Арт-дайджест: ретроспектива «проклятого гения» Михаила Врубеля и «Ночь искусств»

Рассказывает арт-обозреватель Vogue.ru Екатерина Ланцман
М. А. Врубель. Царевна-Лебедь. 1900

Михаил Врубель

Новая Третьяковка на Крымском Валу, до 8 марта 2022 года

Сегодня открывается одна из самых ожидаемых экспозиций года — масштабная ретроспектива «проклятого гения» рубежа веков Михаила Врубеля. Скользящий по эпохам, жанрам и материалам талант Врубеля представлен на трех этажах Новой Третьяковки. Архитектура выставки призвана поделить его творчество на мотивы, а геометричные окна между залами визуализируют связь между ключевыми темами. Один из залов посвящен культовому образу Демона: здесь знаменитые «Демон сидящий» и «Демон поверженный», иллюстрации к поэме Лермонтова и многочисленные рисунки Демона. Зал-шкатулка со скульптурами из майолики — темный и с точечным освещением, чтобы подсветить мерцающие переливы на портретах Купавы, Весны и Мизгиря по мотивам «Снегурочки» Римского-Корсакова. Живописная сказочная тема — с морским царем и царевной Волховой из оперы «Садко» — плавно подводит к одному из шести сохранившихся экземпляров знаменитого камина Врубеля «Микула Селянинович и Вольга» из майолики. Другой зал — работы, для которых позировала жена, Надежда Забела-Врубель. Галерея портретов детей коллекционера Саввы Мамонтова, цветочные серии, завораживающее панно «Утро», триптих «Фауст» для готического кабинета Морозова, эскизы к «Царевне-Лебеди», само полотно и парная к нему картина «Лебедь», красочный «Шестикрылый Серафим» — верхний, третий этаж экспозиции представляет нам триумф гения Врубеля, предвосхитившего время и, по выражению Александра Блока, «похитившего искусство у вечности». 

Читайте также
Не пропустите выставку Михаила Врубеля в Новой Третьяковке

После ажиотажа вокруг Серова Новая Третьяковка укрепила двери. Теперь их ждет проверка новым хитом — Врубелем

article image

М. А. Врубель. Демон (сидящий). 1890

В последние годы жизни Врубель страдал тяжелым психическим заболеванием, и работы отражают его трагическую судьбу. Спускаясь ниже и ниже, можно проследить, как меняются автопортреты, которые Врубель создавал в течение всей жизни, и что сюжетами становятся больничная палата, портреты санитаров и врачей, скомканный плед на кресле, зимний пейзаж из окна больницы. Эта выставка с тремястами работами Врубеля — историческая попытка объять необъятное: последний раз в таком объеме они были показаны публике 65 лет назад. 

М. А. Врубель. К ночи. 1900

«Ночь искусств»

Онлайн, 4 ноября

В этом году по понятным причинам большинство событий, приуроченных к ежегодной «Ночи искусств», пройдут в онлайн-формате. Третьяковская галерея на своем YouTube-канале откроет выставку Врубеля и покажет концерт Кирилла Рихтера и Константина Дорохова — произведения посвящены полотну «Демон (сидящий)» 1890 года. Пушкинский музей оставил программу в офлайн-формате для обладателей QR-кодов: запланированы дискуссия с французским арт-дуэтом Art Orienté Objet, чьи работы можно со следующей недели увидеть на новой выставке Жан-Юбера Мартена «Бывают странные сближения». Модератором беседы выступит недавно присоединившийся к команде музея искусствовед и философ Борис Клюшников. Следом покажут документальный фильм «Слепок», снятый в пандемию в стенах Пушкинского с финалистами фестиваля Context. Diana Vishneva. Обсуждение фильма с режиссером Андреем Сильвестровым будет транслироваться в прямом эфире в соцсетях музея, а саму ленту выложат в публичный доступ на следующий день. В соцсетях МАММ в 19:00 начнется онлайн-экскурсия с Ольгой Львовной Свибловой. Галерея Ильи Глазунова покажет экскурсии по своим залам и выставку «Илья Глазунов и Федор Достоевский». А главным театральным событием тематической ночи станет премьера спектакля Solaris в Музее Москвы в 19:00 — ссылка с трансляцией будет активна всего один день.

