Кадр из фильма "Человеческий голос"

© Тильда Суинтон в фильме «Человеческий голос»

Кино

«Человеческий голос» и еще 5 модных кинопремьер декабря

Новые фильмы месяца: от драмы Педро Альмодовара с Тильдой Суинтон до фильма-катастрофы Алексея Нужного — с Константином Хабенским, Иваном Янковским и Стасей Милославской

Многие кинопремьеры конца 2020-го передвинуты на начало 2021-го — от «Французского вестника» Уэса Андерсона до «Северного ветра» Ренаты Литвиновой, которые прежде были запланированы на финальный отрезок ноября. «Человеческий голос» Педро Альмодовара, как и ряд других ожидаемых фильмов декабря, тем временем, выйдет по расписанию. Кроме крупных премьер — в том числе мелодрамы «Трое» Анны Меликян — ждем и спецвыпуск «Эйфории», HBO наметили релиз на 6 декабря. Создатели сериала по очевидным причинам не торопятся со вторым сезоном, но все же решили подарить поклонникам эпизод о жизни главных героев на карантине. Что еще посмотреть в этом месяце — в кинотеатрах, а также на Netflix и других стриминговых сервисах, — рассказываем ниже.

«Человеческий голос»

c 3 декабря

Для всех, кто обожает и Педро Альмодовара, и Тильду Суинтон, декабрь начинается несказанно хорошо — в новой драме испанского режиссера, двукратного обладателя «Оскара» и четырежды лауреата наград Каннского фестиваля, она играет главную роль. Фильм рассказывает о женщине, замершей в надежде на возвращение бывшего возлюбленного — он так и не забрал свои чемоданы. Мучительное ожидание с ней делят преданный пес и голос в телефонной трубке.

Я всегда расценивал эту адаптацию как эксперимент, в рамках которого планировал показать то, что в театре называют «четвертой стеной»

Сценарий основан на пьесе «Человеческий голос» Жана Кокто, неоднократно экранизированной — до Суинтон героиню в разные годы доверяли Софи Лорен, Симоне Синьоре, Ингрид Бергман и Лив Ульман. Альмодовар, знакомый с текстом Кокто не первый год, признается, что он вдохновлял его и в работе над другими проектами — это и «Женщины на грани нервного срыва», и «Закон желания». В «Человеческом голосе» Педро возвращается к адаптации текста, но на этот раз придерживается первоисточника. 

«Я перечитал пьесу впервые за несколько десятков лет, — рассказывает о фильме Альмодовар. — Впрочем, пришлось сделать скидку на собственное непостоянство и добавить определение «вольная трактовка» к своей версии, поскольку так оно и есть на самом деле». По словам режиссера, он оставил ключевое — «отчаяние женщины, высокую пошлину, взимаемую страстью, которую героиня готова заплатить, пусть даже ценой собственной жизни». А еще скучающую по хозяину собаку, и чемоданы, полные воспоминаний. «Все остальное — телефонный разговор, ожидание и то, что случается дальше, — было навеяно моим восприятием современной женщины, — отмечает Педро. — Моя героиня отнюдь не та покорная женщина, которая была описана в оригинале. Она не может быть такой с учетом специфики современных нравов».

«Мужчина и женщина: Лучшие годы»

с 10 декабря

Снятый в 1966 году фильм «Мужчина и женщина» принес Клоду Лелушу мировую славу, «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля и две премии «Оскар» — за лучший фильм на иностранном языке и лучший оригинальный сценарий. Полвека спустя звездный французский режиссер, к «новой волне», по его же словам, не принадлежавший, вернулся к той же великой любовной истории. Как и в фильме-первоисточнике, главную роль в сиквеле исполняют Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме. Их персонажи — Жан-Луи и Анна — встречаются спустя многие годы, погружаются в воспоминания и вновь испытывают сильные и волнующие чувства. 

