Екатерина Иноземцева работает в «Гараже» с 2014-го, а год назад стала его главным куратором. За ее плечами — экспозиции-блокбастеры Виктора Пивоварова (2016), Такаси Мураками (2017), Марселя Бротарса (2018) и Томаса Деманда (2021). Екатерина рассказала Vogue о новом выставочном сезоне 2022 года, в рамках которого персональные выставки отведены только женщинам-художницам: легенде нон-конформизма Лидии Мастерковой и трем современным авторам — 43-летней немке Анне Имхоф, 40-летней Саодат Исмаиловой из Узбекистана и 36-летней англичанке Хелен Мартен. Пользуясь случаем, обсудили с Екатериной положение женщин-художниц в России и в мире, сходство сегодняшнего дня с эпохой радикального русского авангарда и феминитивы в искусстве.
В ноябре музей современного искусства «Гараж» объявит о начале долгожданной реконструкции исторического павильона «Шестигранник» в Парке Горького. Ксения Соловьева радуется вместе с мотором этого эпохального предприятия Дашей Жуковой

Я бы предпочла говорить о 2022 годе в «Гараже» в более широком смысле. Вопрос не только в том, что все художницы — женщины. Мы продолжаем исследовать возможности обнаружения важных феноменов и фактов в истории искусства, которые из нее выключались в силу стабильных и всем нам понятных конвенций. Нам принципиально важен формат персональных выставок в этом случае, которые позволяют полноценное художественное высказывание: без купюр, «лучших вещей», экземплярной сборки и «магии диалога» с художниками-мужчинами.
По любви, конечно. Любое музейное программирование ведется «заранее», на любой обстоятельный выставочный проект уходит минимум два года. Каждая из выставок современных художниц в этом году в «Гараже» — это более 70 процентов новых работ. Мы давно думали о проекте Анне Имхоф из-за ее способа работы с пространством, сообществом и контекстом: она создает сложные полифонические ситуации, которые включают в себя музыку, человеческое тело, художественные объекты, архитектуру. Я всех призываю не пропустить тот отчаянный и смелый акт, на который решилась художница, взаимодействуя с контекстом и архитектурной ситуацией «Гаража»: представит новые работы и премьеру перформанса, который развернется в Парке Горького.
Лидия Мастеркова (1927–2008) значима как представитель другого времени, которая вернула в советское искусство практики беспредметности начала XX века. В те годы сам факт видимости и признания художниц-женщин — Мастерковой, Риммы Заневской, Надежды Столповской и других — хотя бы узким кругом требовал куда больших усилий. Рафинированные работы режиссера и художницы Саодат Исмаиловой дают точку входа в другое пространство и контекст, она чутко прочерчивает фантомные, символические связи между различными опытами и географиями. Проекты Исмаиловой обращены к истории Узбекистана и являются универсальными посланиями, в которых затрагиваются вопросы коллективной памяти, поиска корней и возрождения космологий. Это будет ее первая персональная выставка в России.
Еще один дебют в России — выставка обладательницы премии Тернера Хелен Мартен, которая после стремительного взлета в середине 2010-х к 2022 году стала как будто менее заметна, но только тем, у кого не хватает терпения проживать с художником время. Для Москвы художница готовит новые работы, в том числе графику, живопись, видео и многосоставные объекты — пространственные ассамбляжи, вписанные в интерьеры бывшего кафе «Времена года». Для Атриума музея Мартен создаст масштабный объект-платформу, который поменяет привычный облик входного пространства «Гаража». В конце 2022 года случится еще одно долгожданное событие — выставка и мировая премьера нового перформанса легендарной 79-летней американской художницы Мередит Монк.
Тут есть два измерения — актуальный процесс и условно историческое, институциональное. В случае с актуальными художественными практиками мы наблюдаем активное присутствие женщин-художниц, которые являются полноправными участницами и регулятор(к)ами процесса. Что касается институциональной истории, то тут все не так равномерно: я бы хотела увидеть, наконец, большие выставки женщин-художниц, сделанные с таким же рвением, как монографические проекты последних лет, например, в Государственной Третьяковской галерее. Сейчас в большой мировой тур отправляется из Берна выставка великой сюрреалистической художницы Мерет Оппенгейм — я надеюсь дожить до похожего уровня репрезентации творчества, например, Ольги Розановой, вне конвенции «амазонок» и «муз».