© @rosiehw

мода

Жизнь без инстаграма — новый люкс? Почему нам всем иногда стоит брать пример с Bottega Veneta

Отказ от соцсетей в наше время — поступок почти героический. Но сможет ли индустрия моды вернуться к своим доинстаграмным истокам?

Около недели назад из инстаграма, твиттера и фейсбука исчезли официальные аккаунты Bottega Veneta, а вчера Меган Маркл и принц Гарри заявили, что тоже собираются отказаться от соцсетей. Бренд официальных заявлений не делал и причины не указывал, а вот Меган и Гарри объяснили, что все дело в хейте и даже травле, с которой они сталкиваются на просторах интернета. 

Казалось бы, удалили и удалили, что в этом такого? Но подавляющее большинство из нас (и даже те, кто давно осознал, как много времени и сил на это уходит) годами не могут отказаться от соцсетей. Кто-то — ввиду своей слабости, кто-то — потому что связан с ними по долгу службы. Наши жизни настолько неразрывны с лайками, комментариями и регулярным потреблением (часто не самого интересного и нужного) контента, что сегодня даже чье-то намерение удалить инстаграм уже кажется геройством. Даже если за фразой «хочу удалиться» активных действий не следует. 

Задумайтесь: в современных реалиях мы можем прочитать человека по его инстаграм-аккаунту. По подписям к его фото мы можем сделать вывод о его интеллектуальных данных, а по количеству ретуши на снимках — об уверенности в себе. В инстаграме мы знакомимся, флиртуем, завязываем отношения, но при этом в глубине души все равно мечтаем быть с кем-то (или быть кем-то), у кого инстаграма нет. Потому что такой человек кажется нам свободным — сверхчеловеком образца 2021-го, если хотите. 

«В последнее время я осознаю, что инстаграм приносит мне больше негативных эмоций, чем позитивных, — говорит старший редактор Vogue.ru Дарья Масленникова. — Мне трудно постоянно быть в инфопотоке, а также часто становится грустно от увиденного. Кажется, что ты сам делаешь недостаточно много, недостаточно хорошо — это все секундные переживания, но без них гораздо лучше». Даша удалила инстаграм 16 декабря — сперва собиралась восстановить его после праздников, но диджитал-детокс затянулся. Возвращаться в соцсеть больше не хочется: «Из приятных изменений — я стала чаще отправлять фото друзьям напрямую, и теперь мы больше общаемся. Плюс я чувствую себя очень защищенно — когда ты не выкладываешь фото в открытый доступ, ты не позволяешь другим людям себя обсуждать. Это прибавляет жизни спокойствия», — подтверждает Даша слова Меган и Гарри и объясняет свое решение.

Грейс Элизабет, Белла Хадид, Кэндис Свейнпол и Эмили Ратаковски

© Legion-Media

Вдвойне сложно представить сегодня без инстаграма модный бренд. В этом смысле соцсеть заменила даже Google — если нам надо получить представление о какой-то малоизвестной марке, мы идем к ней в аккаунт, чтобы максимально быстро ознакомиться с ее визуальным кодом. Там же, в инстаграме, мы эти новые марки часто и находим — у звезд, которым доверяем, в мудбордах и на инфлюенсерах.  

Для молодых брендов инстаграм — своего рода сарафанное радио с положительным исходом. Если ваш продукт кому-то понравился, его будут пересылать, выкладывать в сториз, сохранять и обсуждать с друзьями. Все это неизбежно привлечет к вашему бренду внимание и новую аудиторию. Яркий пример — марка обуви Andrea Wazen, которую носят Деми Мур, Кайли Дженнер и Карди Би. В интервью Business of Fashion основательница бренда Андреа Вазен рассказала, что сто процентов ее клиентов узнают о марке из инстаграма — даже если покупают туфли не онлайн, а в магазине. 

Для брендов-мастодонтов (многие из которых заработали себе славу вообще до того, как придумали интернет) инстаграм сегодня тоже важен. Именно там они объявляют о кадровых перестановках (вспомните недавний пример Chloé), проводят онлайн-трансляции своих шоу (особенно актуально в пандемийное время) и придают значимости новым назначениям (как было с Givenchy и Мэттью Уильямсом). Инстаграм для них — прежде всего способ привлечь новую аудиторию и возможность говорить с ней на одном языке. И самый легкий способ сделать это — набрать армию инфлюенсеров, которые будут продавать их новые коллекции миллионам своих подписчиков. 

