Самые противоречивые фильмы в истории Каннского кинофестиваля

От «Таксиста» и «Криминального чтива» до «Меланхолии» и «Необратимости» 
Каннский кинофестиваль самые противоречивые фильмы
Кадр из фильма «Меланхолия»

На протяжении всей своей знаменитой семидесятичетырехлетней истории Каннский кинофестиваль удивлял списком демонстрируемых картин и их неоднозначным сюжетом (порой леденящим душу). Возьмем, к примеру, жестокий триллер Гаспара Ноэ «Необратимость», который заставил многих зрителей фестиваля упасть в обморок в 2002 году. В других же случаях качество или его отсутствие становились причиной скандала, например, когда кинокритик Роджер Эберт объявил «Бурого кролика» худшим фильмом в истории Канн и обменялся оскорблениями с его режиссером Винсентом Галло.

Что происходит за кулисами 74-го Каннского кинофестиваля

Галерея20 Photos
Смотреть галерею

Даже хорошо нам всем знакомые и любимые ленты не смогли избежать пристального внимания и критики во время фестиваля в Каннах. А если режиссер и получает высшую награду — желанную «Золотую пальмовую ветвь» — это вовсе не значит, что во время победной речи его не освистают. У каннской публики существует давняя традиция озвучивать свое мнение о фильме во время титров  — как правило, в форме оваций или же продолжительных насмешек. «В этом есть что-то очень возвышенное, — однажды рассказала агентству Associated Press София Коппола, чью «Марию-Антуанетту» освистали на каннской премьере, — Это часть процесса».

Сегодня состоится церемония закрытия 74-го фестиваля, и по этому случаю мы решили рассказать о самых известных фильмах в истории Канн, которые наделали шума на набережной Круазетт.

«Сладкая жизнь» (1960) 

Когда мастерская сатиры Федерико Феллини прибыла в Канны, вокруг его фильма тут же начались жаркие споры. Однако в родной Италии «Сладкой жизнью» прониклись с первого кадра. Аморальный и жаждущий удовольствий дух картины превратил ее в культурную сенсацию, но заслужил презрение католической церкви — ватиканская газета L'Osservatore Romano осудила фильм в статье, озаглавленной La Schifosa Vita («Отвратительная жизнь»). Особенно церковь оскорбила вступительная часть фильма, где вертолет несет статую Христа над Римом. Правда, вся эта шумиха лишь поспособствовала успеху фильма и сделала его главной темой для разговоров на Каннском фестивале. А Феллини забрал домой желанный главный приз. «Сладкая жизнь» стала кассовым хитом в Америке и получила четыре номинации на «Оскар».

Кадр из фильма «Сладкая жизнь»

Photo: United Archives

«Таксист» (1976)

В 1976-м, через год после того, как во Дворце фестивалей и конгрессов была обнаружена бомба (неудачная попытка террористической группы), перед встревоженной каннской аудиторией состоялась премьера шедевра Мартина Скорсезе. Роберт Де Ниро в «Таксисте» сыграл психически нестабильного ветерана Вьетнама. Фильм мгновенно стал мишенью президента жюри Канн того года Теннесси Уильямса. Он открыто раскритиковал обилие кровопролития. «Зрителю тяжело наблюдать за насилием на экране, — сказал Уильямс журналистам. — Фильмы не должны концентрироваться на ужасных жестокостях». Тем не менее каннское жюри не могло отрицать художественные достоинства фильма, так что картина все-таки получила «Золотую пальмовую ветвь». «Половина аудитории аплодировала стоя, — вспоминает продюсер Майкл Филлипс. — Другая освистывала». Сам Скорсезе пропустил церемонию награждения и улетел обратно в США, узнав, как сильно Уильямсу не понравился фильм.

