Арт-дайджест недели: украинские художники, запасники Пушкинского и NFT-«Поцелуй»

Рассказывает арт-обозреватель Vogue.ru Екатерина Ланцман
Артдайджест недели украинские художники запасники Пушкинского и NFT«Поцелуй»
Тимур Постовой, «Синий натюрморт с головой молодого Ленина», 2020
Реэкспозиция Галереи стран Азии и Африки в Пушкинском музее  

ГМИИ имени А. С. Пушкина, до июня

Из запасников Пушкинского музея достали редко покидающие хранилище работы Мари Лорансен, Альберта Марке, Анри Дерена, Шарля Герена, Марка Шагала. Их можно будет увидеть до начала лета — благодаря тому, что работы из постоянной экспозиции Галереи стран Азии и Африки уехали в Париж на выставку про коллекционеров Ивана и Михаила Морозовых в Fondation Louis Vuitton. Они вернутся в рамках этой же выставки в июне в Главное здание музея, а пока на втором этаже разместилось искусство XIX века: барбизонцы, импрессионисты и символисты во главе с Одилоном Редоном. На третьем — постимпрессионисты и ключевые мастера века двадцатого — Марке с фовистами, Пикассо с кубистами, Матисс с мастерами Парижской школы и Кандинский с авангардистами. Отдельные залы посвятили сезанизму и итальянскому искусству XX века — памятуя о недавней выставке итальянских футуристов. Теперь по время прогулки по залам Галереи можно увидеть микс любимых шедевров и незнакомых глазу работ первоклассных художников. 

Реэкспозиция Галереи стран Азии и Африки в Пушкинском музее  

Украинские художники в Lobby 

Lobby, до 27 марта

В пространстве Lobby на Варварке впервые в Москве будут показывать работы семерых украинских художников: Нины Саенко, Ивана Грабко, Тимура Постового, Нелли Исуповой, Ольги Сабко, Анны Пахлави и Тараса Середы. Групповая выставка-коллаборация с киевской галереей Art Issue называется Rituals и посвящена метафизике: традициям, обрядам, суевериям и таинствам. Художники соединяют этот мистический фольклорный мир с сегодняшним днем и рисуют параллель  между ним и обыденностью, вроде светских мероприятий и детских игр. Обратите внимание на керамику 83-летней Нелли Исуповой и экспрессивную живопись живущего в Париже 30-летнего харьковчанина Тараса Середы.

Иван Грабко, «Шагающая фигура», 2021

В поисках дикой сливы

Музей Востока, до 13 марта

Идиллические и даже медитативные выставки — тренд пандемийного времени: разглядывать «просто красивое» искусство в темпе slow life сейчас нужно всем нам. Вот и в Музее Востока открылась экспозиция «В поисках дикой сливы», приуроченная к Восточному Новому году. Традиционно в Китае предвестником этого праздника и приближающейся весны служит цветущая среди снегов дикая слива мэй — ей любовались в горах еще поэты и художники раннего Средневековья, сложив целый «сливовый стиль» в китайской поэзии и живописи. На выставке представлено сто объектов: статуэтки, веера, расшитые женские наряды, чаши, вазы, шкатулки, принадлежности ученых, свитки с литературными сюжетами и альбомные листы в жанре «цветы и птицы».

Декоративная тарелка, Китай, 1940-1950-е

«День цвета» Евгения Шишкина в Lupine

Lupine Flowers & Art, до 2 марта

За основу своей персональной выставки художник Евгений Шишкин взял старинный принцип получения цветных монохромных снимков. Его изобрел еще во времена черно-белой фотографии химик и фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944). «Он снимал три черно-белых кадра и использовал красный, синий и зеленый фильтры, — объясняет Шишкин. — Цветное изображение получалось путем аддитивной печати. Я опробовал эту технику, но как если бы фотограф допускал огрехи, — все три кадра не идентичны, а «отличия» окрашены в разные цвета. Использовал цветную пленку и мультиэкспозицию, а эффект цветового разложения был достигнут аналоговым методом, без применения компьютерной обработки».

Евгений Шишкин, № 10

Московский изразец

Музей-заповедник «Коломенское», до 15 мая

В «Коломенском» внушительная коллекция изразцов — шестнадцать тысяч предметов. Во Дворце Алексея Михайловича сейчас показывают часть собрания: от терракотовых плиток XV века до фабричных изразцов и керамических панно советского периода с красноармейцами и работницами. Если на ретроспективе Михаила Врубеля в Новой Третьяковке вас заворожил майоликовый камин «Микула Селянинович и Вольга», вам понравится: здесь представлена его вторая версия. Есть изразцы с уже утраченных московских церквей, керамическое панно из Данилова монастыря и старинный рельеф с главной аптеки на Красной площади. Исторически в XVII веке изразцы с фасадов «переехали» в интерьер, к примеру, на печи. Расцвет производства печных изразцов пришелся на правление Петра I: имелось обилие сюжетов — от цветочных орнаментов до бытовых сцен — как в делфтском бело-синем цветовом исполнении, «на манер галанских», так и в полихроме. Надо сказать, изначально в орнаментах всегда присутствовал символизм: к примеру, три листика обозначали троичность бытия, точки вокруг волны – семена на ниве, плодоносящие деревья с птицами — «древо жизни».

Изразцы рельефные полихромные из декора колокольни церкви Николая Чудотворца Явленного на Арбате, Москва, начало 1680-х

Собрание музея-заповедника«Коломенское»
NFT-«Поцелуй» Густава Климта к 14 февраля 

Венский Музей Бельведер, в котором хранится культовая картина Густава Климта «Поцелуй» (1908), тоже шагнул в NFT-пространство. К 14 февраля приурочен дроп десяти тысяч токенов, которые представляют собой микрофрагменты дигитализированной версии картины. Цена каждого фрагмента составляет 1850 евро, и после приобретения покупатели смогут зайти на портал, на котором можно будет увидеть изображение целиком. Выбирать фрагмент нельзя — они будут распределены случайным образом.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.