Афиша

Каким был стиль Марии Федоровны, жены Александра III — и чем велик вклад этого императора в русскую культуру

Рассказываем о жизни монаршей четы, особенностях гардероба и о новой выставке в Историческом музее, которая открылась на этой неделе
Мария Федоровна и ее гардероб а также Александр III в новом свете на выставке в Историческом музее
С. Л. Левицкий. Александр III и Мария Федоровна, 1880-е гг. © Государственный исторический музей

«Все, что прославило Россию, началось при Александре III: и литература, и живопись, и музыка, и балет. Для русской культуры он был, может быть, вообще лучшим из русских монархов». Этими словами Сергея Дягилева Государственный исторический музей открывает одну из секций новой выставки, посвященной 175-летию со дня рождения императора Александра III. Кстати, музей был основан в 1872 году при Александре II именно по его инициативе.

Выставка «Александр III Миротворец»

Государственный исторический музей

За свои достижения в дипломатии Александр III получил имя Миротворец — все 13 лет его правления (с 1881 по 1894 год) Россия не участвовала в войнах. С 14 октября и до 28 февраля 2021 года в Историческом музее предлагают переосмыслить образ императора, приоткрывая многие стороны его жизни, за пределами политики. 

Среди прочего, Александр III был страстным коллекционером — отдельный зал выставки отведен личному собранию императора и подносимым ему дарам. Порой государь приобретал работы даже тех художников, чьи взгляды не разделял, но считал прогрессивными. «Русская художественная школа была для него очень важна, — рассказывает архитектор выставки Юлия Наполова. — Она активно развивалась в то время во многом благодаря тому, что это искусство начал покупать сам правитель. Александр III помог нам понять ценность и самобытность русской культуры». Но больше всего монарха, в юности изучавшего геологию, привлекали редкие камни, а также фарфор из Дании — родной страны его супруги Марии Федоровны. Она разделяла интересы мужа, но этим, в отличие от многих жен императоров, себя не ограничивала. 

Выставка «Александр III Миротворец»

Государственный исторический музей

Мария Федоровна принимала активное участие во всех делах, которые ее касались, — и это в значительной степени определяло ее стиль. Как менялись образы императрицы, можно проследить по портретам и семейным фотографиям Романовых, представленным на выставке. Одно оставалось неизменным — главной статьей расходов были платья: обычный наряд супруги Александра III мог равняться по стоимости годовому жалованию офицера армии. «Свои туалеты Мария Федоровна любила заказывать Чарльзу Фредерику Уорту, именитому кутюрье, одевавшему европейских принцесс и аристократок», — отмечает Юлия.

Й. Петерсен. Портрет принцессы Дагмар Датской, будущей императрицы Марии Федоровны, 1864 г.

Государственный исторический музей

«Поступает телеграмма от российской императрицы: «Пришлите мне обеденное платье». И все, — говорил в одном из своих интервью Уорт. — Однако это вовсе не означает, что императрице все равно, какой на ней будет наряд. Напротив. Все ее платья — верх элегантности. Дело в том, что она полагается на наш вкус более, чем на свой собственный». Чаще всего одно такое «платье» представляло собой комплект из двух юбок, нижней и верхней, и двух-трех корсажей, менявшихся по случаю. С длинными рукавами и воротником-стойкой — для повседневной носки, с открытым верхом, как на портрете Маковского, вошедшем в экспозицию, — для вечерних выходов.

К. И. Бергамаско. Портрет императрицы Марии Федоровны в костюме для Русского бала, 1883 г.

Государственный исторический музей

«Танцевать на балах Мария Федоровна очень любила. Еще до принятия титула императрицы иногда она инкогнито сбегала на вечерние приемы под присмотром брата Александра III, великого князя Владимира», — рассказывает Юлия Наполова. Одним из главных торжеств, которые Мария Федоровна посетила официально, стал состоявшийся в 1883-м Русский бал — его давал сам князь Владимир в преддверии коронации нового императора. Это торжество стало прообразом известного маскарада к 290-летию дома Романовых 1903 года. Установленный дресс-код первого Русского бала обязал всех гостей явиться в образах допетровской эпохи — их реплики готовили на протяжении долгого времени, с большим вниманием к деталям. Например, ферязь из золотой парчи Марии Федоровны — для костюма царицы XVII столетия — специально расшивали редкими драгоценными камнями из Алмазного фонда Зимнего дворца.

В собственных украшениях императрица тоже отдавала предпочтение отечественным ювелирным Домам — «Фаберже», «Болин», «Сазиков». Часто украшения ей дарил супруг, адепт всего русского как в политике, так и в жизни. Подчеркивая это увлечение императорской четы, куратор выставки Наталья Каргаполова рядом с фотографиями гостей Русского бала включила в экспозицию украшения современной ювелирной марки Axenoff, созданные по мотивам этого торжества специально для нового проекта музея. 

Выставка «Александр III Миротворец» открыта в Государственном историческом музее с 14 октября до 28 февраля 2021 года.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.