© Билл Виола. Огненная женщина. 2005. Фото: Кира Перов © Студия Билла Виолы

Искусство

«Путешествие души»: главное о выставке Билла Виолы в Пушкинском музее

Огонь, вода, жизнь, смерть и прочие завораживающие зрелища от классика видео-арта

«Кто мы такие? Зачем мы здесь? И куда мы движемся? Речь не про веру, это универсальные вопросы, которые задает себе в определенный момент каждый человек на Земле. А Билл, можно сказать, посвятил им всю свою творческую жизнь», — говорит Кира Перов, жена и постоянный куратор выставок 70-летнего Билла Виолы, чья масштабная экспозиция «Путешествие души» открывается 2 марта в Пушкинском музее.

В Москву привезли работы последних двадцати лет. В том числе инсталляцию «Мученики», которая экспонируется в соборе Святого Павла в Лондоне — англиканская церковь сочла, что современному прихожанину проще разделить страдания такого же, как он, человека, проходящего испытание четырьмя стихиями. К тому же в формате видео, а не статуи или картины. 

Картинки могут манипулировать, вдохновлять, наставлять, обманывать, а у нас нет ключей, чтобы правильно их интерпретировать

Будет серия, снятая для оперы «Тристан и Изольда» режиссера Питера Селларса (российская премьера прошла в 2008-м в Мариинке). И «Три женщины», похожие на бабушку, маму и внучку, которые по очереди медленно выводят друг друга на свет сквозь поток воды, а затем уводят обратно. Всего 23 видео к шести проектам. «Это будет увлекательное путешествие по творческому миру художника», — обещает Кира.

Вознесение Изольды (Форма света в пространстве после смерти). 2005

© Студия Билла Виолы

Их совместное с Биллом Виолой путешествие началось в 1977 году, когда Кира, отвечавшая в университете La Trobe в Мельбурне за культурную программу, решила устроить выставку видео-арта — нового в тот момент вида искусства. Знакомый посоветовал позвать американца Билла Виолу, а так как папа Билла работал в авиакомпании Pan Am, о билетах можно было не беспокоиться. «Он прилетел, и я влюбилась в его работы. Это было не линейное повествование, а будто погружение в мои сны. К тому же он все время меня смешил. У меня русские родители, я знаю, что значит много работать и мало веселиться, но с Биллом нам все время было весело. Он прилетал в Австралию еще шесть раз, а через год я переехала в Нью-Йорк... У нас было две задачи: создавать проекты и показывать их. Мы много работали, путешествовали, участвовали в выставках, и, наконец, в 1992 году видео Билла впервые представила галерея — сначала в Сиэтле, а затем в Лондоне. Цели были достигнуты».

Кира Перов и Билл Виола в студии в Калифорнии

© Студия Билла Виолы

Во многом стараниями Билла Виолы видео-арт, возникший в конце 1960-х, с появлением первых ручных камер, во-первых, стал признанным видом искусства, а во-вторых, дал ответ на вопрос: на что жить художникам, которые создают не ­картины, а медиаарт? Как вспоминает российский куратор выставки Ольга Шишко, при ее первой попытке привезти Виолу в Москву едва ли не главной строкой в бюджете была аренда оборудования для трансляции работ художника.

Кажется, создатели видео-арта должны быть счастливы, что теперь в мире правят бал движущиеся картинки во главе с YouTube и видеоиграми. Но Кира призывает к осторожности: «Картинки могут манипулировать, вдохновлять, наставлять, обманывать, а у нас нет ключей, чтобы правильно их интерпретировать. Особенно у молодых людей, на которых этот поток обрушивается с самого детства. Искусство, возможно, могло бы помочь, но, опять же, если снабдить его комментарием».

Билл Виола. Хождение по краю. 2012

© Фото: Кира Перов © Студия Билла Виолы

Работы зрелого Билла Виолы — это диалог с классическим искусством с помощью новейших технологий. Жаль, в Москву не приедет его opus magnum — «Нантский триптих» 1992 года, где с одной стороны показаны последние минуты жизни матери Билла, с другой — рождение старшего сына, а посередине — как постоянная у ­Виолы метафора перехода — вода, в которой парит ­человеческое тело.

Но и без «Триптиха» нас ждет завораживающее зрелище, в том числе потому, что видео Виолы — всегда slow motion. Как говорит Кира, «замедлиться — значит растянуть время, шагнуть в другой мир, далекий от повседневности, и посмотреть внимательнее — внутрь себя».

Серия «Мученики». Мученик земли. 2014

© Студия Билла Виолы

Скачайте новый номер Vogue, чтобы всегда иметь его под рукой — для IOS и для Android.