Cosmoscow 2021 глазами тех, кто ее создавал

Главные стенды, художники и новшества ярмарки
Cosmoscow 2021
Zanele Muholi  b. 1972, Sine II, Melbourne, Australia, 2020

Маргарита Пушкина, основатель Cosmoscow

Этот год особенный. В первую очередь, в связи со сменой площадки (за неделю до открытия ярмарка, которая должна была проходить в Гостином Дворе, была перенесена в Манеж. — Прим. Vogue), но мы благодарны галереям и партнерам за их поддержку и солидарность. Также приятно, что, несмотря на формат covid-free, у нас очереди на вход. Главное новшество этого года — онлайн-ярмарка на платформе ТЕО. Любой посетитель с помощью QR-кодов может получить информацию о художниках и ценах на работы, надеюсь, гости это оценят. В этом году у нас рекордное количество участников — 77 галерей, из них 13 международных — из Аргентины, Германии, Грузии, Эстонии, Гонконга. Одна из самых звездных — галерея Pearl Lam. Сама Перл Лэм — звезда в мире искусства, у нее в программе очень известные художники, которые уже являются брендами. На ее стенде такие громкие имена, как Чжан Хуань — здесь представлена одна из его работ с выставки в Эрмитаже, и Мистер Дудл, чьи работы продаются за сотни тысяч долларов на мировых аукционах. Выделю нашу большую некоммерческую программу и ряд проектов, сделанных специально для Cosmoscow. Это стенд «Художника года» по версии ярмарки, известной художницы Ирины Кориной: она сделала новую инсталляцию «Рэзл-дэзл». Отмечу и проект финалиста Ruinart Art Patronat Миши Бурова, посвященный экологии и потребительской культуре.

Zhang Huan. My Winter Palace No. 14, 2019

Саймон Рис, арт-директор Cosmoscow 

На ярмарках я люблю заниматься трендспоттингом: часто бывает, что несколько стендов единодушны в выборе тематики. Обычно это происходит случайно, но в то же время говорит о том, что есть коллективный интерес к некой теме, доминирующий в сознании художников за долгие месяцы до ярмарки. В этом году на Cosmoscow заметно увлечение археологией. Вы его заметите в фотоработах Тео Мерсье на стенде франко-ливанской галереи Studiocur/art: на них изображены фрагменты греко-римских древностей. Археология превалирует и на стенде московской галереи Artwin. Он был целиком отдан Евгению Антуфьеву и Любови Налогиной, которые создали в рамках стенда то ли музей, то ли величественную гостиную. На стенде арт-пространства Who I Am — проект «Affiliati Peducci» итальянского художника Маттео Педуччи, который работает с каррарским мрамором и также делает отсылки к античному наследию родной Умбрии. Так что олд-олд-олд-скул рулит в этом году на Cosmoscow. 

Стенд Евгения Антуфьева и Любови Налогиной, галерея Artwin 

Наталья Горленко, старший арт-консультант Cosmoscow

В первую очередь хочется обратить внимание на встречающий всех гостей объект Ирины Кориной, который рассказывает о ярмарочном многообразии и приоритизации вещей в человеческой памяти. Это исполнено многосоставно, как всегда у Кориной, и немного абсурдистски, но в этом абсурде Ира отлично выражает дух времени. Важно присутствие ярких западных галерей, они задают определенный уровень нашему искусству и нашим художникам. Прекрасный стенд у немецкой галереи Diehl. Ее основатель, Фолькер Диль, — заметная фигура на художественной арене. Он приезжает в Россию с конца 80-х годов, великолепно знает русское искусство и работает с двумя русскими авторами — Ольгой Чернышевой и Александрой Паперно, обе они уже сделали заметную карьеру на Западе. Второй зарубежный стенд, который мне нравится, — берлинская Peres Projects с работами Донны Хуанки и Ребекки Экройд. Из российских выделю стенд петербургской галереи Marina Gisich, которая представляет объекты Дмитрия Грецкого и великолепную живопись Алексея Гана. Обратите внимание на пространство галереи Szena, которая получила приз за лучший стенд ярмарки: с живописью молодого воронежского автора Кирилла Гаршина и медитативными работами Евгения Дедова, очень красивыми по цвету. 

Ольга Чернышева. Цветы из девяностых. 2021 (с) Diehl Gallery 

Елена Завелев, куратор NFT-направления ярмарки, основатель и директор нью-йоркской ярмарки цифрового искусства CADAF и Digital Art Month

Это мой дебют на Cosmoscow, и я под большим впечатлением. CADAF представил на ярмарке выставку «Меж двух миров», над которой мы работали совместно с куратором, основателем Studio As We Are Джесс Конатсер. «Меж двух миров» изучает грань между материальным и цифровым, проливает свет на диджитал-арт и NFT-искусство, которое становится все более известным широкой публике. На стенде вы увидите диджитал-работы арт-группы Recycle, Марии Агуреевой, Димы Ребуса и других художников. Я слежу за работой ряда галерей, которые участвуют в основном проекте Cosmoscow, и выделю работы Коки Рамишвили на стенде тбилисской Window Gallery и живопись хорватской художницы Мартины Грлич на стенде Fragment Gallery. Немецкая Galerie Obrist представила художницу Марселу Бем — ее творчество напоминает любимый мною немецкий экспрессионизм начала XX века. Еще мне понравился забавный перформанс Данини в песочнице. 

