Государственная Третьяковская галерея, до 31 августа 2022 года
Работы Михаила Врубеля из его именных залов переехали на Крымский Вал, где пройдет ретроспектива «проклятого гения». На это время в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники» организовали выставку редких и знаковых работ стиля модерн, который во Франции назывался ар-нуво, а в Австрии югендстиль. Некоторые из работ, например «Портрет принцессы» Николая Ульянова, никогда прежде не были показаны широкой публике. В родных стенах осталось только одно масштабное панно Врубеля «Принцесса Греза», которое он писал для нижегородской художественно-промышленной выставки по сюжету знаменитой и даже заезженной в то время пьесы Эдмона Ростана. Панно стало сначала скандальным, а потом просто очень известным: его невзлюбила комиссия Императорской академии художеств, но обожал Савва Мамонтов, потом оно хранилось в Большом театре, его мозаичная копия появилась на «Метрополе» и, наконец, в 2007 году в Третьяковке выделили под него специальный зал. «Принцессу Грезу» можно считать точкой отсчета для зарождения русского модерна — стиля, в котором построено большое количество московских особняков, написано множество картин и который исчерпал себя в 1914 году, с началом Первой мировой войны. Это синтетическое направление объединяло архитектуру, живопись, книжную графику, литературу, театр, и его целью было создание среды, в которой каждая деталь пронизана вкусом, стилем и эстетикой. Поэтому на выставке много околотеатральных сюжетов — вроде портрета Шаляпина в роли Олоферна кисти Александра Головина, характерные тонкие плоскостные линии на панно Федора Боткина и изобилие растительных мотивов «купеческого» модерна, как у Исаака Бродского и Александра Савинова. Отдельного внимания заслуживает галерея портретов поэтов символистского круга — Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Константина Бальмонта — и скульптуры артисток Николая Андреева.
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, до 30 января