Дизайн

Почему коллекционный дизайн — горячая тема и как в нем сориентироваться

Объясняет основательница галереи «Тираж 1/1» Ольга Егармина
Почему коллекционный дизайн — важный тренд и как в нем сориентироваться

На Российском антикварном салоне, который в этом году проходит на площадке Гостиного двора с 27 ноября до 1 декабря, впервые появился квартал Art & Design, посвященный новейшему искусству и коллекционному дизайну. В этом секторе представлена в том числе московская галерея «Тираж 1/1», в начале 2019 года открытая коллекционером Ольгой Егарминой. На их стенде акцент сделан на французском модернизме 1960-х: ищите редкие вещи авторства Пьера Жаннере и Шарлотты Перриан, чья ретроспектива проходит в парижском Fondation Louis Vuitton до 24 февраля 2020 года. Этим «Тираж 1/1» не ограничивается: стенд объединяет и современный коллекционный дизайн, и редкие объекты эпохи mid-century, получившие сегодня статус «антиквариата XXI века».

Стенд галереи «Тираж 11» на Российском антикварном салоне

Стенд галереи «Тираж 1/1» на Российском антикварном салоне

NATHALIE GERTZ

Галерея с самого начала была сфокусирована на редких объектах и вещах-уникатах, не подлежащих тиражу — что и обозначено цифрами 1/1 в названии. При этом наряду с объектами коллекционного дизайна «Тираж 1/1» представляет и современное искусство — на инаугуральной выставке, открывшейся в феврале, можно было увидеть, например, работы Юрия Купера, Вакаса Хана, Айдан Салаховой и Джулиана Шаррьера. На сентябрьской ярмарке Cosmoscow «Тираж 1/1» установила рекорд в секции дизайна, где представляла современного дизайнера Валентина Лелльманна. Его огромный объект в виде лестницы из стали и ореха весом 250 килограммов был продан за 50 тысяч евро.

Как разбираться в коллекционном дизайне, который стал мировым трендом и приобретает все большую важность в России, на каких авторов ориентироваться и что сейчас актуально, Ольга Егармина объяснила Vogue по случаю открытия ярмарки.

Ольга Егармина

Ольга Егармина

Когда и с чего вы начали свою коллекцию?

Коллекция началась с искусства, с работ художников-нонконформистов, к которым был огромный интерес в 1990-х. Первые приобретенные вещи — работы Франциско Инфанте, ныне классика ленд-арта и кинетического искусства (чья выставка в конце ноября открылась в МАММ параллельно с ретроспективой Лучо Фонтаны. — Прим. ред.). Коллекция постоянно менялась, но Инфанте до сих пор в ней есть, теперь уже в рамках собрания «Тираж 1/1».

Увлечение дизайном пришло позднее: моим первым приобретением стало кресло Kangaroo Пьера Жаннере, французского модерниста, двоюродного брата Ле Корбюзье и одного из главных строителей легендарного Чандигарха. Сейчас вещи Жаннере занимают особое место в собрании галереи. В их числе и кресла Advocate, спроектированные для здания Верховного суда на Капитолии, и книжный стеллаж, происходящий из Архитектурной школы Чандигарха, где преподавал сам Жаннере.

Ле Корбюзье и Пьер Жаннере. Advocate and Press chairs. Спроектированы для здания Верховного суда в Чандигархе. Около...

Ле Корбюзье и Пьер Жаннере. Advocate and Press chairs. Спроектированы для здания Верховного суда в Чандигархе. Около 1955. Тик, текстиль

В кого из дизайнеров, по вашему мнению, сейчас стоит инвестировать?

Прежде всего не стоит относиться к покупке исключительно как к инвестиции. Вещи должны нравиться, приносить радость, эмоционально отзываться. Что касается коммерческой составляющей, то здесь есть два пути. Первый — вкладывать в авторов музейного уровня, в имена, которые уже вошли в историю дизайна. Наша галерея, например, впервые привезла в Россию работы Шарлотты Перриан, чья грандиозная ретроспектива проходит сейчас в Fondation Louis Vuitton в Париже. Выдающийся дизайнер, одна из первых в мире женщин-архитекторов, соратница Ле Корбюзье, дружившая с самыми знаковыми фигурами художественного авангарда — Пабло Пикассо, Фернаном Леже, Александром Колдером, Исаму Ногучи — она во многом определила образ современной жилой среды. Второй путь — инвестировать в молодых и перспективных авторов. В этом как раз и поможет галерея с ее опытом и пониманием рынка. В числе таких авторов из нашей коллекции — голландский дизайнер Валентин Лелльманн. Его вещи, выполненные вручную в единственном экземпляре, обладают огромным потенциалом.

