Во втором эпизоде сериала BBC и Hulu «Нормальные люди» — экранизации одноименного романа-бестселлера Салли Руни — есть шестиминутная сцена секса двух главных героев. В ней показано, как Марианна (Дэйзи Эдгар-Джонс) лишается девственности с одноклассником по имени Коннелл (Пол Мескал), с которым крутит тайный роман. Этот невероятно откровенный, пронзительный и эмоциональный момент раскрывает чувствительность персонажей и их страстное желание. Всего этого не было бы без двух талантливых актеров, без режиссеров — Леонарда Абрахамсона и Хетти Макдональд, — а еще без Иты О'Брайен — специалиста по интимным сценам, которая поставила каждый поцелуй и каждое прикосновение — то есть все без исключения взаимодействия сексуального характера в сериале.
О'Брайен больше десяти лет проработала танцовщицей, актрисой, потом стала постановщиком сценического движения. Около шести лет назад она занялась разработкой методических рекомендаций для сцен сексуального характера и эпизодов с обнаженной натурой в кино, на телевидении и в театре. «Я задумалась над тем, как сделать так, чтобы актеры чувствовали себя в безопасности, какие границы необходимо установить, чтобы они могли погрузиться в работу, но при этом не раскиснуть к концу съемочного дня», — говорит она. И добавляет, что ее работа схожа с той, что выполняет координатор каскадеров — нужно оценивать риски, много репетировать, контролировать происходящее на площадке, следить, чтобы у исполнителей был четкий план действий, в рамках которого они могут и поэкспериментировать.
Популярность сериала «Нормальные люди» стремительно растет — в iPlayer BBC он уже набрал больше 16 миллионов просмотров, — а мы тем временем решили встретиться с О'Брайен в Zoom и поговорить о ее методах: о планировании съемок согласно менструальному циклу актрисы, о наблюдении за спариванием животных на рабочих встречах и о том, как такие специалисты, как она, меняют индустрию.
Когда я прочла роман, у меня сложилось четкое ощущение, что через интимные эпизоды автор знакомит нас с внутренней психологией персонажей. Марианна и Коннелл прекрасны вместе, но при этом они совсем разные люди. В кругу друзей ведут себя иначе, не так, как друг с другом. Я подумала, если уж переносить это в сериал, то интимные сцены следует сделать по-настоящему интимными, тем более что их много.
Смотрите, сначала мы внимательно изучаем сценарий и разбиваем его по цветам — ее действия помечаем розовым, его — зеленым, все, что они делают вместе — желтым. Скажем, одна из сцен по сценарию выглядит так: «Она целует его, они погружаются в поцелуй, он проводит рукой по ее телу сверху вниз, она прижимается к нему все сильнее» — мы делим ее на небольшие фрагменты и продумываем каждый, прописываем конкретные движения, но не навязываем их актерам. На репетициях, когда дело доходит до реальных прикосновений, я всегда слежу за тем, чтобы все было прозрачно и по обоюдному согласию. Это привносит определенный градус непринужденности — актеры заведомо знают, что должно происходить, но по ходу дела вольны добавлять в сцену какие-то свои импульсы и поведенческие фишки.
За день до съемок интимной сцены я созваниваюсь с режиссером и актерами, чтобы они могли рассказать мне обо всем, что их беспокоит. Прежде чем выйти на площадку, заглядываю к каждому, говорю привет, спрашиваю, как дела, как самочувствие. Кто-то может быть в полном порядке, а кто-то устал — важно знать о таких вещах заранее. Иногда прошу группу как-то аккуратно выяснить менструальный цикл главной героини и стараюсь организовать работу в соответствии с ним — чтобы он не совпадал со съемочными днями. Общение должно быть максимально открытым.