Кадр из фильма «Таксист»

«Делай, как надо» (1989)

Ленте «Делай, как надо» Спайка Ли многие прогнозировали победу на фестивале 1989 года. Критик Роджер Эберт даже заявил: «Это отличный фильм, просто отличный. Если он не возьмет главный приз, я не вернусь сюда в следующем году». И когда «Пальма» досталась Стивену Содербергу за «Секс, ложь и видео», Ли был ошеломлен. Президент жюри Вим Вендерс якобы счел главного героя «Делай, как надо» «не героичным» и поставил под сомнение его решение бросить мусорное ведро в витрину магазина в конце фильма. «Виму Вендерсу лучше не поворачиваться ко мне задней точкой, — сказал тогда Ли. — Где-то глубоко в недрах моего шкафа хранится бейсбольная бита, на которой выгравировано его имя». Позже Ли заметил, что с его стороны было глупо угрожать Вендерсу, однако «Делай, как надо» заслуживал должного признания.

Кадр из фильма «Делай, как надо»

«Криминальное чтиво» (1994)

Когда «Криминальное чтиво» получило «Золотую пальмовую ветвь», никто не был так удивлен, как Квентин Тарантино. «Я никогда не рассчитываю на победу. Я ведь не снимаю фильмы, которые объединяют людей, — сказал режиссер освистывающей его ленту толпе. — Нет, я снимаю такие, что разделяют людей». Криминальная эпопея Тарантино стала в то время самым обсуждаемым фильмом в Каннах, и как отметили Los Angeles Times, «не обязательно вызывать всеобщее восхищение». Однако поговаривали, что другой участник фестиваля — фильм Кшиштофа Кесьлёвского «Три цвета: Красный» — был гораздо более традиционной картиной, очень понравился критикам и вообще был подготовлен именно для этого фестиваля. После того, как «Криминальное чтиво» было объявлено победителем, одна женщина с балкона даже закричала: «Кесьлёвский! Кесьлёвский!», когда Тарантино вышел на сцену. Режиссер же, как сообщается, ответил ей, показав средний палец, когда принимал приз от Кэтлин Тернер.

Читайте также
14 самых модных фильмов 1990-х

«Основной инстинкт», «Криминальное чтиво», «Бестолковые» и другие ленты, которые станут вашим гидом по моде последнего десятилетия XX века

article image

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

«Автокатастрофа» (1996)

«В Каннах наконец разгорелась шумная полемика», — заявила газета The New York Times об «Автокатастрофе» Дэвида Кроненберга. Фильм повествует о подпольной субкультуре, где людей заводят автомобильные аварии. Тонкая грань между сексом и насилием была встречена бурной смесью свиста и насмешек: американская пресса выразила изрядную долю отвращения, а британские таблоиды были вне себя от ярости. The Evening Standard написали, что в ленте увидели «самые извращенные сцены сексуальных отклонений», а The Daily Mail заявили, что «на «Автокатастрофе» либеральное общество должно подвести черту». Говорят, президент жюри Фрэнсис Форд Коппола якобы презирал фильм и решительно выступал против его борьбы за главный приз. И хотя «Автокатастрофа» в конечном итоге проиграла фильму «Тайны и ложь», жюри учредило специальную награду в честь Кроненберга. «Думаю, что это была попытка обойти негатив Копполы. У жюри была возможность создать свою собственную награду без одобрения президента, — позже сказал режиссер. — Но именно Коппола был так решительно настроен против моего фильма».

Кадр из фильма «Автокатастрофа»

Photo: Courtesy of Getty

«Круглосуточные тусовщики» (2001)

Эта картина рассказывает об отрывающихся 24 часа напролет ребятах в период славных дней музыкальной индустрии Манчестера конца 1970-х. Комедия Майкла Уинтерботтома драматизирует «подвиги» таких групп как Joy Division и Happy Mondays (чей солист печально известен тем, что отравил более 3000 голубей хлебом, который обмакнул в различные стимуляторы: крысиный яд, крэк, кокаин, экстази и так далее). В Каннах молодые актеры устроили сцену с неудачным рекламным трюком: они запаслись телами мертвых птиц, обмазанных фальшивой кровью, и устроили драку прямо в море возле шикарного пляжного ресторана Majestic. Руководство, кстати, дало им на это разрешение, но вмешалось, когда актеры начали бросать голубей в людей. Джоэл и Итан Коэны обедали как раз в этом ресторане и были шокированы выходкой. Охранники пригрозили дебоширам дубинками и быстро выгнали их.

