Дебютантки «Кинотавра» — о своих фильмах, русских дизайнерах, честности с собой и зрителями

Лана Влади, Ксения Зуева и Анастасия Пальчикова рассказали Vogue про свои работы
Лана Влади 2020
Vogue Россия, ноябрь 2020. Фото: Евгений Кузнецов. Стиль: Анастасия Митина. Ассистенты фотографа: Александр Бычков, Михаил Уваров. Ассистент стилиста: Полина Соловьева. Продюсер: Алина Куманцова. Ассистенты продюсера: Анастасия Певунова, Данил Белобрага. На Лане: хлопковая рубашка, Chloé; серьги из белого золота с брилли­антами, Mercury.Vogue Россия, ноябрь 2020. Фото: Евгений Кузнецов. Стиль: Анастасия Митина. Ассистенты фотографа: Александр Бычков, Михаил Уваров. Ассистент стилиста: Полина Соловьева. Продюсер: Алина Куманцова. Ассистенты продюсера: Анастасия Певунова, Данил Белобрага. На Лане: хлопковая рубашка, Chloé; серьги из белого золота с брилли­антами, Mercury.

Женщин-режиссеров с каждым годом все больше. Дебютантки «Кинотавра» — о своих фильмах, русских дизайнерах и честности с собой и зрителями.

Лана Влади

В сером-сером городе, где дым от фабрик стелется даже по тюремной камере, новенькая следовательница допрашивает женщину без кровинки в лице. Почему убила мужа? Мертвые хотели его забрать.

Короткометражка «Сера» по одноименному рассказу Дмитрия Глуховского стала победителем «Кинотавра», а ее создательница Лана Влади в красном свитере и голубых джинсах сидит передо мной такая же «розовенькая и свеженькая», как героиня фильма. В ней столько нездешнего солнца, что без слов понятно, что она откуда-то с юга Европы. Ну и статья в «Википедии» на итальянском подтверждает догадки. Русской версии пока нет, но будет.

Лана Влади — сокращение от Светлана Владимировна — родилась в Питере, в шесть лет уехала с семьей в Тоскану. В тринадцать посмотрела черно-белый фильм про Коко Шанель, захотела стать стилистом, а попала в школу кройки и шитья под Флоренцией. «Итальянские швеи проходили там повышение квалификации, так что средний возраст учащихся был 65 лет, — смеется Лана. — И тут я! Ездила в Прато, где закупают ткани лучшие Дома моды, шила коллекции. До 17 лет ходила только в своих вещах». Тогда же стала моделью, работала в Париже, Нью-Йорке и Токио. Вела телепередачу. Мечтала о кино. Снялась в короткометражке. Но мама сказала, что надо получить профессию, которая обеспечит хлеб насущный, и Лана, восприняв ее слова буквально, поступила в Турине в Университет гастрономии. «Там изучают все — от истории до химии. А еще мы ездили по миру. В Марокко жили с женщинами, которые собирают соль. Горы, речка, ослик, ведра. И так каждый день. Они не помнят, сколько им лет. Или не хотят помнить, потому что их жизнь течет иначе».

Став бакалавром, поступила в Рим на актрису. Сначала играла иммигранток: «Пришлось учить русский акцент». Добилась того, что теперь ей дают роли итальянок — недавно в «Гараже» показывали «Мартина Идена» с участием Ланы. Сняла две короткометражки в Риме — но «Сера» особенная. «Было важно доказать себе, что и на родине я могу снимать. Тем более что в планах большая история про детство и Россию».

Ксения Зуева 

«Это история любви, которая столкнулась с реальностью взрослого мира», — говорит режиссер Ксения Зуева о своей драме «Вмешательство» про девушку с полным набором отягчающих жизнь обстоятельств — от пятиэтажки и сиротства до парня-абьюзера, — которая влюбляется в спасшего ей жизнь кардиохирурга. «В фильме случилось расщепление моей личности на каждого из персонажей, — говорит режиссер. — Но большая часть меня отразилась в героине — она подлинная и честная». Главную роль сыграла Аня Чиповская, у которой на «Кинотавре» (прошедшем при поддержке ювелирного бренда Mercury) случился бенефис.

У Ксении, впрочем, премьер было не меньше. Помимо режиссерской работы (уже второй, в 2017 году вышла семейная драма «Близкие») еще две актерские: в комедии «Хандра» и в «Конференции» Ивана Твердовского про бывших заложников «Норд-Оста», где Ксения на разрыв сыграла дочь главной героини. «Мы с Иваном работали над образом человека c сильной психологической травмой. Невроз, склонность к алкоголю, сутулость, спазмированная мимика, взвинченность — ее отличительные черты», — говорит 30-летняя москвичка в черном бомбере с закатанными до локтей рукавами, обнажающими татуировки на запястьях, в узких джинсах и высоких ботинках, которая в начале интервью выбирает стул подальше и повыше, но к концу расслабляется и пересаживается на диван.