Валентин Лелльманн. Письменный стол и стул из формованной вручную меди и обугленного дуба. Исполнены в единственном...

Валентин Лелльманн. Письменный стол и стул из формованной вручную меди и обугленного дуба. Исполнены в единственном экземпляре. 2019

Чем еще, кроме французского модернизма, которому, в частности, вы посвящаете свой стенд на Антикварном салоне, увлечены коллекционеры? Спрос на mid-century поутих, но уходит ли этот период из «моды», если так можно выразиться в контексте коллекционного дизайна?

По-прежнему успехом пользуется ар-деко. При этом акцент сместился на более лаконичные и сдержанные предметы. В этом контексте стоит выделить имя дизайнера и краснодеревщика Максима Олда (1901–1991), ученика знаменитого Рульманна. Вещи его авторства имеют на рынке большую перспективу.

Ажиотаж вокруг mid-century заметно утих, но эта тема остается актуальной. И дело здесь не столько в интерьерной моде, которая всегда поверхностна. Мне кажется, причины интереса коренятся в другом: мы живем в мире, переполненном вещами, поставленными на конвейер, окружены цифровыми технологиями. Коллекционная винтажная мебель — это не только редкие объекты, которые сделают интерьер исключительным, это вещи, которые хранят теплоту ручного труда. Они воплощение истории, результат новаторских поисков и творческой мысли той эпохи, когда перед дизайнерами стояла жизненно важная задача создать новую предметную среду и возродить уничтоженный войной быт.

Шарлотта Перриан. Комод для города Кансадо. Около 1960. Красное дерево металл пластик

Шарлотта Перриан. Комод для города Кансадо. Около 1960. Красное дерево, металл, пластик

Где вы находите уникаты для своей галереи, куда отправляетесь в их поисках?

Аукционы, выставки, каталоги, общение с художниками — галеристу всегда нужно держать руку на пульсе. Помимо крупных арт-ярмарок, таких как Art Basel и PAD, есть и менее раскрученные площадки, которые я обязательно посещаю. Особое внимание обращаю на авторов из Бельгии, Франции, Голландии.

Беатрис Серр. Комод Angello 2018.  Бронза золотая эмаль латунь агат яшма сердолик сланец кварц розацит малахит. Исполнен...

Беатрис Серр. Комод Angello, 2018. Бронза, золотая эмаль, латунь, агат, яшма, сердолик, сланец, кварц, розацит, малахит. Исполнен в единственном экземпляре.

Кто из современных коллекционных дизайнеров вам кажется актуальным, особенным?

Я бы выделила имя французского дизайнера Франческо Бальцано. Из мрамора и оникса он создает монументальные, исполненные первобытной красоты, объекты. Мне импонирует его лаконичный стиль, любовь к благородным материалам и простым вневременным формам, которые существуют вне модных тенденций.

Instagram content

Какую вещь вы мечтали бы заполучить в свою коллекцию, если бы могли купить что угодно?

Моя мечта — работы Диего Джакометти. Широкой публике его имя известно меньше, чем имя старшего брата-скульптора, Альберто, но в мире коллекционного дизайна Диего Джакометти — безусловная величина. Он прославился своей скульптурной мебелью и светильниками с миниатюрными, отлитыми в бронзе фигурами людей и животных. Большим поклонником его творчества был Юбер де Живанши. В 2017-м, за год до смерти, он выставил на торги Christie’s свою коллекцию из 21 предмета Диего Джакометти. Стол с кариатидами 1980-х ушел на этом аукционе за рекордные 4,16 миллиона евро при эстимейте в 600–800 тысяч евро.

Instagram content