Кадр из фильма «Круглосуточные тусовщики»

«Необратимость» (2002)

Противоречивый триллер Гаспара Ноэ по сей день остается самой известной премьерой в истории Канн. По примерным данным, по меньшей мере 200 зрителей вышли с просмотра, а еще примерно 20 человек нуждались в медицинской помощи. «За 25 лет моей работы я никогда не видел такого на Каннском фестивале, — рассказал BBC представитель пожарной команды. — Сцены в этом фильме невыносимы даже для нас, профессионалов». В главных ролях снялись Венсан Кассель и Моника Беллуччи. История повествует о мести мужчине, который изнасиловал девушку. Она рассказана в обратной, нелинейной структуре, где главная, леденящая душу часть — это девятиминутное изнасилование персонажа Беллуччи (единственная сцена в фильме, где камера остается в фиксированном положении). Даже два десятилетия спустя безжалостная жестокость ленты остается непостижимой. Как и в случае с большинством работ Ноэ, у «Необратимости» есть изрядная доля защитников. Многие зрители согласились с мнением Le Monde, чей критик написал, что «беспричинное насилие в фильме пропорционально его интеллектуальной лени».

Кадр из фильма «Необратимость»

«Бурый кролик» (2003)

В 2003 году «Бурый кролик» стал самым обсуждаемым фильмом в Каннах, но отнюдь не за его художественные достоинства. Буря в СМИ разразилась, когда стало известно, что кульминацией мелодрамы стало то, что Хлое Севиньи совершила настоящий половой акт со своим партнером (в дальнейшем бойфрендом Винсентом Галло). The New York Times сообщали, что первый показ для прессы был примечателен безудержной враждебностью аудитории. «Бурый кролик» был осмеян как вялый тщеславный проект Галло (который, к слову, выступил не только режиссером, но и продюсером, сценаристом и монтажером). В ответ на резкую критику Роджера Эберта Галло сказал Page Six, что он наложил на Эберта заклятие, чтобы вызвать у него рак толстой кишки. «Однажды мне сделали колоноскопию и разрешили посмотреть ее по телевизору, — писал Эберт, — Это было интереснее, чем «Бурый кролик».

Кадр из фильма «Бурый кролик»

«Фаренгейт 9/11» (2004)

На протяжении всей своей истории Каннский кинофестиваль был откровенно равнодушен к документальным фильмам. В 2004-м «Фаренгейт 9/11» взял фестиваль штурмом, а это была всего лишь третья документалка, допущенная к участию. Со стороны администрации Буша разразилась яростная критика, однако премьера фильма Майкла Мура вызвала овацию в 20 минут (одну из самых продолжительных в истории фестиваля). Позже картина получила «Золотую пальмовую ветвь». «Что ты наделал? — язвительно спросил режиссер президента жюри Квентина Тарантино, принимая приз. — Ты сделал это только для того, чтобы подшутить надо мной, не так ли?» После фестиваля «Фаренгейт 9/11» об американской политике притянул к себе внимание публики со всего мира. Фильм был выпущен за несколько месяцев до выборов 2004 года, и Мур прямо заявил, что «надеется на то, что Буша больше не будет в Белом доме».

Кадр из фильма «Фаренгейт 9/11»

«Мария-Антуанетта» (2005)

Взгляд американского режиссера на историю Марии-Антуанетты должен был поляризовать европейскую аудиторию: «Мы всегда знали, что французы защищают свою историю, и это одна из проблем, — сказала тогда София Коппола, недавно получившая «Оскар» за «Трудности перевода» (2003). — Но я хотела представить ленту во Франции». Показывавшая жизнь во времена обреченной французской королевы «Мария-Антуанетта» была встречена в Каннах громогласным Non! The New York Times писали, что после показа раздались свист и лишь толика аплодисментов. Многие критики писали о том, что весь акцент фильма пришелся лишь на роскошные визуальные эффекты, а не на историческую точность, но сама Коппола восприняла выпады спокойно. «Я думаю, любая реакция лучше молчания», — сказала она. 

