Ovcharenko — 30: какой арт-жизнь Москвы была с 1990 по 2020 год, смотрите на этих архивных фотографиях
С Ольгой Свибловой, Ренатой Литвиновой, Олегом Куликом и владельцем галереи Владимиром Овчаренко
Этой осенью галерея Владимира Овчаренко отмечает 30-летие — и по этому случаю устраивает у себя первую юбилейную выставку «Взгляд коллекционера: сверху вниз». До 2018-го известная под именем «Риджина», Ovcharenko открылась 11 сентября 1990 года в помещении на Преображенской площади. Вступив на арт-сцену как одна из первых частных галерей современного искусства в Москве, за годы она упрочила свое место среди ведущих в России и эффектно выступила за рубежом. Ovcharenko представляла отечественных художников на ключевых ярмарках — Art Basel и Frieze, регулярно сотрудничала с европейскими музеями, а в 2010-е Владимир Овчаренко первым из российских галеристов открыл свое пространство в Лондоне.
Оглядываясь на три десятилетия назад и начиная с громких девяностых — с успехов от Фестиваля анималистских проектов (1992) до выхода на мировой рынок с ярмаркой Art Cologne в 1994-м, — теперь Овчаренко предлагает взглянуть на историю «глазами коллекционера». С 13 ноября в своем пространстве на «Винзаводе» его галерея показывает картины, объекты, фотографии, коллажи, скульптуры, задействовав и архивную информацию — за 30 лет существования Ovcharenko провела около 350 выставок. В юбилейную вошли работы многих важных для нее авторов — в том числе Олега Кулика, с которым галерея была особенно тесно связана первые четыре года.
«Формально выполняя функции куратора, Кулик определял себя именно как экспозиционера — куратора-художника, для которого галерея становится глубоко индивидуальным пространством для творчества, проектом абсолютно тождественным его собственному пути, — вспоминают Ovcharenko начало своей работы. — Первым его опытом в этом смысле стала премьерная выставка галереи — персональный проект Наталии Турновой, экспозиция которого воспроизводила творческий хаос мастерской художника».
Позже Ovcharenko стали активно сотрудничать с фотографом Сергеем Братковым, приглашали зарубежных художников — от Эрвина Вурма и Клэр Фонтен до Джонатана Мезе и Даниэля Рихтера, — что лишь часть объемного прошлого. В юбилейном проекте можно увидеть работы как Браткова и Кулика, так и Анатолия Осмоловского, Павла Пепперштейна, Владислава Мамышева-Монро, Франциско Инфанте и еще тридцати авторов. Здесь же с коллажем «Красная площадь» из знаменитой серии Олега Кулика «Русское» (1999) или абстрактной живописью Виктора Алимпиева в Ovcharenko соседствуют работы молодых художников — например, петербургской арт-группы «Север-7».

Мы попросили Владимира Овчаренко приоткрыть для нас галерейные архивы: публикуем фотографии с вернисажей разных лет, а также снимки самих экспозиций и пригласительных. Все это и несколько работ, которые сейчас с соблюдением всех мер предосторожности Ovcharenko показывают по предварительной брони, — ниже.