Искусство

Ovcharenko — 30: какой арт-жизнь Москвы была с 1990 по 2020 год, смотрите на этих архивных фотографиях

С Ольгой Свибловой, Ренатой Литвиновой, Олегом Куликом и владельцем галереи Владимиром Овчаренко 

Этой осенью галерея Владимира Овчаренко отмечает 30-летие — и по этому случаю устраивает у себя первую юбилейную выставку «Взгляд коллекционера: сверху вниз». До 2018-го известная под именем «Риджина», Ovcharenko открылась 11 сентября 1990 года в помещении на Преображенской площади. Вступив на арт-сцену как одна из первых частных галерей современного искусства в Москве, за годы она упрочила свое место среди ведущих в России и эффектно выступила за рубежом. Ovcharenko представляла отечественных художников на ключевых ярмарках — Art Basel и Frieze, регулярно сотрудничала с европейскими музеями, а в 2010-е Владимир Овчаренко первым из российских галеристов открыл свое пространство в Лондоне. 

Оглядываясь на три десятилетия назад и начиная с громких девяностых — с успехов от Фестиваля анималистских проектов (1992) до выхода на мировой рынок с ярмаркой Art Cologne в 1994-м, — теперь Овчаренко предлагает взглянуть на историю «глазами коллекционера». С 13 ноября в своем пространстве на «Винзаводе» его галерея показывает картины, объекты, фотографии, коллажи, скульптуры, задействовав и архивную информацию — за 30 лет существования Ovcharenko провела около 350 выставок. В юбилейную вошли работы многих важных для нее авторов — в том числе Олега Кулика, с которым галерея была особенно тесно связана первые четыре года.

Афиша выставки «Взгляд коллекционера: сверху вниз»

«Формально выполняя функции куратора, Кулик определял себя именно как экспозиционера — куратора-художника, для которого галерея становится глубоко индивидуальным пространством для творчества, проектом абсолютно тождественным его собственному пути, — вспоминают Ovcharenko начало своей работы. — Первым его опытом в этом смысле стала премьерная выставка галереи — персональный проект Наталии Турновой, экспозиция которого воспроизводила творческий хаос мастерской художника».

Позже Ovcharenko стали активно сотрудничать с фотографом Сергеем Братковым, приглашали зарубежных художников — от Эрвина Вурма и Клэр Фонтен до Джонатана Мезе и Даниэля Рихтера, — что лишь часть объемного прошлого. В юбилейном проекте можно увидеть работы как Браткова и Кулика, так и Анатолия Осмоловского, Павла Пепперштейна, Владислава Мамышева-Монро, Франциско Инфанте и еще тридцати авторов. Здесь же с коллажем «Красная площадь» из знаменитой серии Олега Кулика «Русское» (1999) или абстрактной живописью Виктора Алимпиева в Ovcharenko соседствуют работы молодых художников — например, петербургской арт-группы «Север-7». 

Мы попросили Владимира Овчаренко приоткрыть для нас галерейные архивы: публикуем фотографии с вернисажей разных лет, а также снимки самих экспозиций и пригласительных. Все это и несколько работ, которые сейчас с соблюдением всех мер предосторожности Ovcharenko показывают по предварительной брони, — ниже.

1/30
NativeShare

Семен Файбисович. На добрую память из цикла «На пляже», 1987

2/30
NativeShare

Дмитрий Гутов. «Над черной грязью», 2020

3/30
NativeShare

Виктор Алимпиев. «Борозда 3», 2009

4/30
NativeShare

 Леонид Цхэ. Без названия, 2020

5/30
NativeShare

Персональная экспозиция Натальи Турновой и первая выставка галереи, 1990. На фото справа — Наталья Турнова, третий справа — Владимир Овчаренко

© Все фотографии предоставлены галереей Ovcharenko

6/30
NativeShare

Андрей Монастырский. «Окрестности галереи «Риджина», 1991. На фото — Владимир Овчаренко

7/30
NativeShare

Константин Звездочетов и группа ЭТИ. День знаний, 1991. Олег Кулик берет интервью у Виктора Мизиано

8/30
NativeShare

Андрей Монастырский. «Окрестности галереи «Риджина», 1991. На фото — Айдан Салахова

9/30
NativeShare

  Групповая выставка «Искусство из первых рук», 1992

10/30
NativeShare

Владимир Овчаренко и Олег Кулик, выставка «Искусство из первых рук», 1992

11/30
NativeShare

Анатолий Осмоловский. «Леопарды врываются в храм», 1992. На фото справа: Владимир Овчаренко

12/30
NativeShare

Андрей Монастырский. «Окрестности галереи «Риджина», 1992

13/30
NativeShare

Проект «О прозрачности», 1992. Инсталляция Дмитрия Гутова

14/30
NativeShare

«Екатерина», акция Бориса Орлова в рамках фестиваля «Анималистские проекты», 1992

15/30
NativeShare

Ольга Свиблова на выставке Гелия Коржева «Мутанты», 1993

16/30
NativeShare

Гелий Коржев. Фестиваль «Реальность и реализм», 1993

17/30
NativeShare

«Пятачок делает подарки». Акция Олега Кулика. В рамках фестиваля «Анималистские проекты», 1992. На фото справа — Анатолий Осмоловский

18/30
NativeShare

Иван Чуйков. «Теория отражения», 1992

19/30
NativeShare

Выставка U-87. На фото — Олег Кулик, 1994

20/30
NativeShare

Приглашение на выставку «О красоте», 1995

21/30
NativeShare

Приглашение на выставку Олега Кулика «Русское», 2000

22/30
NativeShare

Иван Чуйков. «Машина для наблюдения пустоты и бесконечности», 2001

23/30
NativeShare

Николай Бахарев. «Файлы Бахарева», 2003. На фото — Николай Бахарев и Рената Литвинова

24/30
NativeShare

Сергей Братков. «Балаклавский кураж», 2009

25/30
NativeShare

Виктор Алимпиев. «Неслучайность», 2010

26/30
NativeShare

Фасад галереи в Лондоне с инсталляцией Клэр Фонтен «Борьба с гравитацией», 2011

27/30
NativeShare

Олег Кулик. «Вглубь России», 2012. Лондон

28/30
NativeShare

Павел Пепперштейн. «Святая политика», 2014

29/30
NativeShare

Сергей Пахомов. «Живая вода», 2018

30/30
NativeShare

«Север-7». Выставка «ШАРППС-7», 2018