Арт-дайджест недели: «Ближе к смыслу» Никиты Алексеева, выставка-продажа Sotheby’s и мюзикл «Потерянное зеркальце»

Рассказывает арт-обозреватель Vogue.ru Екатерина Ланцман
Артдайджест недели «Ближе к смыслу» Никиты Алексеева выставкапродажа Sothebys и мюзикл «Потерянное зеркальце»
Никита Алексеев. Дождь в Роверето. 2007
«Ксения Хауснер. Правдивая ложь» 

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А. С. Пушкина, до 16 января 2022 года

Из венской Альбертины в ГМИИ переехала ретроспектива австрийской художницы Ксении Хауснер. Жанр, в котором работает Хауснер, можно назвать «живописной сценографией», и это неслучайно — ведь она с 1977 года создавала декорации для пьес и опер от Королевского театра Ковент-Гарден до Зальцбургского фестиваля. В 1992 году художница полностью посвящает себя живописи — драматичным, эмоциональным сюжетам — в основном с женщинами в главных ролях. Выставка представит тридцать монументальных красочных полотен. «Моя вселенная — женская. Женщины — ключевой элемент в моем творчестве, в моих произведениях они выступают как представители всех гендеров. Я работаю над общечеловеческими темами с женским актерским составом», — объясняет художница. 70-летняя Хауснер транслировала подготовку к выставке в своем инстаграме, лично присутствовала на открытии московской выставки и приняла участие в публичной дискуссии 28 сентября.

Выставка «Ксения Хауснер. Правдивая ложь» 

Выставка-продажа Sotheby’s

In Artibus, до 1 октября

Аукционный дом Sotheby’s впервые в Москве организует выставку-продажу работ из частных собраний. Отличие от обычных предаукционных выставок, которые Sotheby’s делал раньше по всему миру, в том, что аукциона не будет. Компания проверяет провенанс работ, назначает стартовую цену — которую покупатель, кстати, имеет право даже понизить, и представляет интересы продавца в дальнейших переговорах. Подобный формат в пандемию в Нью-Йорке, Лондоне, Париже и Брюсселе принес Sotheby’s рекордные 1,6 миллиарда долларов. Важно и то, что собрания все местные, российские, и работы давно и легально находятся на территории нашей страны. На выставке представлены 16 работ, от старых мастеров до импрессионистов и авангарда, включая картины «Почта» Пьера Огюста Ренуара, «Ночной вид Константинополя» Ивана Айвазовского, «Лежащая обнаженная» Зинаиды Серебряковой, «Апельсины в черных бумажках» Владимира Вейсберга. Аукционный дом планирует проводить такие выставки-продажи ежегодно и расширить палитру частных торгов ювелирными украшениями и винтажными сумками.

Пьер Огюст Ренуар. Почта. 1907

«Ближе к смыслу» Никиты Алексеева

МАММ, до 15 ноября

Обстоятельная выставка работ художника и писателя Никиты Алексеева стала посмертной — художник ушел из жизни этой весной. Формально его творчество можно отнести к концептуализму, однако сам Алексеев рамками одного течения ограничиваться не желал. Несмотря на семилетний отъезд во Францию в 1987 году, художник сохранил прочные связи с российскими художниками — Андреем Монастырским, Ильей Кабаковым, Иваном Чуйковым. МАММ дружил с Никитой Алексеевым и поддерживал художника, сделал ремонт в новой мастерской, где он, к сожалению, не успел поработать. Никите Алексееву была посвящена и специальная секция на ярмарке Cosmoscow. В экспозиции в МАММ представлены многочисленные серии рисунков, которые Алексеев создавал практически ежедневно в течение последних 20 лет.

Никита Алексеев. Из серии Practical Jokes. (No.7)/Розыгрыши. (№ 7), 2020

«Сад камней». Спецпроект Уральской биеннале 

Березовский карьер, Челябинская обл., г. Сатка, до 5 декабря

На днях опубликовали четырехминутное видео инсталляции художника Василия Кононова-Гредина «Сад камней». Она стала спецпроектом 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства и расположилась в Березовском карьере в Челябинской области. С 1980-х до 2020 года в карьере производилась добыча магнезита и производство огнеупорных кирпичей, теперь же он не используется и будет медленно затоплен водой. В карьере художник установил 250 круглых зеркал, которые расположены таким образом, чтобы в течение дня в них отражались разные природные фрагменты и явления — в зависимости от времени суток, скорости движения туч и погодных условий. Василий работает в масштабном жанре тотальной инсталляции и задействует все органы чувств зрителя. Видео сопровождается музыкой Антона Голубева, в самом же карьере стоит звенящая тишина. С течением времени, предположительно к началу декабря, зеркала уйдут под воду. Основной проект 6-й Уральской индустриальной биеннале пройдет с 2 октября по 5 декабря в Екатеринбурге, тема этого года — «Время обнимать и уклоняться от объятий»: работы, перформансы и публичная программа посвящены мотивам близости и телесности. В основном проекте принимают участие 52 художника из 23 стран мира.

Василий Кононов-Гредин. Сад камней

СБПЧ х Павел Пепперштейн

Музыкальный коллектив СБПЧ выпустил мюзикл «Потерянное зеркальце», в основу которого легла сказка художника Павла Пепперштейна. Оригинальный текст сказки был написан Пепперштейном в 1986 году в Праге для его отца, художника Виктора Пивоварова, который иллюстрировал сказки Андерсена. Главных героев озвучивают Александр Гудков, Антон Лапенко, Яна Троянова, а также солисты СБПЧ Кирилл Иванов и Женя Борзых. К «Потерянному зеркальцу» также выпущен анимированный трейлер, для которого героев — русалку, вора Соленого, следователя, бродягу и само зеркальце — вручную создала художник Соня Никитина из войлока. Мюзикл выпущен в формате альбома, обложку к которому также нарисовал Павел Пепперштейн, он разделен на 28 треков, их общая продолжительность составляет полтора часа.

@pavelpepperstein