«Быть в контакте с собой — мой смысл жизни с тех пор, как я разрешила себе стать режиссером, — говорит Зуева. — Я в детстве все время слушала аудиокниги и рисовала комиксы про то, что слышу. Но тогда я не знала, что в 17 лет можно пойти на режиссуру и рассказывать о первой любви или отношениях с родителями, как это делает Ксавье Долан. Дело в том, что возраст для режиссера не важен. Если ты можешь передать, как лампочка мигала в подъезде, когда парень говорил тебе, что он тебя больше не любит, если можешь сделать зрителю так же больно, как было тебе, значит ты художник. Но я тогда об этом не догадывалась, поэтому пошла в Щуку на актерский».

Выросшая в Лефортово конца 1990-х, Ксения в институте играла тургеневских девушек и понимала, что все не то. На третьем курсе впервые поставила самостоятельный отрывок как режиссер. А потом начала писать сценарий «Близких» — драмы о несчастливой семье, живущей в хрущевке, и бабушке, чье исчезновение заставляет потомков посмотреть друг на друга новыми глазами.

Дальше были Высшие курсы сценаристов и режиссеров и ощущение, что ты на своем месте. О чем мечтает? Показать свою картину в Каннах. «Не ради тщеславия или красной дорожки, я не очень светский и тусовочный человек, хотя Леша Киселев и Маруся Фомина — мои друзья, обожаю их Kisa Bar. А как возможность побыть с единомышленниками».

Vogue Россия, ноябрь 2020. Фото: Евгений Кузнецов. Стиль: Анастасия Митина. На Ксении: кожаное пальто, Hermès; серьги из белого золота с бриллиантами, Mercury.

Анастасия Пальчикова

Режиссура подарила мне лучшую версию себя, — смеется автор фильма «Маша» Анастасия Пальчикова, получившая на «Кинотавре» приз за лучший дебют. — Минуя все духовные практики и рефлексии, ты вдруг становишься сверхчеловеком. Жаль только, что замечательная Настя Пальчикова — собранная, суперответственная, слушающая себя и других, круто действующая в сложных ситуациях — так и осталась на съемочной площадке. Но я надеюсь снова с ней встретиться».

Прежде чем стать режиссером, Настя писала сценарии, в том числе к фильму Валерия Тодоровского «Большой», и записывала в Лондоне второй инди-поп-альбом под ником Gg. Историю про девочку Машу, рыжеволосую, озорную, мечтающую стать певицей и старающуюся не слышать выстрелов (на заднем плане дядю Маши все зовут просто Крестный), Пальчикова тоже сочиняла не для себя. Но решилась снимать сама. Уж больно они с героиней похожи.

«Я обещала маме не раскрывать подробностей, — говорит она. — Но общего с моим саратовским детством в фильме много. Вообще, 13 лет — лучший возраст, чтобы пережить 1990-е. Ты впервые целуешься с мальчиком, сбегаешь из дома, тебе весело, не то что твоей маме, которая работает уборщицей, чтобы прокормить семью. А потом ты приезжаешь в Москву, слышишь разговоры про то, что тогда появилась свобода слова и зарождалось гражданское общество. В общем, все сложно, и я жду, когда про 1990-е начнут говорить те, кто тогда не жил, но впитал в себя воспоминания, мнения и все это осмыслил».

У Пальчиковой теперь задача другая — сломать стереотип о том, что «можно знать и любить Демну Гвасалию, накладывать патчи под глаза и снимать серьезное кино. Зачем бороться за равноправие, а потом стараться быть как мужик? Мне очень интересно, какими будут мои будущие дети, выросшие в многополярном мире. Но пока мы, женщины, учимся брать ответственность на себя. Не только за семью, а за все. Надо уметь выйти и сказать: «Это мое кино. И я отвечаю в нем за каждый кадр». Дальше идет «Это моя страна»? Я — за».

Vogue Россия, ноябрь 2020. Фото: Евгений Кузнецов. Стиль: Анастасия Митина. На Анастасии: хлопковая рубашка, Louis Vuitton; хлопковый галстук, Prada; серьги из белого золота с бриллиантами, Mercury.

Напоминаем, что вы можете скачать новый номер и всегда иметь его под рукой — для IOS и для Android.