© Данини, «Бери Шанель, пойдем домой», 2021. Фото: Fragment Gallery

Lifestyle

Арт-дайджеcт недели: blazar, Юрий Пименов в «Новой Третьяковке» и Томас Деманд в «Гараже»

Рассказывает арт-обозреватель Vogue.ru Екатерина Ланцман

Ярмарка молодого современного искусства blazar

Музей Москвы, с 8 по 12 сентября

Ярмарка молодого искусства blazar проходит второй раз — как сателлит ярмарки Cosmoscow, которую внепланово перенесли на вторую половину сентября. Blazar отличается тем, что на ней представлены независимые молодые художники, без галерей — и их в этом году пятьдесят. Они отобраны экспертным советом, куда входят куратор музея «Гараж» Снежана Кръстева, галерист из Лондона Кейт Мозес и сооснователь blazar и онлайн-платформы современного искусства Sample Анна Наумова. Помимо независимых авторов, представлены и стенды 32 галерей. Купить работу на blazar — например, картину-окно «Год Кролика» Сергея Бояринцева, керамическую «одежду» Аполлинарии Брошь или портреты собак Миши Никатина — очень просто. Можно оплатить и унести ее прямо со стенда, а цены на работы формально начинаются с шести тысяч рублей. Антикапиталистическую вариацию на известную шоколадку — «КитКап» Саши Певак можно унести домой и вовсе за три тысячи, но общий ценовой фон по сравнению с предыдущим годом ощутимо вырос.

Бояринцев Сергей, «Год Кролика», 2019–2020 

Обратите внимание на публичную программу: в ней расписание перформансов, мастерская деловой этики, дискуссии с меценатами и кураторами, мастер-классы молодых художников и обстоятельная детская программа. А еще в Музей Москвы сейчас пускают с питомцами, поэтому на blazar можете взять своего.

Юрий Пименов

«Новая Третьяковка», 8 сентября — 9 января

Первая ретроспектива советского художника Юрия Пименова дает обширное представление о его творчестве с 1920-х по 1970-е годы. Главным источником вдохновения Пименов считал «обыкновенное течение жизни», и его работы, легкие и моментальные в своей бытописательности, отражают советскую эпоху и атмосферу «оттепели». Свадьба, прогулка по утренней Москве, работа на заводах, новоселье, ожидание телефонного звонка — все эти сюжеты отражают приметы времени. Отдельный раздел выставки посвящен театру: декорациям и эскизам занавесов и костюмов, над которыми Пименов работал в течение всей жизни. Всего на экспозиции представлено более 170 работ из музеев и частных собраний.

Юрий Пименов, «Новая Москва», 1937

Юрий Пименов, «Бегом через улицу», 1963

Томас Деманд, «Зеркало без памяти»

«Гараж», 10 сентября — 30 января

В «Гараже» открывается первая в России выставка работ немецкого фотографа Томаса Деманда. Его сольные выставки проходили в разные годы в нью-йоркском МоМА, галерее Серпентайн, фондах Cartier и Prada. Деманд представлял Германию на 26-й биеннале в Сан-Паулу и Венецианской архитектурной биеннале. Экспозиция «Зеркало без памяти» занимает два этажа.

По образованию Томас Деманд — скульптор, и на его фотографиях запечатлены сделанные им картонные модели интерьеров, спроектированные по снимкам, найденным в прессе. Деманд выбирает фотографию — обязательно без людей, создает по ней реалистичную модель, снимает ее в высоком разрешении и уничтожает модель после этого. Таким образом, фото остается единственной материальной опорой сюжета и становится визуальной загадкой, ожидающей зрительской интерпретации. На втором этаже — кинопавильоны Деманда, в которых крутятся «киноответы» режиссера Александра Клуге, с которым они не первый раз работают вместе.

Томас Деманд, «Инкубатор», 2020

Ярмарка и аукцион «Шар и крест» в Переделкине

Дом творчества писателей Переделкино, 11 сентября, 12:00–18:00

Группа «Шар и крест» появилась на Facebook в разгар карантина — и за месяц достигла оборота в примерно 20 миллионов рублей. Ее основал коллекционер и арт-дилер Максим Боксер в знак поддержки молодых современных художников и их коллекционеров. Главная особенность — демократичные цены: до 20000 рублей за живопись и до 10000 рублей за графику, даже на известных авторов, вроде Айдан Салаховой и Таисии Коротковой. Поскольку группа в сети позиционируется как «квазиблаготворительная», демпингом это не считают. В переделкинской ярмарке примут участие 40 художников, и каждый из них передаст по одной своей работе в гостиницу при Доме творчества, где будут жить и работать резиденты ДТ. Аукцион начнется в шесть вечера со стартовой ценой всех работ в один рубль. Все собранные средства будут перечислены на консервацию здания XVIII века в селе Поречье Рыбное, где Боксер хочет создать резиденции для художников. Вечером после аукциона состоится коктейль и концерт арт-квинтета «Корабль».

Bulky Biceps Trying To Fly Александра Кутового

Гостиный двор, до 28 сентября

Пегас — гимнастический конь, головы Афродиты и Гипноса — гири, Ника и Лаокоон — тренажеры. Зайдя во временное пристанище в Гостином дворе галереи Lazy Mike, которую основал Михаил Овчаренко, вы окажетесь в гибридном пространстве. Античные скульптуры приобретают по велению выпускника мастерской Сергея Браткова и Школы Родченко 38-летнего художника Александра Кутового вполне конкретную функцию и вписываются в ЗОЖ-тренд. Впервые несколько скульптур серии были с успехом представлены на Cosmoscow в 2020-м, и недавний вернисаж тоже прошел духоподъемно: на «Нике» качали пресс директор «Гаража» Антон Белов, художница Таус Махачева и коллекционер Андрей Малахов. К выставке приурочен выпуск журнала в жанре «матового глянца» и видеоигра по сценарию художника. Просмотр выставки по предварительной записи.

Александр Кутовой, Bulky Biceps Trying To Fly

«Персимфанс» Петра Айду

Большой зал «Зарядье», 11 сентября

Очередной концерт одиозного экспериментального оркестра «Персимфанс» под идейным руководством Петра Айду состоится в эту субботу в «Зарядье». Исторически «Персимфанс», или «Первый симфонический ансамбль» — новаторский оркестр без дирижера, был создан в 1922 году скрипачом, профессором московской Консерватории Львом Цейтлиным, стал московским культурным феноменом и просуществовал более десяти лет. В 2008 году пианист Айду традицию возродил и превратил его в «универсальный комбинат искусств». Концерты отличает выбор сложных (даже для исполнения с дирижером) произведений, рок-н-ролльный азарт и необычная атмосфера — музыканты сидят спиной к зрителям, образуя будто симфонический заговор. В программе грядущего концерта «Москва, ХХ век» романс Александра Скрябина, увертюра Сергея Прокофьева, andante Николая Мясковского и произведения других московских композиторов — одним часовым отделением.

«Персимфанс» Петра Айду