© Энди Уорхол. «Банки с супом «Кэмпбелл», 1969 © The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts

Искусство

Что смотреть на выставке «Я, Энди Уорхол» в Москве

В экспозицию вошло более 200 экспонатов из Музея Энди Уорхола в Питтсбурге и частных коллекций

«Кто-то называет меня зеркалом, а некоторые критики и вовсе зовут меня «само ничто». Когда я смотрю на свое отражение в зеркале, то не вижу абсолютно ничего. Во-первых, потому что меня нет, а во-вторых, если зеркало смотрит в зеркало, то что оно может видеть?» — сообщает от лица Энди Уорхола аудиогид, состоящий из озвученных цитат «Философии» и «Дневников» художника. Выставка «Я, Энди Уорхол», которую этим гидом сопровождают, открылась сегодня, 25 сентября, в зале Союза художников России в здании Новой Третьяковки. По тем же книжным источникам организаторы собирали плейлисты, играющие на входе и в финале экспозиции. Куратором проекта стал специалист по американскому искусству итальянец Джанни Меркурио, а продюсером выступил Александр Начкебия, ранее организовавший первую персональную выставку Бэнкси в России. 

Энди Уорхол. «Мэрилин», 1985

© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts

В главном пространстве выставки — путь к нему лежит через автопортреты Уорхола разных лет, «Туфли с алмазным напылением» и коллекцию журналов, для которых он успел сделать иллюстрации, — друг напротив друга поместили десять «Мэрилин» и столько же «Банок с супом «Кэмпбелл». Разглядев их все, осмотритесь по сторонам — кроме прочего, увидите «Бумажное платье», выпускавшееся компанией Campbell’s в 1960-е по мотивам работ Уорхола. 

Платье Campbell's, 1960-е

© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts

Следующий камерный зал с приглушенным светом встречает портретами Ленина и серией натюрмортов «Серп и молот». В ближайшем соседстве ищите работы Уорхола из цикла «Мао» с изображением Мао Цзэдуна и шелкографию «Дядя Сэм» — ею открывается зал, повествующий о «Мифах» Америки. За уорхоловскими «Ковбоями и индейцами» расположилась знаменитая серия «Цветы», а также «Космические фрукты». В поддержку пасторальной темы эта часть выставки оформлена обоями с «Коровами», дизайн которых Уорхол разработал сам. Чуть дальше предстоит увидеть серию «Вымирающие виды», героями которой стали редкие животные, в том числе амурский тигр, и одну из последних работ художника — «Везувий» 1985 года.

Энди Уорхол. «Вымирающие виды», 1983

© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts

Энди Уорхол. «Цветы», 1964

© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts

В противоположном крыле экспозиции, кроме «Черепа», «Электрического стула» и работ, посвященных убийству Джона Кеннеди, можно найти секцию, исследующую квир-образы — где и сам Энди предстает на снимках в обличье трех звезд поп-культуры. А кроме того, разноцветный «Камуфляж». Привезли в Москву и «Десять портретов евреев ХХ века» и серию «Марта Грэм» — Уорхол восхищался танцовщицей долгие годы. Не пропустите и «Портрет артистов из «Десяти от Лео Кастелли» — это сто шелкографий на полистирольных коробках.

Как и было обещано ранее, не обошлось без «Фабрики» и «Студии 54». Чтобы передать атмосферу этих мест, организаторы заказали у Фонда Энди Уорхола реплику инсталляции «Серебряные облака» и постарались частично воссоздать мебель и элементы интерьера оттуда. Пройдя через зал с «Облаками» — и видом на Крымский Вал — и рассмотрев обложки журналов Interview и музыкальных пластинок (не только The Velvet Underground), завершите осмотр выставки фильмом «Эмпайр» хотя бы на несколько минут. 

Обложка журнала Interview

© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts

Выставка «Я, Энди Уорхол» продлится до 10 января 2021 года. Не упустите возможность сравнить поп-арт с синхронным ему по времени искусством времен застоя, до 11 октября представленным на выставке Новой Третьяковки «Ненавсегда. 1968-1985».

Энди Уорхол. «Автопортрет», 1986

© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts