«Кинотавр» 2021: все, что нужно знать о фестивале

Прыжок к свободе, двойная жизнь, незваный гость и другие темы «Кинотавра»
2021
Кадр из фильма «Общага»

Сегодня вечером в Сочи стартует кинофестиваль «Кинотавр». На открытии покажут документальный фильм киноведа Петра Шепотинника «Нас других не будет» об Алексее Балабанове и Сергее Бодрове-младшем. Отдав дань кумирам прошлого, главный смотр нашего кино займется поиском новых пророков в своем отечестве. Чтобы понять, о чем будущие пророки говорят сейчас, Vogue изучил основные темы конкурсных и самых главных внеконкурсных фильмов.  

Фестиваль в Сочи, где, хоть и дождливое, но все-таки продолжается лето, завершает невероятно успешный для российского кино сезон. Четыре премьеры (и два приза) в Каннах, две ленты (и две награды) в Локарно, два фильма в Венеции — и практически все они теперь едут на берег Черного моря. И практически все говорят о побеге. Название работы Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал» — где герой Юры Борисова сначала скрывается от ареста, а потом пытается добыть себе путевку в рай — говорит само за себя. В финско-эстонско-российском «Купе номер 6», который покажут вне конкурса, финская студентка, сбегая от любви, садится в поезд Москва — Мурманск и под стук колес завязывает отношения с русским шахтером в исполнении все того же Юры Борисова. А драма «Разжимая кулаки» ученицы Александра Сокурова Киры Коваленко — ее российской премьерой через неделю закроется фестиваль — рассказывает о попытках осетинской девушки вырваться из железных объятий отца, чтобы самой распоряжаться своим телом и своей судьбой.

Кадр из фильма «Разжимая кулаки»

Тема побега найдет развитие и в других премьерах черноморского смотра. В драме Антона Борматова «Владивосток» герой, случайно убив человека, пускается в бега и, добравшись почти до края света, надеется вырваться из страны, но все идет не по плану. В черной комедии Кирилла Соколова «Оторви и выбрось» вышедшая из тюрьмы героиня надеется начать новую жизнь и стать не только добропорядочной гражданкой, но и хорошей матерью, но за мамой и дочкой гонится разъяренная бабушка в исполнении Анны Михалковой. В «Молоке птицы» дебютанта Евгения Марьяна подросток мечтает сбежать из унылого Приднестровья в солнечную Италию, правда, судьба распоряжается иначе. Рай под Геленджиком ищет молодая пара из фильма Николая Хомерики «Море волнуется раз», но уединения не получается, рядом живут супруги постарше, и параллели между поколениями напрашиваются сами собой. А вот героиня «Дуная», с которого начинает режиссерскую карьеру сценаристка Любовь Мульменко, меняет-таки живущую по графику и разнарядке Москву на хаотично-свободный Белград — или только мечтает об этом?

Кадр из фильма «Владивосток»

Женщин-режиссеров в конкурсе «Кинотавра»  четверо: помимо Мульменко и всегда выступающей в паре с мужем Меркуловой это Наталья Кудряшова и дебютантка Лена Ланских. Фильм Кудряшовой «Герда» получил в Локарно приз молодого жюри и награду за лучшую женскую роль — многообещающий старт 22-летней актрисы Анастасии Красовской. Ее героиня, студентка Герда, днем проводит соцопросы, а по ночам подрабатывает в ночном клубе. Двойной жизнью живет и школьница из драмы Лены Ланских «Ничья»: за ничем не примечательным фасадом, состоящим из школы, танцев и помощи маме в деле сбора ягод, скрывается тайна — у девушки-подростка есть ребенок. 

Кадр из фильма «Ничья»

mtrv4

Тему женской судьбы поднимает и «Медея» Александра Зельдовича с Тинатин Далакишвили в образе бескомпромиссной в любви античной волшебницы и Евгения Цыганова в роли Ясона — оба вроде бы нашли свою уютную гавань в современном Израиле. Вот только легендарный герой чувствует себя вполне комфортно, а его страстной подруге явно тесно в мире роботов-пылесосов, коктейлей и светской болтовни.

Кадр из фильма «Медея»

Режиссер «Портрета незнакомца» Сергей Осипьян, снимая фильм о советской богеме, где незадачливый актер не без помощи выпивающего писателя слишком крепко вживается в роль шпиона, об античности вряд ли задумывался. Но лучшие актеры Мастерской Фоменко — от сестер Кутеповых и Галины Тюниной до Кирилла Пирогова — и сами кажутся персонажами мифа.

Кадр из фильма «Портрет незнакомца»

Представители другого столичного театра — «Современника» — участвуют в конкурсе «Кинотавра» с картиной «День мертвых», первой киноработой театрального режиссера Виктора Рыжакова. В ней герои Александра Паля и Агриппины Стекловой — сын и мать — совершают марш-бросок по могилам предков, а попутно, конечно, выясняют отношения. 

Кадр из фильма «День мертвых»

Человек и система — такую тему поднимают и совершенно по-разному раскрывают два дебютанта: Роман Васьянов в «Общаге» и Евгений Григорьев в «Подельниках». Васьянов, сделавший успешную карьеру как оператор, взялся за экранизацию романа Алексея Иванова «Общага-на-Крови» про уральских студентов, которые на закате советской власти решают экзистенциальный вопрос о том, хорошо ли выносить сор из избы и важнее ли правда благополучия и вообще будущего. Григорьев же отправил молодых супругов — их играют Юра Борисов и Лиза Янковская — в Сибирь, где против убийства одного из деревенских восстает лишь сын жертвы. И вновь прибывшим надо решить, какое место занять в устоявшемся посреди таежной глуши укладе.

Кадр из фильма «Общага»

Привычное течение жизни якутов XIX века в фильме Сергея Мункуева «Нуучча» нарушает незваный гость — подселенный к ним каторжник в исполнении Сергея Гилева. А героиня Ксении Раппопорт в картине Григория Добрыгина «На близком расстоянии» на пике пандемии сама приглашает в дом курьера-мигранта, но, понятное дело, не просто так. И наконец, в фильме Владимира Битокова «Мама, я дома», который покажут вне конкурса, та же Ксения Раппопорт играет мать пропавшего в Сирии солдата, которая отчаянно пытается добиться правды от властей, а потом на пороге появляется парень (Юра Борисов, да-да, это его год), уверяющий, что он и есть ее сын. В современном российском кино выбор невелик: если ты не убегаешь от судьбы, судьба сама стучит в твою дверь. 

Кадр из фильма «Мама, я дома»