint Martins, токийского Bunka Fashion College, нью-йоркской Parsons School of Design, Institut Français de la Mode в Париже и Royal Academy of Fine Arts в Антверпене рассказать, как им удалось сохранить бодрость духа и креативный запал в условиях карантина.

Тонг (Терренс) Чжоу, 24 года, бакалавриат факультета дизайна женской одежды, Parsons School of Design, Нью-Йорк

«Коллекция называется Life is a Performance. Она абсолютно биографична — это компиляция моего опыта, в ней собраны самые непростые, смешные и личные моменты моей жизни. Чем дольше работал над проектом, тем больше вкладывал в него концепцию собственного «я». У моих вещей очень широкие плечи, которые словно создают некий барьер — такая гипертрофированная форма привлекает внимание зрителя. 

Что касается реализации, тут много неясного. В начале апреля мне пришлось отменить съемку коллекции, магазины тканей в Нью-Йорке все еще закрыты. Так что я решил закончить проект с помощью программы Cinema 4D и фотошопа. Прошел множество онлайн-курсов и научился 3D-моделированию с нуля.

Тонг Чжоу

Мой родной город Ухань погрузился в состояние страха и печали, а я потерял близкого члена семьи. С одной стороны, было очень грустно, но с другой, я понимал, что должен завершить коллекцию. Помню, как просыпался с чувством безысходности и не мог с ним справиться. Я рад, что жители Ухани вернулись к своей обычной жизни, что моя семья здорова и находится в безопасности.

В такие непростые времена важно принимать необходимость перемен и напоминать себе о том, какова ваша цель и что по-настоящему важно. В период пандемии нам, молодым дизайнерам, нужно подпитывать свои творческие ресурсы. Будущее в наших руках. И мы сами создаем возможности для своей жизни».

Мудборды Тонга Чжоу

Ясмина Атта, 22 года, бакалавриат факультета дизайна женской одежды, Central Saint Martins, Лондон

«Изначально в моей коллекции должно было использоваться много цифровых технологий. До изоляции я полагалась на ресурсы университета, но также много работала из дома. Карантин заставил меня решать всевозможные вопросы, связанные с проектом, быстрее и быть изобретательнее. Несмотря на то, что у нас есть доступ к онлайн-урокам и мы остаемся на связи с преподавателями, многие решения пришлось принимать без посторонней помощи. Я должна была довериться себе и своим инстинктам. Большинство тканей для коллекции искала онлайн — это довольно сложно, но при этом я могла как следует все обдумать перед покупкой. Что касается более практических препятствий, то мне пришлось пересмотреть выбранные материалы и отделку вещей и придумать, как реализовать свои идеи в удаленном режиме. 

Моя коллекция исследует темы гибридности и трансформации. Я придумала персонаж — существо, которое объединило в себе черты древнего шамана и киборга. Для создания племенных узоров использовала современные технологии, а из трикотажа сделала что-то наподобие доспехов. Идея в том, что в человеке может сосуществовать много разных личностей.

Ясмина Атта

В период пандемии я стала еще более сентиментальной и благодарной за то, из чего складывается моя повседневная жизнь, и за людей, которые меня окружают. Научилась жить настоящим моментом — будучи студентом, ты постоянно думаешь наперед. В работе я стала более стойкой: было много моментов, когда хотелось попросту сдаться.

Надеюсь, нас ждет больше инновационных решений и перемен в работе всей индустрии моды, особенно касательно модели «фастфэшн» и консюмеризма. И также надеюсь, что мы будем лучше понимать свои желания и хотя бы на время замедлим темп».

Коллажи Ясмины Атта

Юн-Вэнь Чен, 26 лет, магистратура факультета дизайна, Bunka Fashion Graduate University, Токио

«До изоляции моя выпускная коллекция была посвящена теме миграции. В современном мире многие люди, и я в их числе, уезжают со своей родины в поисках карьерных или образовательных возможностей. Но такой человек всю жизнь будет чувствовать себя эмигрантом. В своей коллекции под названием «Ностальгия» я хотела показать, как воспоминания о родных местах меняются с течением времени.

Из-за эпидемии многие люди застряли в чужих городах и странах. Психологическая обстановка, вызванная вирусом, заставила меня глубже задуматься о выбранной концепции. Чтобы отразить тоску по дому, я использовала различные комбинации цветов и структур. В моей коллекции много цветовых контрастов и сочетаний традиционных и современных элементов, а в качестве принтов использованы высказывания на местном сленге.

