Открытие Музея Павла и Сергея Третьяковых
1-й Голутвинский пер., 16, стр. 1, с 29 января
В эту субботу открывается новый филиал Третьяковской галереи — Музей Павла и Сергея Третьяковых, посвященный жизни знаменитых коллекционеров, предпринимателей и образцовых русских меценатов. Он расположился в старинном семейном гнезде: не очень большом — на 470 квадратных метров — двухэтажном особняке в Замоскворечье, в котором родились и провели детские годы Третьяковы. Сейчас, в результате тщательной реставрации, он выглядит так же, как в середине XIX века. Внутри обстановку строго реконструировать не смогли — в 1917 году здание было национализировано, служило коммуналкой, а архивных материалов и фотографий интерьеров уцелело совсем не много. Вот почему концептуально музей стал «мемориальным домом», в английском стиле historic house museum: это значит, что большое внимание уделено архитектуре и духу времени, в котором жили братья Третьяковы. На первом этаже три зала — «Семейный альбом», «Архив предпринимателя», «Каталог коллекции», на втором — личные вещи и мебель Третьяковых, картины и скульптуры. Экспозиция будет периодически обновляться: собрание Павла — из Третьяковской галереи, а собрание Сергея, который собирал европейское искусство, — из ГМИИ и Эрмитажа, куда оно было передано в советское время. К открытию приурочен выпуск двухтомного издания «Братья Третьяковы. Коллекции» с первым полным иллюстрированным каталогом их собрания.
«Уют и Разумов»
Ovcharenko Gallery, до 23 февраля
Тридцать лет с момента распада СССР — по этому поводу в рамках выставки «Уют и Разумов» рефлексируют непосредственные свидетели этого исторического момента — художники и давние друзья Иван Разумов и Павел Пепперштейн. Последний сейчас работает в составе арт-группы ППСС, совместно с художником Соней Стереотырски, а в 1990-х он активно занимался своей группой «Инспекция «Медицинская герменевтика», незадолго до этого окончив Академию изящных искусств в Праге. Разумов девяностые встретил в петербургских художественных кругах — сотрудничая с Тимуром Новиковым и Сергеем Бугаевым (Африкой). Впервые вместе Разумов и Пепперштейн работали в 2000-х — над графической серией «Весна», например. Визуально вспыхивает контраст между реалистической живописью Разумова и психоделичной графикой ППСС, но говорят они в своих работах об одном — причем не о прошлом, как может показаться, а о настоящем.
«Виртуоз таксидермии»
Дарвиновской музей, до 27 марта
На этот раз свои запасники открывает Дарвиновский музей: новая выставка на втором этаже основного здания представляет работы знакового русского таксидермиста Федора Карловича Лоренца (1842–1909) — они считаются искусством. Натуралист-самоучка основал видную таксидермическую фирму, которая на рубеже XIX–XX веков поставляла экспонаты для крупных естественно-научных музеев Европы и США. Лоренц стал основателем московской школы научной таксидермии, вывел кустарное ремесло набивки чучел на профессиональный уровень: его композиции в застекленных витринах-микроландшафтах сравнятся с английской таксидермией Викторианской эпохи, образцы которой по сей день входят в «кабинеты редкостей», или curiosity cabinets, коллекционеров и эстетов по всему миру. Акцент на фигурах и ювелирно раскрашенных от руки фотографиях птиц — Лоренц внес большой вклад в орнитологию.
«Илья Репин: известный и неизвестный»
Государственная Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, до 2 февраля
Последнюю неделю в «репинских» залах постоянной экспозиции висят тридцать практически неизвестных широкой публике работ Ильи Репина. Они — из запасников и частных коллекций — не вошли в крупную монографическую выставку художника, которая в 2019 году шла в Москве, а на днях покинула стены парижского Пти-Пале. Здесь красочные салонные портреты и крупноформатные графические этюды к полотну «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и другие сюжеты, увидеть которые снова будет довольно сложно.
Спектакль по нобелевской лекции Бродского «Тени великих смущают меня»
28 и 29 января, театральное пространство «Практика» в Музее Москвы
Вместо Бродского в смокинге — актеры «Практики» и студенты Школы-студии МХAТ в тотал-луках Louis Vuitton, вместо трибуны — трап самолета, вместо актового зала Шведской академии — зрители спектакля окажутся в импровизированном зале ожидания. Нобелевская речь поэта, лауреата премии по литературе Иосифа Бродского прозвучала на весь мир 8 декабря 1987 году в Стокгольме — это программный текст о гуманизме, словесности, этике и эстетике как основе общества. Его сегодняшняя интерпретация перенесена художником Ваней Боуденом и режиссерами, актерами «Практики» Гладстоном Махибом и Сергеем Щедриным на взлетно-посадочную полосу аэропорта. Создатели посвящают спектакль своему мэтру, режиссеру Дмитрию Брусникину: по его завету текст речи Бродского на сцене звучит из уст актеров разных поколений. Билеты на премьерные показы можно приобрести на сайте спектакля.
ASMR-контент от Музея Виктории и Альберта
На YouTube-канале музея Виктории и Альберта есть ASMR-плейлист. В пандемию наблюдается очередной всплеск активности пользователей в этом сегменте: ASMR расшифровывается как «автономная сенсорная меридиональная реакция». Главная фишка — чередование самых обыденных звуков на определенных частотах, от них по голове бегут мурашки, случается «слабая эйфория» и снижается эмоциональное напряжение. Неожиданно в этом жанре выступила британская институция, загрузив десять роликов с разными сюжетами из реставрационной мастерской: отпаривание винтажной балетной пачки, поглаживание фетрового котелка Чарли Чаплина, перелистывание страниц средневекового талмуда, шуршание пайеток на роскошном клоунском костюме 1950-х годов и так далее. Это не только приятно на слух, но и красиво снято.