Арт-дайджест недели: русский модерн, собрание супругов Герлен и графика Филиппа Малявина

Рассказывает арт-обозреватель Vogue.ru Екатерина Ланцман
О. Л. Делла-Вос-Кардовская, «Портрет Н. С. Гумилева», 1909
«Русский модерн. На пути к синтезу искусств»  

Государственная Третьяковская галерея, до 31 августа 2022 года  

Работы Михаила Врубеля из его именных залов переехали на Крымский Вал, где пройдет ретроспектива «проклятого гения». На это время в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники» организовали выставку редких и знаковых работ стиля модерн, который во Франции назывался ар-нуво, а в Австрии югендстиль. Некоторые из работ, например «Портрет принцессы» Николая Ульянова, никогда прежде не были показаны широкой публике. В родных стенах осталось только одно масштабное панно Врубеля «Принцесса Греза», которое он писал для нижегородской художественно-промышленной выставки по сюжету знаменитой и даже заезженной в то время пьесы Эдмона Ростана. Панно стало сначала скандальным, а потом просто очень известным: его невзлюбила комиссия Императорской академии художеств, но обожал Савва Мамонтов, потом оно хранилось в Большом театре, его мозаичная копия появилась на «Метрополе» и, наконец, в 2007 году в Третьяковке выделили под него специальный зал. «Принцессу Грезу» можно считать точкой отсчета для зарождения русского модерна — стиля, в котором построено большое количество московских особняков, написано множество картин и который исчерпал себя в 1914 году, с началом Первой мировой войны. Это синтетическое направление объединяло архитектуру, живопись, книжную графику, литературу, театр, и его целью было создание среды, в которой каждая деталь пронизана вкусом, стилем и эстетикой. Поэтому на выставке много околотеатральных сюжетов — вроде портрета Шаляпина в роли Олоферна кисти Александра Головина, характерные тонкие плоскостные линии на панно Федора Боткина и изобилие растительных мотивов «купеческого» модерна, как у Исаака Бродского и Александра Савинова. Отдельного внимания заслуживает галерея портретов поэтов символистского круга — Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Константина Бальмонта — и скульптуры артисток Николая Андреева.

А. Я. Головин, «Умбрийская долина», 1910-е

«Современная графика из собрания Центра Помпиду. Дар Флоранс и Даниэля Герлен» 

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, до 30 января

Знаменитый парфюмер и основатель Дома Guerlain Жак Герлен в свое время собрал выдающуюся коллекцию работ современных ему художников — импрессионистов. Его внук Даниэль Герлен с женой Флоранс продолжают дело великого предка и собирают коллекцию графики современных художников со всего мира. Внушительное собрание супруги Герлен десять лет назад передали в дар парижскому Центру Помпиду, а в ближайшие три месяца его одну шестую часть — почти двести работ — показывают в Москве, на первом этаже галереи на Волхонке. Коллекция рисунков семьи Герлен считается одной из лучших в мире и дает широкое представление об авторах конца XX — начала XXI века, причем зачастую Герлен приобретали именно серии, а не единичные работы. Из топовых мировых имен на выставке представлены французы Фабрис Ибер и Кристиан Болтански, американцы Ричард Принс и Роберт Лонго, итальянец Джузеппе Пеноне — его инсталляция сейчас стоит во дворе дома культуры «ГЭС-2». Из русских авторов выбор коллекционеров пал на листы супергероев Павла Пепперштейна — «Человек-пингвин» и «Мистер Фриз», серию «Силуэты» Сергея Ануфриева и работы Александра Пономарева. Напоминаем, что по указу мэра Москвы посещение музеев Москвы теперь возможно по QR-коду.

Кристиан Болтански, «Металлическая машина», 1974

Графика Филиппа Малявина из частных собраний

Галерея «Веллум» в Гостином дворе, до 22 ноября

Выставки из частных собраний, а тем более такого уровня, как собрание видных коллекционеров графики Сергея и Татьяны Подстаницких, смотреть очень интересно: вряд ли вы их увидите до и после и уж тем более в одном месте. Именно поэтому стоит посетить камерную галерею «Веллум» в Гостином дворе в ближайший месяц. Ученик Ильи Репина, начинавший свой художественный путь иконописцем в монастыре, сооснователь кружка «Мир искусства» Филипп Малявин, которому посвящена экспозиция, — один из ключевых рисовальщиков XX века. Угольные портреты крестьянок с шалями, дам со шляпками, шведского короля с теннисными ракетками и серия автопортретов погружают в мир художника, который прославился своими красочными буйными цветными работами. О своем визите в галерею лучше предупредить заранее по телефону.