Больше всего я беспокоилась из-за того, что не смогу пойти на рынок и купить ткани для коллекции, но, к счастью, сейчас все можно найти онлайн. Часто, чувствуя творческий ступор, прошу совета у друзей. Научилась терпению и надеюсь, что в таких сложных условиях окружающая обстановка не повлияет на мой креативный запал. Нужно заставить себя думать в этом направлении, пусть даже порой бывает морально тяжело.

Надеюсь, что в будущем развитие онлайн-показов и цифровых шопинг-платформ станет глобальным трендом. Сейчас я работаю над созданием собственного бренда, который хочу запустить в Токио. Я выбрала этот город не только потому, что учусь в Bunka, — мне кажется, он принимает людей с самым разным культурным бэкграундом. Здесь живут все мои друзья, и Токио всегда есть чем меня удивить».

Скетчи Юн-Вэнь Чен

Тэнг Цзун-Цзянь (Чарльз), 26 лет, магистратура факультета дизайна мужской одежды, Institut Français de la Mode, Париж

«В выпускной коллекции мне хотелось исследовать тему мест обитания человека и их охраны, а также показать все многообразие природы, цветов и текстур Тайваня. Я экспериментировал с пропорциями и смешивал функциональные и декоративные элементы, уродливое — с красивым, первобытное — с урбанистическим. Сейчас работаю с местными ткачами в онлайн-режиме. А еще планирую начать сотрудничество и с местными текстильными компаниями, которые производят пряжу, ткани и фурнитуру из переработанного полиэстера и океанического мусора.

Тэнг Цзун-Цзянь

Благодаря самоизоляции я снова начал вязать крючком после почти четырехлетнего перерыва. Если бы не карантин, скорее всего, я бы не взялся за это дело. Совершенно случайно нашел у себя дома запасы кружева и веревок. Мне кажется, сейчас занятия рукоделием важны как никогда. Вообще, приятно взять паузу и сделать нечто настоящее. Например, у меня появилось больше времени на поиск подходящих производителей тканей и людей, с которыми можно сотрудничать.

Главной трудностью для меня стал ограниченный доступ к ресурсам. Приходится работать с тем, что уже есть у тебя под рукой, а это совсем другой разговор. Но мне кажется, такие условия пошли на пользу моей работе, так что я не жалуюсь. Нынешняя ситуация заставит людей задуматься о своей жизни и о том, как они хотят работать. В каком-то смысле она открыла людям глаза на определенные вещи: что действительно важно, а что нет. Я думаю, идея использования ручного труда и более «времязатратных» техник в моде будет развиваться. Мне бы хотелось видеть больше примеров концепции «медленной моды».

Макеты из бумаги Тэнг Цзун-Цзяня

Энн-Мари Шарич, 24 года, магистратура факультета дизайна, Royal Academy of Fine Arts, Антверпен

«Если вкратце, у моей коллекции было две отправные точки. Я вдохновлялась разными случайными фразами и терминами, которые нашла в интернете, модных журналах и работах по искусству. Мне интересна графическая репрезентация. Вторым источником вдохновения стал дизайн концепт-каров с его стремлением к обтекаемым, аэродинамическим формам — отсюда крой и силуэты, которые я использовала в коллекции.

Карантин не поменял мой творческий вектор, но из-за самоизоляции пришлось отменить некоторые планы. Например, мы с другом хотели поработать вместе. Потребовалось использовать любые возможные способы достать ткани и менять силуэты в зависимости от найденных материалов. Это было одновременно трудно и интересно.

Энн-Мари Шарич

Наше поколение никогда не сталкивалось с чем-либо подобным. У меня нет ответов на все вопросы, но кое-что помогает двигаться вперед. Меня поддерживают друзья, я не чувствую постоянной гонки и могу уделить время рефлексии, не стараюсь вернуться к «нормальной» жизни и надеюсь, что система мира моды станет лучше. У нас тоже есть голос и возможность что-то изменить.

Трудно понять, как работают механизмы индустрии. Какими бы ни были эти изменения, их нельзя предсказать. Благодаря сложившейся ситуации мы смогли как следует обдумать многие вещи и поделиться своими мыслями с коллегами. Неправильные и несправедливые аспекты системы вылезли наружу, и это поможет задать новые правила игры в будущем. Я не знаю, каким оно будет. Мой путь только начался. Если мне выпадет шанс, я его не упущу. Случится ли это, покажет время».

Скетчи Энн-Мари Шарич