«Половое воспитание» и «Нормальные люди»: как на самом деле снимают откровенные сцены

Специалист по эротическим сценам в кино Ита О'Брайен рассказала, как их снимают для популярных сериалов
Programme Name Normal People  TX 26042020  Episode na   Picture Shows  Marianne  Connell    Element PicturesEnda Bowe ...
Programme Name: Normal People - TX: 26/04/2020 - Episode: n/a (No. 3) - Picture Shows: Marianne (DAISY EDGAR JONES), Connell (PAUL MESCAL) - (C) Element Pictures/Enda Bowe - Photographer: Enda BoweКадр из сериала «Нормальные люди». BBC/Element Pictures/Hulu

Во втором эпизоде сериала BBC и Hulu «Нормальные люди» — экранизации одноименного романа-бестселлера Салли Руни — есть шестиминутная сцена секса двух главных героев. В ней показано, как Марианна (Дэйзи Эдгар-Джонс) лишается девственности с одноклассником по имени Коннелл (Пол Мескал), с которым крутит тайный роман. Этот невероятно откровенный, пронзительный и эмоциональный момент раскрывает чувствительность персонажей и их страстное желание. Всего этого не было бы без двух талантливых актеров, без режиссеров — Леонарда Абрахамсона и Хетти Макдональд, — а еще без Иты О'Брайен — специалиста по интимным сценам, которая поставила каждый поцелуй и каждое прикосновение — то есть все без исключения взаимодействия сексуального характера в сериале.

О'Брайен больше десяти лет проработала танцовщицей, актрисой, потом стала постановщиком сценического движения. Около шести лет назад она занялась разработкой методических рекомендаций для сцен сексуального характера и эпизодов с обнаженной натурой в кино, на телевидении и в театре. «Я задумалась над тем, как сделать так, чтобы актеры чувствовали себя в безопасности, какие границы необходимо установить, чтобы они могли погрузиться в работу, но при этом не раскиснуть к концу съемочного дня», — говорит она. И добавляет, что ее работа схожа с той, что выполняет координатор каскадеров — нужно оценивать риски, много репетировать, контролировать происходящее на площадке, следить, чтобы у исполнителей был четкий план действий, в рамках которого они могут и поэкспериментировать.

Популярность сериала «Нормальные люди» стремительно растет — в iPlayer BBC он уже набрал больше 16 миллионов просмотров, — а мы тем временем решили встретиться с О'Брайен в Zoom и поговорить о ее методах: о планировании съемок согласно менструальному циклу актрисы, о наблюдении за спариванием животных на рабочих встречах и о том, как такие специалисты, как она, меняют индустрию.

Кадр из сериала «Нормальные люди» 

Enda Bowe
Секс — неотъемлемая часть романа Салли Руни. Как вам удалось перенести это откровение на экран?

Когда я прочла роман, у меня сложилось четкое ощущение, что через интимные эпизоды автор знакомит нас с внутренней психологией персонажей. Марианна и Коннелл прекрасны вместе, но при этом они совсем разные люди. В кругу друзей ведут себя иначе, не так, как друг с другом. Я подумала, если уж переносить это в сериал, то интимные сцены следует сделать по-настоящему интимными, тем более что их много.

В этих эпизодах все-все поставлено заранее? Или у актеров была возможность экспериментировать?

Смотрите, сначала мы внимательно изучаем сценарий и разбиваем его по цветам — ее действия помечаем розовым, его — зеленым, все, что они делают вместе — желтым. Скажем, одна из сцен по сценарию выглядит так: «Она целует его, они погружаются в поцелуй, он проводит рукой по ее телу сверху вниз, она прижимается к нему все сильнее» — мы делим ее на небольшие фрагменты и продумываем каждый, прописываем конкретные движения, но не навязываем их актерам. На репетициях, когда дело доходит до реальных прикосновений, я всегда слежу за тем, чтобы все было прозрачно и по обоюдному согласию. Это привносит определенный градус непринужденности — актеры заведомо знают, что должно происходить, но по ходу дела вольны добавлять в сцену какие-то свои импульсы и поведенческие фишки.

Как ваша работа влияет на происходящее на площадке?

За день до съемок интимной сцены я созваниваюсь с режиссером и актерами, чтобы они могли рассказать мне обо всем, что их беспокоит. Прежде чем выйти на площадку, заглядываю к каждому, говорю привет, спрашиваю, как дела, как самочувствие. Кто-то может быть в полном порядке, а кто-то устал — важно знать о таких вещах заранее. Иногда прошу группу как-то аккуратно выяснить менструальный цикл главной героини и стараюсь организовать работу в соответствии с ним — чтобы он не совпадал со съемочными днями. Общение должно быть максимально открытым. 

Съемки сериала «Нормальные люди» 

Enda Bowe
О чем именно вы говорили с Дэйзи и Полом в процессе подготовки к откровенным сценам?