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

«Антихрист» (2009)

Ларсу фон Триеру не чужды споры. Датский кинорежиссер на протяжении всей своей карьеры имел дело с критикой. Его ругают за женоненавистничество, харассмент на рабочем месте и так далее. Бьорк, например, поклялась никогда больше не сниматься в его картинах после работы в «Танцующей в темноте», а Николь Кидман по-настоящему страдала на съемках «Догвилля». Фон Триер привел зрителей в удручающее настроение с «Антихристом» в 2009 году. Фильм начинается с замедленной сцены смерти ребенка, выпавшего из окна верхнего этажа, а дальше все становится только хуже. Зритель узнает, что время инцидента родители ребенка занимались сексом в душе. После трагедии они уезжают глубоко в лес, где горе и чувство вины начинают сводить их с ума. Шарлотта Генсбур получила в Каннах приз за лучшую женскую роль, а фон Триер — специальную антипремию от жюри, которое объявило «Антихриста» самым женоненавистническим фильмом.

Кадр из фильма «Антихрист»

«Меланхолия» (2011)

После язвительной критики в сторону «Антихриста» поездка фон Триера в Канны в 2011 году казалась решением сомнительным. Но «Меланхолия», которая рассказывает о невесте в первую брачную ночь, принесла ему и его главной звезде Кирстен Данст лучшие отзывы. Однако фон Триер сам потопил фильм еще до того, как фестиваль завершился. Во время пресс-конференции с Данст датского режиссера спросили о его отношении к немецкому наследию. «Что я могу сказать? Я понимаю Гитлера, — заявил он. — Думаю, конечно, он совершал неправильные поступки, но я вижу, как в конце он сидит в своем бункере». В какой-то момент Данст пыталась уговорить фон Триера не рыть яму еще больше, на что он ответил: «Ну, брось, я не за Вторую мировую войну и я не против евреев. Как я могу уйти от этого предложения... ладно, я нацист!» Совет немедленно объявил фон Триера персоной нон грата, временно запретив ему участвовать в фестивале, а Данст получила приз за лучшую женскую роль. «Я увлекся, — рассказывал потом фон Триер газете The New York Times. — Чувствовал себя обязанным, что совершенно глупо и непрофессионально, немного развлечь толпу».

Кадр из фильма «Меланхолия»

«Жизнь Адель» (2013)

Эта драма рассказывает о взлетах и падениях бурных отношений между свободолюбивой художницей (Леа Сейду) и девушкой-подростком (Адель Экзаркопулос). Режиссер Абделатиф Кешиш получил в Каннах восторженные отзывы, а множество зрителей особенно отметили 10-минутную сексуальную сцену. Как? Они ушли из зала во время просмотра. Интимные сцены одновременно вызвали похвалу за их эротизм и гнев за мужской взгляд на срежиссированный секс. «Когда камера нависает над раскинувшейся на кровати Адель, это скорее говорит о желаниях режиссера Кешиша, чем о чем-либо другом», — писали The New York Times. В итоге актрисы разделили главный приз — беспрецедентный случай в истории Канн. Однако несколько месяцев спустя, представляя фильм во время кинофестиваля Telluride Film Festival, они рассказали об ужасных условиях на площадке. Сейду утверждала, что съемка сексуальных сцен была унизительной. Обе актрисы заявили, что никогда больше не будут работать с Кешишем, который, в свою очередь, отрицал обвинения в жестоком обращении, называя замечания Сейду клеветой, а ее саму «высокомерным, избалованным ребенком».

Кадр из фильма «Жизнь Адель»

Keaton Bell/Vogue.com