Ф. Малявин, «Подружки», первая треть XX века

 Фото предоставлено галереей «Веллум»

Вдохновение недели

Cartier and Islamic Art: In search of modernity

Musée des Arts Décoratifs, Париж, до 20 февраля 2022

Уникальный путешествующий проект Дома Cartier, музея декоративного искусства в Париже (MAD), а также музея искусств Далласа при участии музеев Лувра можно прямо сейчас увидеть в Париже (а с 14 мая по 18 сентября 2022 года — в Далласе). Эта экспозиция — результат работы четырех кураторов: Эвелин Поссеме, Джудит Энон, Сары Шлейнинг и Хизер Эккер. Впервые выставка фокусируется на уникальности искусства Ислама и его влиянии на стиль Дома Cartier с начала XX века по настоящее время. Всего на выставке будет представлено более 500 предметов, включая ювелирные изделия, шедевры искусства Ислама, документы из Cartier Collection и архивов, а также экспонаты из частных и институциональных коллекций.

Panneau de revêtement

2010. Musée du Louvre. Raphaël Chipault

Pyxide

2015. Musée du Louvre. Chipault - Soligny
Книга «Когда земля была круглой» Гертруды Стайн 

Издательство Jaromir Hladík press, 102 стр., 2021

Впервые на русском языке вышла книга ключевого персонажа искусства XX века, американской писательницы-модернистки, хозяйки парижского арт-салона Гертруды Стайн «Когда земля была круглой». Это причудливое повествование в смешении жанров прозы и поэзии о взрослении юной героини Розы было единственным произведением Стайн, задуманным как для взрослых, так и для детей. Под детской формой скрываются аллегории, характерный для писательницы мотив самопознания и ее знаменитый концептуальный рефрен Rose is a rose is a rose is a rose («Роза есть роза есть роза есть роза»). Запечатленная на портретах Пабло Пикассо, Франциса Пикабиа и Феликса Валлоттона и в фотографиях Сесила Битона, она была влиятельным коллекционером и открыла миру имена Пабло Пикассо, Жоржа Брака и Анри Матисса. Оригинальное издание 1939 года по настоянию Стайн было напечатано на розовой бумаге с зарисовками известного детского иллюстратора Клемента Хёрда.

Instagram content

View on Instagram

Подкаст «Искусство в массы»

Искусством можно наслаждаться из дома — с подкастом искусствоведа и главного редактора «Артгида» Марии Кравцовой. Каждый выпуск — это новый спикер-эксперт, новая художественная или музейная тема и не обязывающий хронометраж в 10–15 минут. Специалист про провенансу Константин Акинша рассказывает о подделках русского авангарда, куратор Андрей Ерофеев об азах своей профессии и цензуре в искусстве, директор Музея Москвы Анна Трапкова о том, когда в музей можно будет приходить с собаками, сотрудник «Гаража» Людмила Лучкова об инклюзивных арт-программах, а в последнем эпизоде арт-менеджер, сотрудник нижегородского «Арсенала» Анна Большем посвящает в закулисье художественных выставок.

Подкаст «Искусство в массы»

Мартин Маржела в Париже

Lafayette Anticipations, Париж, до 2 января 2022 года

Бельгийский дизайнер Мартин Маржела всегда был художником: но в последние тринадцать лет, после решительного ухода из мира моды, он полностью ушел в искусство. Еще он всегда был неуловимой энигмой, поэтому и появление его рук и голоса в документальном фильме Martin Margiela: In His Own Words и первая сольная выставка арт-объектов в фонде Lafayette Anticipations, которая несколько раз переносилась, воспринимается инсайдерами мира моды как откровение. Неудивительно, что французское издание каталога, над которым Маржела работал лично, было раскуплено в первые же дни, а в ноябре появится его интернациональная версия на английском языке и мини-буклет к выставке, напечатанный на ризографе. Инсталляции, скульптуры, коллажи и скетчи художника заполонили инстаграмы парижан, и все же некоторые пересечения с его модным языком можно заметить — скрытые лица, иллюзорность текстур, перформативность. Пушистая автобусная остановка с явной отсылкой к знаменитой чашке сюрреалистки Мерет Оппенгейм, исполинские алые ногти и как будто ждущие чего-то, выстроенные в шеренгу однотипные парики без лиц — все это, по задумке Маржела, исследует мотив забытых людей, предметов и событий. Мерча к выставке, вопреки надеждам модников, не предвидится: Маржела категорически отделяет свой арт от моды и считает его отдельным «вторым актом».

Instagram content

View on Instagram