Актеры всегда хотят выложиться по полной. Они на все склонны отвечать согласием, наша задача — создать такую атмосферу, в которой они будут говорить «да» не потому, что так надо, а потому, что действительно так чувствуют. Ленни Абрахамсон с ними это обсуждал. Все читали роман и знают, что от них требуется, но устраивает ли их это? На нашей первой встрече с Дэйзи и Полом еще в период репетиций я устроила им презентацию нашей методички по работе над откровенными эпизодами. Затем мы прогнали одну из сцен, все это напоминало танец. Когда мы закончили, у ребят появилось осознание, что с ними работает профессионал.

Было ли что-то, от чего ребята наотрез отказывались?

Там есть сцена воссоединения героев после расставания, дело происходит в доме у Марианны в Дублине. Мы прикидывали, какие части тела можно задействовать. Я спрашивала: «А это как? А то?». На одни вопросы мне отвечали «да», на другие «нет». Очень важно чувствовать предел. Отказам мы тоже рады, они позволяют нам работать спокойно, зная, что «да» — это и вправду «да».

Какие интимные сцены оказались самыми сложными в исполнении?

Между Дэйзи и Полом установилась какая-то невероятная связь, так что интереснее всего было снимать, как их персонажи занимаются сексом с другими героями. (Смеется.) Под конец съемочного процесса у ребят сложилось абсолютное взаимопонимание, а вот с кем-то новым приходилось разбирать процесс, как это все вообще должно работать. Не скажу, что было сложно, просто по-другому. 

Кадр из сериала «Нормальные люди» 

Enda Bowe
Марианна, помимо прочего, экспериментирует с БДСМ и доминированием. Как вы работали над этим?

Хетти Макдональд ясно дала нам понять, что речь тут идет о двух взрослых людях, которые изъявили обоюдное желание поиграть со своими фетишами. В сцене присутствует бондаж и определенная доля жестокости, но в какой-то момент игра прекращается. Этим эпизодом Хэтти хотела показать, как Марианна воспринимает себя.

Некоторые интимные сцены очень эротичны. Поможет ли это искоренить предубеждение, что постановка лишает момент химии и спонтанности?

Когда есть структура, актер может импровизировать внутри нее. Надеюсь, теперь людям станет понятнее, чем занимается координатор интимных сцен. Мы просто делаем эти эпизоды лучше.

У вас в послужном списке — «Половое воспитание» Netflix, «Хранители» HBO, сериал «Джентльмен Джек», который BBC и HBO снимали вместе. Как меняются ваши методы в зависимости от проекта?

В первую очередь следует думать о жанре, что это — комедия или драма, во вторую — о стиле. Так, в случае с «Джентльменом Джеком» задача состояла в том, чтобы правильно подать работу сценариста Салли Уэйнрайт и дневники Энн Листер. Когда мы снимали «Половое воспитание», я устроила всей группе вводный тренинг, на котором мы наблюдали за поведением животных во время спаривания. Это инструмент, при помощи которого интимную сцену можно конкретизировать — расписать ее на жесты, характерные для персонажа. Это помогает актеру отстраниться от собственного сексуального опыта, отделяет тело реального человека от тела профессионала.

Кадр из сериала «Половое воспитание»

Правда ли, что движения #MeToo и Time’s Up изменили подход к интимным съемкам в индустрии?

Люди всегда рассуждали о том, что сцены секса снимать непросто, но о каких-то ощутимых изменениях и подумать было нельзя, индустрия поощряла доминантное поведение. Эти движения продемонстрировали всем, что люди больше не могут закрывать глаза на происходящее. Помню, как в 2018-м очередная рабочая встреча в ходе каких-то съемок начиналась с того, что продюсеры вслух зачитали нам кодекс норм своего поведения. Это было мощно! Хотя случались в моей жизни проекты, где никто не желал придерживаться новых стандартов. Один продюсер как-то велел мне связаться с актерами, подготовить бумаги о согласии на обнаженку, а после просто отойти в сторону и ничего не делать. То были непростые времена.

Вы выпустили целое руководство Intimacy on Set с рекомендациями для тех, кто снимает откровенные сцены. Какова вероятность, что скоро его будут использовать во всем мире?

Я презентовала это методическое пособие на одной из встреч Time’s Up UK, его одобрили члены организации Women in Film & Television. Мало-помалу другие органы тоже принялись выпускать свои руководства, в том числе Time’s Up US и Directors UK, в обоих случаях я была консультантом. Сейчас эти правила гуляют по миру, шлифуются, мы, разумеется, хотели бы, чтобы они обрели правовой статус. Это должно стать обязательным требованием — все детали интимных съемок устанавливаются и проговариваются при первом прочтении сценария, и к ним тут же применяются наши рекомендации, прямо как с трюками каскадеров и танцевальными номерами. Если в сценарии присутствуют эпизоды секса, необходимо нанять консультанта по данным вопросам. Нельзя отдавать все на откуп руководителям съемок — процедуру нужно стандартизировать. 

Кадр из сериала «Нормальные люди» 

Сериал «Нормальные люди» уже можно посмотреть на BBC Three и Hulu.