Ленту «Мужчина и женщина: Лучшие годы» Лелуш представил на Каннском кинофестивале прошлой весной, и встретили ее не просто аплодисментами, но подхваченным всем залом мотивом из саундтрека Un homme et une femme Франсиса Ле. Кроме всех милых и ностальгических моментов, похожих на этот, критики замечают в самом фильме и следы режиссерской усталости (это 49-я работа для Лелуша). Но возвращение любимых героев с их историей и переживаниями не может не быть как минимум любопытным.

«Хрупкие создания»

c 14 декабря, Netflix

Новый сериал Майкла Макленнана («Близкие друзья», «Девушки и бомбы») основан на одноименной книге Соны Чарайпотры и Дониэль Клейтон и рассказывает об престижной балетной школе Нью-Йорка, с ее особенным и сложным миром, в свойственном многим релизам Netflix мистическом тоне. Он понравится и ценителям «Леденящих душу приключений Сабрины», и сериалов ему подобных, без голливудских ассоциаций тоже не обойтись: как и «Черный лебедь» Даррена Аронофски, «Хрупкие создания» полны наставлений «танцевать лучше всех», драматичного перфекционизма и разбитых зеркал. Герои нового шоу Netflix находятся в постоянном напряжении, стремясь превзойти друг друга, и живут на грани — успеха или провала.  

«Противостояние»

c 16 декабря, «Амедиатека»

Еще одна декабрьская премьера основана на одноименной книге Стивена Кинга, впервые опубликованной в 1978 году. «Противостояние» считается одним из лучших романов писателя и рассказывает о мире, практически уничтоженном вирусом. По сюжету нового девятисерийного шоу, которое в декабре выйдет на «Амедиатеке», пандемия супергриппа уничтожает 99% населения. На осколках цивилизации появляется некий Рэндалл Флегг (Александр Скарсгард) — о нем говорят как о посланнике дьявола, а сам он называет себя «темным человеком». 

Противостоять злу, точнее, «глубокой пропасти тьмы», будет комьюнити «Свободная зона» во главе с Матушкой Абигейл — героиня, которую играет Вупи Голдберг, способна призывать к себе людей во снах. В числе режиссеров проекта фигурируют Винченцо Натали («Куб», «Кодер») и Джош Бун («Виноваты звезды», «Новые мутанты»), кроме Скарсгарда и Голдберг в актерском составе значатся Джеймс Марсден и Эмбер Херд, сам Стивен Кинг также принял активное участие в работе над телеадаптацией и написал альтернативную концовку, отличную от книжной.

«Сентенция»

c 17 декабря

Новый фильм «Сентенция» Дмитрия Рудакова рассказывает о последних годах жизни советского прозаика и поэта Варлама Шаламова, автора «Колымских рассказов», проведшего в местных лагерях 16 лет. На закате своей жизни Шаламов живет в доме престарелых, где все еще продолжает писать. Двое друзей, журналисты Анатолий и Андрей — их сыграли Павел Табаков и Федор Лавров, — погружены в поиски рукописей Варлама с рассказами о Колыме. Герои стремятся собрать и опубликовать тексты Шаламова, хотя за ними ведется пристальная слежка. На дворе 1980 год. В роли писателя появляется Александр Рязанцев, в действительности похожий на Варлама Шаламова. Премьера ленты этой осенью состоялась на кинофестивале в Таллине, где «Сентенция» была представлена как режиссерский дебют.

«Огонь»

c 24 декабря

Первая экшен-катастрофа для режиссера Алексея Нужного, известного лентой «Я худею», посвящена пожарной команде, которая решается почти на невозможное. Чтобы спасти жителей ближайших деревень, героям предстоит провести людей через горящий лес, и такие подвиги для пожарных — привычные будни. 

Над картиной, производство которой осуществила киностудия Никиты Михалкова «ТриТэ», работали создатели фильмов «Движение вверх» и «Экипаж». В звездном актерском составе — Константин Хабенский, Иван Янковский, Андрей Смоляков, Стася Милославская, а также Ирина Горбачева и Виктор Добронравов.