Искусство

5 скульптур с аукциона Christie's для сада мечты

Вдохновляемся секретными владениями коллекционера Поля Хаима и принадлежавшими ему работами Александра Колдера, Жоана Миро и не только
Александр Колдер Жоан Миро и другие художники на аукционе скульптур Christie's
Александр Колдер. «Красные рули», 1967 

Несмотря на сложный для культурной сферы год, перенесенные выставки и отмененные ярмарки, жизнь институций продолжается. В сентябре галеристы и арт-дилеры переживали, что главная французская ярмарка FIAC — как и многие другие события — в этом году не состоится. Но в традиционную для ярмарки неделю пройдет немало значимых мероприятий — в том числе аукцион Christie’s, посвященный секретному саду коллекционера и арт-дилера Поля Хаима. Сперва в пространстве модного концерна Kering на предаукционной выставке, а затем и на самих торгах Christie’s 22 октября представлена 41 скульптура из собрания Хаима. История секретного сада La Petite Escalère началась больше полувека назад, а после смерти Поля в 2006-м все унаследовала его дочь Доминик Хаим.

Предаукционная выставка Christie’s в штаб-квартире Kering

Eric Sander

Подход Поля Хаима к коллекционированию отличает его от большинства подобных собирателей. По словам Доминик, ее отец в первую очередь «стремился создать необычный сад, а не просто коллекцию». Интерес к японской культуре и тесные связи с ней вдохновили Поля и его супругу, фотографа Жаннетт Леруа, разбить живописный сад на берегах реки Адур, недалеко от Биаррица и Байонны. 

Коллекция началась с работ художников, которых Хаим представлял в своей галерее — Этьенна Мартена, Антуана Понсе и Августина Карденаса. Именно Поль проложил для многих французских скульпторов путь в Японию — и организовывал выставки Огюста Родена, Аристида Майоля и Эмиля Антуана Бурделя сразу в нескольких местных городах. Редко открытый широкой публике сад Хаима теперь временно представлен во дворике и часовне бывшей больницы Лаеннек — штаб-квартире концерна Kering, который, как и аукционный дом Christie’s, принадлежит Франсуа Пино. Предаукционная выставка продлится с 15 до 22 октября.

Предаукционная выставка Christie’s в штаб-квартире Kering

Eric Sander

Хотя прогнозы для рынка искусства были весьма неутешительными в первой половине года и многие галереи, не сумев покрыть убытки, закрылись, вице-президент Christie’s во Франции Пьер Мартен-Вивье отмечает и положительные последствия. «Рынок искусства продолжает привлекать большое количество покупателей — принципиальных изменений не произошло, за исключением полного отсутствия мероприятий, — говорит он. — Уже сейчас можно отметить два важных изменения: печатные каталоги будут постепенно исчезать, а онлайн-продажи — стремительно развиваться». 

По словам Мартена-Вивье, в ближайшие два года Christie’s планируют перевести 50% своих продаж в онлайн и уже сейчас видят позитивные результаты. «На майском веб-аукционе работ Жана Арпа, который прошел онлайн, нам удалось продать абсолютно все работы, — продолжает Пьер. — Доставки по всему миру отправляются так же, как и раньше — разве что с полным соблюдением актуальных санитарных мер». 

Предаукционная выставка Christie’s в штаб-квартире Kering

Eric Sander

Рассказываем подробнее о пятерке работ с предстоящего аукциона, о которых большинство коллекционеров и владельцев садов могут лишь мечтать.

Жоан Миро. «Птичья нежность», 1967

оценка: 46 миллионов евро

Испанский скульптор Жоан Миро создал «Птичью нежность» в 1967 году в трех экземплярах, а для Поля Хаима изготовил дополнительную авторскую копию. Первый вариант скульптуры был сделан художником из подручных материалов и вскоре был разрушен, тогда Миро разработал еще один вариант — в бронзе. Специалисты называют скульптуру «тотемом женской сексуальности» — в ней легко проглядываются объекты быта, которые использованы как формы для отливки в бронзе: туалетное сиденье, гладильная доска, футбольные мячи, соломенная шляпа.

Жоан Миро. «Птичья нежность», 1967

Чжао Уцзи. Без названия, 1984 

оценка: 12 миллиона евро

В конце 1970-х Поль Хаим отправился к Доминик де Менил, супруге из четы известных коллекционеров де Менил, заказчиков знаменитой абстрактной часовни Ротко. Рядом с домом, где хранилась их коллекция, Хаим увидел мозаику, напомнившую ему о «Кувшинках» Моне. Впоследствии художник и друг Поля Чжао Уцзи создал похожую композицию в монументальном размере более семи метров, на которую у художника ушло несколько лет.

Чжао Уцзи. Без названия, 1984 

Августин Карденас. Без названия, 1966

оценка: 4000060000 евро

Работы кубинского скульптора Августина Карденаса послужили началом для коллекции Поля Хаима — он был одним из первых художников, с кем Хаим сотрудничал в качестве арт-дилера, а впоследствии подружился. Карденас переехал в Париж в 1955 году и продолжил развивать в своих работах традиции скульпторов начала века — Константина Бранкузи и Жана Арпа, выражая через абстрактные формы из мрамора и бронзы чувственность и сексуальность. Сегодня произведения Карденаса находятся в музейных собраниях по всему миру.

Августин Карденас. Без названия, 1966

Мозаика по эскизам Фернана Леже «Женщины с попугаями», 1952 

оценка: 200000300000 евро

К работам Фернана Леже Поль Хаим испытывал особый интерес: они были в большом количестве представлены в саду La Petite Escalère. Именно cкульптуры Леже Хаим старался как можно чаще показывать и за рубежом. В начале 1960-х, после смерти Фернана, его супруга Надя хотела расширить музей художника в Биоте: тогда Хаим познакомил ее с американским коллекционером Отто Герсоном, с которым они задумали производство бронзовых и керамических копий.

Мозаика по эскизам Фернана Леже «Женщины с попугаями», 1952

Александр Колдер. «Красные рули», 1967 

оценка: 23 миллиона евро

Мобиль Александра Колдера «Красные рули» приводится в движение силой ветра: его симфонию можно и сегодня услышать во дворике концерна Kering. Для живописного сада Хаима подобная работа Колдера была незаменимым предметом коллекции. Впервые Колдер представил свои движимые скульптуры, мобили, на совместной выставке с Марселем Дюшаном в 1932 году. Работа из коллекции Хаима создана в 1967 году и относится к позднему периоду художника, когда он создавал массивные скульптуры — теперь ими украшают свои сады наиболее значимые коллекционеры разных стран.

Александр Колдер. «Красные рули», 1967 

DALiM