Кино

Почему важно смотреть «Дорогих товарищей» Андрея Кончаловского, а также другие премьеры о «неудобном прошлом» 

Рассказываем о новом фильме, посвященном расстрелу митинга в Новочеркасске в 1962-м, спектакле «Красный крест» и не только
«Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского и другие премьеры о «неудобном прошлом» которые стоит увидеть
Фото: Саша Гусов

Сегодня в прокат выходит историческая драма Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» о событиях в Новочеркасске 1962 года и расстреле митинга, который советская власть постаралась скрыть. Рассказываем, что важно знать об этой картине и других недавних премьерах, посвященных неудобному прошлому.

«Неудобное прошлое»

Автор — Николай Эппле, издательство НЛО, nlobooks.ru

22 миллиона просмотров у фильма Юрия Дудя «Колыма — родина нашего страха» — свидетельство того, что об истории ГУЛАГа и советских репрессий хотят знать, думать и говорить не только историки и правозащитники, но и аудитория YouTube, молодая, активная, модная, вроде бы страшно далекая от всех этих вопросов. В своей недавно вышедшей книге «Неудобное прошлое» филолог и журналист Николай Эппле подробно и доходчиво объясняет, с чем связан наш интерес к страницам истории, которые государство старается забыть, разбирает примеры работы с прошлым из разных стран и намечает план, куда нам двигаться дальше. 

Любопытно, что коллективную травму автор сравнивает с личной. И если мы все теперь знаем, что свои травмы и страхи надо проговаривать и прорабатывать, иначе они будут раз за разом давать о себе знать и портить нам жизнь, с историей все то же самое. Пытаться зачеркнуть и стереть из памяти бесполезно, нужен честный разговор о случившемся и признание не вины за прошлое (за предков мы не отвечаем), но ответственности, в том числе за будущее. Которое, как мы помним, в наших руках.

Книга «Неудобное прошлое» Николая Эппле

Книга «Неудобное прошлое» Николая Эппле

«Дорогие товарищи!»

Режиссер — Андрей Кончаловский

Строгая коммунистка Людмила Семина (Юлия Высоцкая) требует, чтобы дочка — 18 лет, но по косичкам и платью в цветочек не догадаешься — надела лифчик и зашила дырку на носке, отрезает себе кусок колбасы на бутерброд, не слишком удачно укладывает прическу с оглядкой на портрет кинодивы и отправляется на работу в горком Новочеркасска. Заседание прервет сирена — электровозостроительный завод объявил забастовку: советская власть, гордившаяся тем, что, в отличие от капстран, цены на продукты в СССР только падают, повысила цены на мясо и масло, а руководство фабрики параллельно снизило зарплату рабочим. О колбасе мечтать не приходится. 

Кадр из фильма «Дорогие товарищи»

Кадр из фильма «Дорогие товарищи!»

Саша Гусов

Наутро в город введут войска, и когда митинг докатится до здания горкома, раздадутся выстрелы. Чтобы сохранить трагедию в тайне, город оцепят, площадь с лужами крови заново заасфальтируют, а погибших ночью похоронят в чужих могилах. Среди пропавших окажется и дочка Людмилы. И в процессе поисков светлая идея борьбы за правое дело коммунизма потеряет в голове героини былую монолитность.

Примерно то же самое должно произойти и со зрителем. В черно-белом, снимавшемся в реальном Новочеркасске (кстати, на малой родине Высоцкой, хотя южный говорок актрисе дается, кажется, труднее, чем съемки без макияжа) фильме монохромных оценок — кроме очевидного гуманистического посыла, что насилие — зло, — как раз нет. Как только от общего — партийное руководство, рабочие, КГБ — мы переводим взгляд на частного человека, оказывается, что все разные, сложные, неоднозначные и живые. Надо только сделать так, чтобы винтик перестал быть частью системы.  

Кадр из фильма «Дорогие товарищи»

Кадр из фильма «Дорогие товарищи!»

Саша Гусов

VII Московская международная биеннале молодого искусства

Музей Москвы

«Собственные места/Архивные пространства» — так называется кураторский проект Джулии Морале и Штерре Барентсен, показанный в рамках Основного проекта VII Биеннале молодого искусства и посвященный как раз работе с архивами и памятью. В числе его участников лондонская художница, уроженка Гонконга Бо Чой, которая в работе «Раз/ворачивание В» распаковывает перед камерой присланную мамой коробку с личными артефактами, теми, что и на полку уже не поставишь, и выбросить жалко — такая, наверное, у каждого хранится где-то на шкафу. Но у Чой за куколкой в красном платье и замалеванным плакатом вырастают бомбежки Лондона, разгоны демонстрации и культурная революция в Китае. Плакат в финале видео из коробки переместится на стену.

Кадр из работы «Разворачивание В» Бо Чой

Кадр из работы «Раз/ворачивание В» Бо Чой

А литовская художница Эмилия Шкарнулите следует за своей бабушкой в парк Грутас, где, как и в московском «Музеоне», доживают свой век статуи советских вождей, только там они огромные и стоят среди деревьев. Камера снимает, как ослепшая бабушка, прогуливаясь по привычному маршруту, ощупывает подолы шинелей и бороду Ленина. И есть в этом что-то от наших отношений с историей: всей картины уже не увидеть, остается аккуратно нащупывать детали, а остальное достраивать в голове. 

Кадр из работы «Алдона» Эмилии Шкарнулите

Кадр из работы «Алдона» Эмилии Шкарнулите

«Красный крест»

«Гоголь-центр», режиссер — Семен Серзин

«Бог заметает следы», — говорит героиня Светланы Брагарник о своей болезни Альцгеймера. Старушка рисует мелом крест на двери соседней квартиры, чтобы не потерять дорогу домой, но куда важнее ей не забыть давно прошедшее, а не сиюминутное. Во время войны она работала в МИДе, получала письма от Красного Креста со списками военнопленных и предложениями об обмене, но советская власть отказывалась вступать в переговоры. В одном из списков женщина обнаружила фамилию мужа. А потом совершила поступок, из-за которого мучилась еще полвека.

Сцена из спектакля «Красный крест» Семена Серзина

Сцена из спектакля «Красный крест» Семена Серзина

Ира Полярная

Спектакль по одноименному роману Саши Филиппенко разворачивается на сцене в форме креста — образа настолько многозначного, что подходит любая трактовка и аллюзия, кроме, пожалуй, доктора Айболита. И раскручивание этого клубка ассоциаций продолжается еще долго после этого короткой — полтора часа — постановки.

Сцена из спектакля «Красный крест» Семена Серзина

Сцена из спектакля «Красный крест» Семена Серзина

Ира Полярная

«Конференция»

Режиссер — Иван Твердовский

Монахиня Наталья (Наталья Павленкова) возвращается в Москву, чтобы организовать вечер памяти «Норд-Оста». Снимает зал театрального центра на Дубровке, собирает горстку бывших заложников, запирает двери и предлагает в деталях вспомнить трагедию 2002 года. Последней в зал приходит дочь героини (оглушительная роль Ксении Зуевой), и история про воспоминания оборачивается историей про попытку примирения и умение смотреть правде в глаза. Последнее плохо получается и у героев фильма, и у зрителей, но попытка Ивана Твердовского не становится от этого менее важной.

Кадр из фильма «Конференция» Ивана Твердовского

Кадр из фильма «Конференция» Ивана Твердовского

Кадр из фильма «Конференция» Ивана Твердовского

Кадр из фильма «Конференция» Ивана Твердовского