Арт-дайджест недели: музей Третьяковых, «Виртуоз таксидермии» и спектакль по Бродскому

Рассказывает арт-обозреватель Vogue.ru Екатерина Ланцман
Артдайджест недели музей Третьяковых «Виртуоз таксидермии» и спектакль по Бродскому
Иван Разумов, «Мир», 2022

Открытие Музея Павла и Сергея Третьяковых

1-й Голутвинский пер., 16, стр. 1, с 29 января

В эту субботу открывается новый филиал Третьяковской галереи — Музей Павла и Сергея Третьяковых, посвященный жизни знаменитых коллекционеров, предпринимателей и образцовых русских меценатов. Он расположился в старинном семейном гнезде: не очень большом — на 470 квадратных метров — двухэтажном особняке в Замоскворечье, в котором родились и провели детские годы Третьяковы. Сейчас, в результате тщательной реставрации, он выглядит так же, как в середине XIX века. Внутри обстановку строго реконструировать не смогли — в 1917 году здание было национализировано, служило коммуналкой, а архивных материалов и фотографий интерьеров уцелело совсем не много. Вот почему концептуально музей стал «мемориальным домом», в английском стиле historic house museum: это значит, что большое внимание уделено архитектуре и духу времени, в котором жили братья Третьяковы. На первом этаже три зала — «Семейный альбом», «Архив предпринимателя», «Каталог коллекции», на втором — личные вещи и мебель Третьяковых, картины и скульптуры. Экспозиция будет периодически обновляться: собрание Павла — из Третьяковской галереи, а собрание Сергея, который собирал европейское искусство, — из ГМИИ и Эрмитажа, куда оно было передано в советское время. К открытию приурочен выпуск двухтомного издания «Братья Третьяковы. Коллекции» с первым полным иллюстрированным каталогом их собрания.

Музей Павла и Сергея Третьяковых

«Уют и Разумов»

Ovcharenko Gallery, до 23 февраля

Тридцать лет с момента распада СССР — по этому поводу в рамках выставки «Уют и Разумов» рефлексируют непосредственные свидетели этого исторического момента — художники и давние друзья Иван Разумов и Павел Пепперштейн. Последний сейчас работает в составе арт-группы ППСС, совместно с художником Соней Стереотырски, а в 1990-х он активно занимался своей группой «Инспекция «Медицинская герменевтика», незадолго до этого окончив Академию изящных искусств в Праге. Разумов девяностые встретил в петербургских художественных кругах — сотрудничая с Тимуром Новиковым и Сергеем Бугаевым (Африкой). Впервые вместе Разумов и Пепперштейн работали в 2000-х — над графической серией «Весна», например. Визуально вспыхивает контраст между реалистической живописью Разумова и психоделичной графикой ППСС, но говорят они в своих работах об одном — причем не о прошлом, как может показаться, а о настоящем.

Иван Разумов, «Пикник на Новой Земле», 2022

«Виртуоз таксидермии»

Дарвиновской музей, до 27 марта

На этот раз свои запасники открывает Дарвиновский музей: новая выставка на втором этаже основного здания представляет работы знакового русского таксидермиста Федора Карловича Лоренца (1842–1909) — они считаются искусством. Натуралист-самоучка основал видную таксидермическую фирму, которая на рубеже XIX–XX веков поставляла экспонаты для крупных естественно-научных музеев Европы и США. Лоренц стал основателем московской школы научной таксидермии, вывел кустарное ремесло набивки чучел на профессиональный уровень: его композиции в застекленных витринах-микроландшафтах сравнятся с английской таксидермией Викторианской эпохи, образцы которой по сей день входят в «кабинеты редкостей», или curiosity cabinets, коллекционеров и эстетов по всему миру. Акцент на фигурах и ювелирно раскрашенных от руки фотографиях птиц — Лоренц внес большой вклад в орнитологию.

Белая куропатка Lagopus lagopus, до 1909

«Илья Репин: известный и неизвестный»

Государственная Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, до 2 февраля

Последнюю неделю в «репинских» залах постоянной экспозиции висят тридцать практически неизвестных широкой публике работ Ильи Репина. Они — из запасников и частных коллекций — не вошли в крупную монографическую выставку художника, которая в 2019 году шла в Москве, а на днях покинула стены парижского Пти-Пале. Здесь красочные салонные портреты и крупноформатные графические этюды к полотну «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и другие сюжеты, увидеть которые снова будет довольно сложно.

Илья Репин, «Сапожки царевича», 1883

Спектакль по нобелевской лекции Бродского «Тени великих смущают меня»

28 и 29 января, театральное пространство «Практика» в Музее Москвы

Вместо Бродского в смокинге — актеры «Практики» и студенты Школы-студии МХAТ в тотал-луках Louis Vuitton, вместо трибуны — трап самолета, вместо актового зала Шведской академии — зрители спектакля окажутся в импровизированном зале ожидания. Нобелевская речь поэта, лауреата премии по литературе Иосифа Бродского прозвучала на весь мир 8 декабря 1987 году в Стокгольме — это программный текст о гуманизме, словесности, этике и эстетике как основе общества. Его сегодняшняя интерпретация перенесена художником Ваней Боуденом и режиссерами, актерами «Практики» Гладстоном Махибом и Сергеем Щедриным на взлетно-посадочную полосу аэропорта. Создатели посвящают спектакль своему мэтру, режиссеру Дмитрию Брусникину: по его завету текст речи Бродского на сцене звучит из уст актеров разных поколений. Билеты на премьерные показы можно приобрести на сайте спектакля.

Спектакль по нобелевской лекции Бродского «Тени великих смущают меня», театр «Практика» 

ASMR-контент от Музея Виктории и Альберта

На YouTube-канале музея Виктории и Альберта есть ASMR-плейлист. В пандемию наблюдается очередной всплеск активности пользователей в этом сегменте: ASMR расшифровывается как «автономная сенсорная меридиональная реакция». Главная фишка — чередование самых обыденных звуков на определенных частотах, от них по голове бегут мурашки, случается «слабая эйфория» и снижается эмоциональное напряжение. Неожиданно в этом жанре выступила британская институция, загрузив десять роликов с разными сюжетами из реставрационной мастерской: отпаривание винтажной балетной пачки, поглаживание фетрового котелка Чарли Чаплина, перелистывание страниц средневекового талмуда, шуршание пайеток на роскошном клоунском костюме 1950-х годов и так далее. Это не только приятно на слух, но и красиво снято.

Музей Виктории и Альберта