Sotheby’s создал собственную «метавселенную», Эрмитаж запустил токены «Черного квадрата» и других шедевров, а коллекция Collezione Genesi из девяти NFT-токенов от Dolce & Gabbana «улетела» за 5,7 миллиона долларов — сразу четыре лота для своей жены, которая любит кутюр, купил крупнейший NFT-коллекционер под ником Pranksy. Токены становятся инструментом сбора средств: благотворительные NFT-коллекции выпустили adidas, фонд защиты животных WWF и бренд Rebecca Minkoff, распродав 400 диджитал-вещей за 10 минут и отдав вырученные деньги основанным женщинами брендам, которые пострадали в пандемию. Блокчейн притягивает самые неожиданные корпорации. Visa запускают программу поддержки криптохудожников, телеканал Fox — собственную коллекцию медиамаппетов, китайский McDonalds — юбилейную серию из 188 NFT, а создатели криптовалюты Shiba Inu — NFT-комиксы. За последние месяцы стало очевидно: время, когда к NFT-искусству можно было относиться настороженно и не воспринимать его всерьез, прошло. Раньше инсайдеры арт-мира вежливо и отстраненно называли его «очередным медиа», но объемы продаж и темпы развития тренда на медиаискусство говорят о том, что NFT как минимум пора понять и принять, как максимум — полюбить.

Чтобы разобраться в виртуальном искусстве от азов до тонкостей, Vogue поговорил с Анной Буали, куратором отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина, автором программы «Новые медиа в современном искусстве» Московской школы современного искусства.
Что такое блокчейн и NFT?
Блокчейн — это открытая, не имеющая единого центра виртуальная система, условно огромный список записей, которые связаны и защищены криптографически. Информация, фрагментарно существующая таким образом на миллионах компьютеров, как в цепочках ДНК, не может быть взломана или изменена.
Блокчейн появился еще в 2009 году и был обещанием прозрачности данных, которой катастрофически не хватает мировому арт-рынку. Можно сказать, что он стал для 2010-х годов тем, чем был интернет в 1993-м, — пространством свободы.
Есть более широкий термин «медиаискусство» — под ним понимают работы, созданные не только в сети, но и с помощью аналоговых инструментов — света, звука, экспериментальных форм кинематографа. Видео-арт — это одна из форм медиаискусства, которая тотально завоевала выставочные пространства: вы можете помнить большой персональный проект Билла Виолы в Пушкинском музее, на который было невозможно купить билеты.
Произведения, созданные в сети и для сети, правильно называть цифровым или диджитал-искусством, ведь интернет становится естественной средой обитания художника и зрителя. В этой новой среде уникальные объекты потребовали создания сертификатов подлинности NFT — уникальных записей, которые хранят информацию об объекте и его рыночной истории.