Вот почему нас сильнее всего удивляет то, что Bottega Veneta удалили именно инстаграм — вряд ли кто-то за новостями бренда следил в твиттере. Дэниел Ли за последние пару лет агрессивнее других пользовался инструментами инфлюенс-маркетинга, хоть сам в этом ни разу не сознался. CEO бренда Дарио Гаргиуло даже говорил, что в 2019-м наши ленты наполнились сумками Pouch и мюлями с квадратным мысом «органически», но Fashionista провели свое расследование, в котором один «всемирно известный блогер», пожелавший остаться анонимным, заявил: «Подарки от Bottega Veneta рассылались ведущим стилистам, консультантам и редакторам, а не просто инстаграм-инфлюенсерам». Суть от этого, правда, не меняется. В конце концов, редакторы и стилисты — тоже инфлюенсеры, просто более профессиональные. 

Так или иначе, сотрудничество Ли с правильными людьми породило у тех, кому сумки не достались бесплатно, желание ими обладать. Кто-то действительно начал их покупать, а кто-то — очарованный магически притягательным кожаным клатчем — выкладывать к себе в ленту чужие фото. Pouch и прочие it-предметы «новой Боттеги» не только стали самыми вожделенными в мире, но и принесли Дэниелу Ли статус лучшего дизайнера аксессуаров на British Fashion Awards 2019. И это заслуженно (вне зависимости от того, как он эти аксессуары раскрутил), но давайте начистоту: без инстаграма добиться подобного эффекта взорвавшейся бомбы было бы намного сложнее. 

В доинстаграмную эпоху намного выше ценилось мастерство. Дизайнеры тратили силы непосредственно на свое дело, а не на выстраивание концепций своих инстаграмов. Мы все очень любим славный, приятный глазу аккаунт Симона Порта Жакмюса, но он настолько идеален и так активен, что возникает вопрос: красивая картинка в инстаграме для него — средство или цель? А учитывая тот факт, что Симона все чаще журят за недостаточно высокое качество вещей, склоняться приходится ко второму.  

Хотя если задуматься: эпатажные показы Александра Маккуина (случись они сегодня) вызвали бы в инстаграме ажиотаж и набрали бы миллионы лайков, и его путь к большой славе был бы значительно короче. А Мартин Маржела, будь у него аккаунт, стал бы настоящей звездой соцсети, ведь всем было бы очень интересно следить за всемирно известным дизайнером, который никогда не показывает свое лицо. Но в этом и была прелесть их эпох — бренд получал признание только благодаря дизайнерскому гению креативного директора, а не из-за числа подписчиков, поэтому в таланте Маккуина, Маржела, Хельмута Ланга и других знаковых дизайнеров прошлого сомневаться не приходится. 

Так, может, Bottega Veneta удалили соцсети именно потому, что взяли новый (на самом деле старый) и более честный курс на успех? Дэниел Ли повысит свои ставки на офлайн-активности? Маловероятно — на официальном сайте бренда уже месяц висит вакансия SMM-менеджера, поэтому, скорее всего, нас ждет лишь обновленная концепция соцсетей марки. Да и к тому же удаление официального аккаунта совсем не значит, что бренд перестанет пользоваться уже привычными для себя инструментами онлайн-маркетинга. И, как бы грустно это ни было, нам никогда не вернуться в прошлое — сегодня индустрия моды и мир интернета связаны неразрывно. И даже если Bottega Veneta действительно приняли волевое решение навсегда исчезнуть из интернет-пространства, бренд ничего не потеряет. «Новой Боттеге» Дэниела Ли посвящен уже не один инстаграм-аккаунт, который регулярно информирует поклонников марки обо всех ее новостях и новинках. А значит, стереть себя из памяти подписчиков получится только в том случае, если интернет вообще перестанет существовать. 

Но все равно, самостоятельный отказ от соцсетей — будь то аккаунт бренда, инфлюенсера или любого среднестатистического активного пользователя — это очень сложное, а потому вызывающее восхищение решение. Удаленный аккаунт в инстаграме означает победу над самим собой и зависимостью от главного наркотика XXI века. А в условиях, когда тысячи профессий прямо или косвенно с этими соцсетями связаны, это еще и непозволительная для многих роскошь. Но, так или иначе, нам все же очень хочется, чтобы подобный отказ (хотя бы временный) стал новым модным трендом, потому что каждого из нас он сделает чуть уравновешеннее, спокойнее и увереннее в себе, а следовательно — счастливее.