Instagram content

View on Instagram

«В диалоге с Бодлером: Матисс, Роден, Руо…»

Выставочный зал фонда Андрея Чеглакова, до 16 января 2022 года

Один из крупнейший российских меценатов и коллекционеров Андрей Чеглаков открыл в этом году выставочное пространство своего фонда на Пречистенке и продолжает показывать в нем свое собрание. Новый проект приурочен к двухсотлетию французского поэта-символиста Шарля Бодлера. В центре экспозиции — культовый сборник стихотворений «Цветы зла» 1857 года и его многочисленные издания. Кураторы подсчитали, что «Цветы зла» были интерпретированы разными художниками более двухсот раз, но для выставки отобрали работы самых известных — Одилона Редона, Анри Матисса, Огюста Родена, Жоржа Руо и других.

Анри Матисс. 1947

Выставка и спектакль Solaris

Театр «Практика» в Музее Москвы, с 5 ноября

После переезда в новые стены — второй корпус Музея Москвы — театр «Практика» запускает масштабный мультимедийный проект Solaris, в котором соединяются театр, современное искусство и дополненная реальность. Насыщенная феерия из спектакля, выставки и цифрового шоу начиная с 5 ноября будет разворачиваться здесь раз в месяц. Выставка называется «Музей подсознания Москвы»: на ней представлены десять phygital-работ Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски про урбанистические фантазии, сны и галлюцинации. Обладатель «Золотой маски» Дмитрий Мелкин адаптировал к сцене не знаменитый одноименный роман Станислава Лема, а его экранизацию Андрея Тарковского. Звездный состав — Владимир Мишуков, Игорь Миркурбанов, Мириам Сехон — будут препарировать парадигму ближайшего будущего, фобии цифровой эпохи и сложное устройство главного героя сегодняшнего «Соляриса» — им стал «эго-проект, запускающий очередной стартап».

Solaris, театр «Практика»

Премьера спектакля «Буковски» от создателя «Петровых в гриппе»

«Гоголь-центр», 5–7 ноября

Режиссер спектакля-триумфатора «Петровы в гриппе» Андрей Федоров снова создает фантасмагорию. На этот раз в фокусе внимания не российская глубинка, а окраины Лос-Анджелеса 1970-х годов: без попыток воссоздать американскую атмосферу и уклад жизни, а, скорее, скрестить их с предрассудками, которые бытуют в России. Стереотипы об американцах приправлены рассказами и письмами одиозного писателя Чарльза Буковски. Имея дело с его материалом, обойтись без «грязного реализма» и провокаций невозможно, поэтому по одной сцене с Джимми, Иззи, Мэг ходит Дьявол, а для того, чтобы провести грань между «хорошо» и «плохо», «красиво» и «отвратительно», надо разгрести кучу трансцендентного мусора. Под ним, по мнению режиссера, Буковски прячет что-то «хрупкое, прекрасное и живое».

Спектакль «Буковски». Художник — Глеб Солнцев

Пресс-служба Гоголь-центра

Лекция Марины Абрамович

Онлайн-школа «Среда обучения», 9 ноября, в 19:00

Онлайн-лекция от живого классика искусства перформанса Марины Абрамович состоится на платформе «Среда обучения» в ближайший вторник. Она называется «Все, что вам нужно знать о перформансе» и пройдет в рамках курса по современному искусству. Последняя инсталляция художницы Crystall Wall of Crying, которая символически перекликается со Стеной Плача, была установлена в октябре на территории Мемориального центра холокоста «Бабий Яр» в Киеве. А в 2023 году состоится масштабный персональный проект Абрамович After Life в Королевской академии художеств в Лондоне, который впервые в истории академии займет все три ее этажа. Регистрация на бесплатную лекцию обязательна.

Instagram content

View on Instagram