Искусство

Что смотреть на выставке «Я, Энди Уорхол» в Москве

В экспозицию вошло более 200 экспонатов из Музея Энди Уорхола в Питтсбурге и частных коллекций
Что смотреть на выставке «Я Энди Уорхол» в Москве
Энди Уорхол. «Банки с супом «Кэмпбелл», 1969 © The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts

«Кто-то называет меня зеркалом, а некоторые критики и вовсе зовут меня «само ничто». Когда я смотрю на свое отражение в зеркале, то не вижу абсолютно ничего. Во-первых, потому что меня нет, а во-вторых, если зеркало смотрит в зеркало, то что оно может видеть?» — сообщает от лица Энди Уорхола аудиогид, состоящий из озвученных цитат «Философии» и «Дневников» художника. Выставка «Я, Энди Уорхол», которую этим гидом сопровождают, открылась сегодня, 25 сентября, в зале Союза художников России в здании Новой Третьяковки. По тем же книжным источникам организаторы собирали плейлисты, играющие на входе и в финале экспозиции. Куратором проекта стал специалист по американскому искусству итальянец Джанни Меркурио, а продюсером выступил Александр Начкебия, ранее организовавший первую персональную выставку Бэнкси в России. 

Энди Уорхол. «Мэрилин», 1985

The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts

В главном пространстве выставки — путь к нему лежит через автопортреты Уорхола разных лет, «Туфли с алмазным напылением» и коллекцию журналов, для которых он успел сделать иллюстрации, — друг напротив друга поместили десять «Мэрилин» и столько же «Банок с супом «Кэмпбелл». Разглядев их все, осмотритесь по сторонам — кроме прочего, увидите «Бумажное платье», выпускавшееся компанией Campbell’s в 1960-е по мотивам работ Уорхола. 

Платье Campbell's, 1960-е

The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts

Следующий камерный зал с приглушенным светом встречает портретами Ленина и серией натюрмортов «Серп и молот». В ближайшем соседстве ищите работы Уорхола из цикла «Мао» с изображением Мао Цзэдуна и шелкографию «Дядя Сэм» — ею открывается зал, повествующий о «Мифах» Америки. За уорхоловскими «Ковбоями и индейцами» расположилась знаменитая серия «Цветы», а также «Космические фрукты». В поддержку пасторальной темы эта часть выставки оформлена обоями с «Коровами», дизайн которых Уорхол разработал сам. Чуть дальше предстоит увидеть серию «Вымирающие виды», героями которой стали редкие животные, в том числе амурский тигр, и одну из последних работ художника — «Везувий» 1985 года.

Энди Уорхол. «Вымирающие виды», 1983

The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts

Энди Уорхол. «Цветы», 1964

The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts

В противоположном крыле экспозиции, кроме «Черепа», «Электрического стула» и работ, посвященных убийству Джона Кеннеди, можно найти секцию, исследующую квир-образы — где и сам Энди предстает на снимках в обличье трех звезд поп-культуры. А кроме того, разноцветный «Камуфляж». Привезли в Москву и «Десять портретов евреев ХХ века» и серию «Марта Грэм» — Уорхол восхищался танцовщицей долгие годы. Не пропустите и «Портрет артистов из «Десяти от Лео Кастелли» — это сто шелкографий на полистирольных коробках.

Как и было обещано ранее, не обошлось без «Фабрики» и «Студии 54». Чтобы передать атмосферу этих мест, организаторы заказали у Фонда Энди Уорхола реплику инсталляции «Серебряные облака» и постарались частично воссоздать мебель и элементы интерьера оттуда. Пройдя через зал с «Облаками» — и видом на Крымский Вал — и рассмотрев обложки журналов Interview и музыкальных пластинок (не только The Velvet Underground), завершите осмотр выставки фильмом «Эмпайр» хотя бы на несколько минут. 

Обложка журнала Interview

The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts

Выставка «Я, Энди Уорхол» продлится до 10 января 2021 года. Не упустите возможность сравнить поп-арт с синхронным ему по времени искусством времен застоя, до 11 октября представленным на выставке Новой Третьяковки «Ненавсегда. 1968-1985».

Энди Уорхол. «Автопортрет», 1986

The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts