Что не так со вторым сезоном «Любовь. Смерть. Роботы»

Если к смерти у нас вопросов нет, то на этот раз нам не хватило любви и роботов 
. .
Кадр из «Любовь. Смерть. Роботы»

После двух лет ожидания Netflix внезапно сбрасывает бомбу — второй сезон одного из самых ярких проектов платформы «Любовь. Смерть. Роботы». По сути, это анимационный сериал-антология, где каждый эпизод никак не связан между собой по смыслу или даже по визуальному стилю. А все потому, что у каждой серии свой аниматор, но всегда — один из лучших в мире. В первом сезоне участие приняла и студия из Санкт-Петербурга: во главе с художником Виталием Шушко они представили короткометражку под названием Blindspot («Слепое пятно»). 

Первый сезон стал настоящим прорывом для Netflix. Во-первых, такого еще никто не делал. Буквально с первой серии ты понимаешь, почему на мультипликационном сериале стоит возрастное ограничение 18+ — здесь вам и секс (причем как роботов, так и людей), и сцены насилия (порой пугающие до дрожи), и невероятно трогательные моменты. Во-вторых, каждый из восемнадцати эпизодов идет от восьми до тринадцати минут, и каждый откликается внутри нас по-своему. Своего рода это стало мультипликационной версией «Черного зеркала»: тоже про будущее, тоже про технологии и тоже на грани хоррора и фантастической социальной драмы. 

Кадр из эпизода  «Преимущество Сонни»

В «Любовь. Смерть. Роботы» ты сначала плачешь от того, насколько несправедлива жизнь по отношению к прекрасной воительнице-лисе, а через пару минут смеешься над тремя роботами, которые потерялись в постапокалиптическом мире (но это не сильно их расстраивает). Проект лучше смотреть сразу целиком, а это гарантированно получится — от экрана невозможно оторваться. Сериал напоминает американские горки — за пару часов вас прокатят по всевозможным сценариям альтернативного будущего. И не факт, что оно будет оптимистичным. 

Кадр из эпизода «Свидетель»

После той планки, которую задал первый сезон, мы, как и все фанаты этого проекта, затаив дыхание, ждали продолжения. И вот наступил день Х — спустя два года платформа выпускает второй сборник. В этот раз количество серий значительно сократили — всего восемь эпизодов вместо восемнадцати. Горячих сцен здесь тоже нет — секса в этом сезоне гораздо меньше. Кажется, художники решили, что раз нам всем пришлось последний год выживать в прямом смысле этого слова, то не помешает и наглядная инструкция, как бороться с роботами в случае апокалипсиса. 

Кадр из эпизода «Лед»

Автор одного из эпизодов первого сезона Виталий Шушко тоже посмотрел второй сезон и рассказал в интервью «Кинопоиску», что его любимым эпизодом стала 2D-анимация «Лед», созданная Робертом Вэлли. Сперва может показаться, что вы переместились в прошлое и смотрите клип Gorillaz — и вы угадали, Вэлли действительно работал над некоторыми видео группы. «Его графический язык узнается с первого кадра благодаря особой композиции, работе с тенями и необычным фигурам героев с вытянутыми конечностями и непривычными пропорциями», — говорит Шушко. Роберта Вэлли, кстати, даже номинировали на «Оскар» в 2017 году за короткометражку «Грушевый сидр и сигареты». Но помимо китов, выпрыгивающих изо льда, за красивой картинкой нет никакой цепляющей истории. Поэтому, полюбовавшись волшебной графикой, мы безэмоционально нажали кнопку Next Episode. 

В большинстве короткометражек героев не рисовали, а оцифровывали с актеров. И поэтому терялось то ощущение альтернативной реальности, которым был пронизан первый сезон. Например, в триллере Life Hutch («Спасательный бункер»), Майкл Б. Джордан получился настолько живым, что вас не покинет ощущение, будто вы смотрите кино в духе «Марсианина». Другая короткометражка, Automated Customer Service («Автоматизированное обслуживание клиентов»), которая и открывает сборник, значительно уступает тому же «ВАЛЛ·И» (которым авторы, судя по всему, и вдохновлялись). А этому мультфильму, на секундочку, уже больше 13 лет. 

Кадр из эпизода «Утонувший великан»

Одна из самых сильных серий сезона — режиссерская работа самого создателя шоу Тима Миллера The Drowned Giant («Утонувший великан»). Этот выпуск был заявлен как финальный, поэтому ставки были высоки. В итоге «Великан» получился настоящей притчей о том, как научные достижения обесцениваются обществом. Огромного гиганта выносит на пляж, но никто не знает, откуда он и кто он. В итоге его тело уродуют, на коже рисуют граффити, а отрезанный половой орган выставляют на ярмарке в качестве местной достопримечательности. «В образе гниющего гиганта можно рассмотреть метафору жизни человека или империи. Сначала ты всех потрясал, потом все к тебе привыкли, а затем начались какие-то ужасы и осквернения», — говорит Виталий Шушко.

Кадр из эпизода «По всему дому»

Продюсерами второго сезона выступили Тим Миллер («Дэдпул») и Дэвид Финчер («Бойцовский клуб», «Социальная сеть», «Исчезнувшая»). И они сделали то, что умеют лучше всего: показали нам серию триллеров c красивой графикой и продуманным сюжетом. Однако им не удалось сохранить ту грань между боевиком, cатирической комедией и социальной драмой, которые идеально уживались рядом друг с другом в первом сезоне. Если к смерти у нас вопросов нет (экшена тут хоть отбавляй), то вот любви и роботов нам не хватило. И речь здесь не о роботах-убийцах, а мире технологий и будущего, который нам обещали в трейлере. 

Кадр из эпизода «Сноу в пустыне»