Мартина Грлич. Автопортрет. 2021 (с) Fragment Gallery 

Анастасия Карнеева, комиссар павильона России на Венецианской биеннале, патрон ярмарки Cosmoscow

Хочу отметить очень интересный и важный с различных перспектив центр современного искусства «Сияние», который создал Фонд Андрея Малахова. Их стенд очень цельный, глубокий, с отличным кураторским подходом, и сам проект в Апатитах впечатляет, развивается стремительно и качественно. Из галерей понравились XL Gallery с работами Екатерины Муромцевой, Ирины Кориной, Александра Повзнера. Работа из стекла последнего есть и у Shaltai Editions Леры Роднянской — ее стенд хорош, как и всегда. Понравилась серия работ Ольги Чернышевой с фантиками советских конфет в таллинской галерее Temnikova & Kasela. Запомнился стенд Jart с прекрасными работами «МишМаш» и монументальной работой Павла Отдельнова 2009 года. Стенд галереи Osnova тоже заслуживает внимания, особенно скульптурные работы Ники Нееловой из дерева: это старые английские перила, превращенные в скульптуры в форме ленты Мебиуса.

Вывеска из ЦСИ «Сияние»

Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея (музей года по версии Cosmoscow)

В этом году у МАMМ юбилей 25 лет, отмечать — это всегда приятно, но без этого можно жить. Для музея главное — коллекция, и участие МАММ на Cosmoscow важно прежде всего тем, что фонд ярмарки помог нам ее расширить. На выделенные средства мы закупили прекрасные работы: серию работ «Могло бы быть гораздо хуже» Валерия Чтака, инсталляции New Balance Ильи Колесникова, скульптуру «Молельщик» Андрея Кузькина. Мы показываем и то, что нам подарили художники — например, Паруйр Давтян и Игорь Шелковский. Дары друзей: Римма Солод, вдова великого Владимира Янкилевского, подарила три его уникальных рисунка, а Игорь Маркин (коллекционер, владелец музея АРТ4. — Прим. Vogue) — работу Ани Желудь.

Cosmoscow 2021

Очень хороший стенд у Alina Pinsky Gallery. Эта галерея уже пять лет на рынке, и последние годы она работает и с живописью, и со скульптурой, и с объектами. Благодаря ей растет Шелковский, в том числе в ценовом диапазоне. Алина также работает с фондом Михаила Чернышова, и на стенде три его работы. Он эмигрировал в 1980-м году в США, был абсолютно неоцененным в России, андеграундным художником, а теперь в галерее Алины проходит его выставка. Там показан и выпускник нашей школы Родченко — Евгений Музалевский, мы им гордимся.

Михаил Чернышов. Композиция. 1981. (с) Alina Pinsky Gallery 

Мне понравился стенд у NG Gallery Нади и Гиви Ананьевых: он сделан в формате гостиной, с винтажной мебелью, гобеленами итальянца Эмиля Джилиоли, искусством Алексея Кузнецова и других художников. Они воспитывают глаз зрителя, покупателя и коллекционера. 

Instagram content

View on Instagram

Ярмарка называется международной, но зарубежных галерей хотелось бы видеть больше. Те, кто все же доехали, постарались: выделю болгарскую Art Agency из Софии. Они показывают художников из разных культур и поколений: на их стенде работа из знаменитой серии «Горящие новости» Тима Парщикова, Айдан Салахова, болгарская художница Ив Тошайн и Цецилия Глазман из Аргентины. 

Тим Парщиков. «Горящие новости». (с) Пресс-служба Cosmoscow 

Ярмарка по-прежнему хороша. Меня потрясла нон-профитная экспозиция «Глазами коллекционера». Это ежегодный стенд работ из частных собраний, и в этом году часть своих коллекций показали Алексей и Вера Прийма и Евгений Хамин из Воронежа. Работы отобраны по простым категориям восприятия: умиротворенное – драматичное, смешное – серьезное. Сопоставляются картины Валерия Кошлякова, Семена Файбисовича, Дмитрия Краснопевцева, Петра Беленка из коллекции Прийма и работы Олега Целкова, Михаила Чернышова, Игоря Шелковского, Оскара Рабина из коллекции Хамина. 

Cosmoscow 2021

Иван Ерофеев 

Отдельно выделю галерею Iragui, которые показывают «Ночь на берегу» одного из лидеров московского концептуализма Никиты Алексеева, ушедшего из жизни в этом году. Эта работа впервые показывается в России и была создана для выставки в библиотеке университета города Тиба в Японии. В ММАМ сейчас проходит большая выставка Алексеева «Ближе к смыслу». Приходите!

Instagram content

View on Instagram