Звездный танцовщик Сергей Полунин и олимпийская чемпионка по фигурному катанию в танцах на льду Елена Ильиных кажутся на редкость гармоничной парой — вместе им хорошо и жить, и работать. Их самый громкий совместный проект, двухактный балет «Распутин» японского режиссера Юки Ойши, после премьеры в Лондоне весной 2019 года наконец едет в Россию. Сергей — в роли Григория Распутина, Елена — в роли очарованной его харизмой императрицы Александры Федоровны. Это большой дебют не только для фигуристки, выступающей наравне с профессиональными танцовщиками, но и для Дома Ulyana Sergeenko. Балетными костюмами там еще не занимались, поэтому привлекли к работе коллег из театрального ателье и технолога из Большого театра. «Ульяна Сергеенко изучала архивные материалы, чтобы через элементы костюма передать черты характера реального исторического персонажа. За время работы было проведено четыре примерки. Больше месяца ручной работы ушло на создание трех изделий с крестецкой строчкой: вышивка украшает рубахи Григория Распутина, цесаревича Алексея, а также перевязь на платье Александры Федоровны», — рассказывают представители бренда. А вот что про «Распутина» говорят исполнители главных ролей.
Сергей Полунин: Мне, когда я познакомился с Еленой.
Елена Ильиных: Еще даже не познакомился! Просто увидел в интернете и написал sms'ку. Мы до этого только несколько недель переписывались.
С.П.: Да? Ничего себе, мы даже не видели друг друга, а я уже предложил. (Смеется.)
Е.И.: Мне твое сообщение тогда показалось очень странным. (Смеется.)
С.П.: Я подумал, что интересно позвать талант из другой сферы в балетно-драматическую постановку, потому что это будет чуть по-другому смотреться, чем если на сцене будем только мы, балетные.
Е.И.: Сергей написал: «Не хотела бы ты принять участие в балете, который я сейчас создаю?» Я ответила: «Ты меня где видел, на роликах в интернете? Это было давно и неправда». Я думала, он посмотрел старые видео на ютьюбе, где я катаюсь. А он: «Надо-надо, соглашайся». Потом мы встретились, было более серьезное предложение, я долго не решалась, но в итоге меня уговорили, и я не пожалела.
Е.И.: Зависит от авантюры! Для меня Сергей всегда был звездой балета, я знала, что он все делает на высоком уровне, а у меня есть страх помешать другим сделать свою работу качественно. Если я уверена, что могу быть полезна, то легче соглашаюсь. А тут я боялась, что постановка от моего участия не выиграет. Но Сергей сказал, что надо пробовать!
С.П.: Я говорил Лене, что чем хуже будет, тем лучше — чтобы убрать страх. Нельзя бояться делать ошибки.
Е.И.: Мы много чего планируем. Даже если это не совместный проект, мы все равно участвуем в нем оба. У Сергея выходит фильм, книга, номер — я стараюсь подсказать и чем-то помочь. У меня условный «Ледниковый период», где Сергей не участвует, но я прошу у него совета. Мы всегда присутствуем в жизни и творчестве друг друга. Но если будет что-то, где мы почувствуем, что будем хорошо дополнять друг друга, то почему бы и не попробовать?
Е.И.: Да, это очень помогает, когда он рядом и я ощущаю его энергию. Я с ним чувствую контакт больше, чем с кем-либо. Мне важно, когда я танцую соло, чтобы он посмотрел и прокомментировал, он очень хорошо все видит. Рядом с ним я чувствую себя защищенной, потому что знаю, что он поможет и поддержит.
С.П.: Совершенно точно да. Лена наполнена энергией, ее харизма чувствуется на сцене. Это стало изюминкой шоу. Но я и не сомневался, что все сработает. Отзывы первых зрителей тоже были хорошими. Многие даже спрашивали: «Откуда вы знали?»
С.П.: У Распутина черты характера ярко выраженные, но очень человеческие. Даже его манипуляции — это человеческий прием. Манипулируют и дети, и взрослые. У него, правда, выходило очень масштабно. Могу ли я сравнить какие-то его качества со своими? Конечно, ведь все они человеческие. Он тоже любил погулять и обладал энергетическим даром. У каждого артиста он должен быть, чтобы привлекать и удерживать внимание зрителя. В Распутине было и плохое, и хорошее — как и во всех нас.
Е.И.: У Александры Федоровны мне понятнее всего материнские чувства, потому что я всегда хотела семью и сама недавно стала мамой. Я играла не просто правительницу страны, но еще и женщину, которая несет ответственность за своих родных. Ты переживаешь за мужа, ты помогаешь своему ребенку, ты благодарна тому, кто его спасает — это все мне очень близко. Параллельно кто-то распускает о тебе сплетни — это к ответу Сережи, через дурные слухи проходят все публичные люди. Но в первую очередь Александра Федоровна для меня — женщина, мать, жена. Эти роли ей, наверное, даются тяжелее остальных, потому что у нее очень высокий статус и нельзя показывать слабость. Получилась жизненная история, которая цепляет и которую мне было очень легко эмоционально передать.
Е.И.: Нет, это только Ульяна. Идея платья для Александры Федоровны у нее родилась сразу, и нам тут же показали эскизы. Это было что-то необыкновенное — я подумала, что в таком костюме точно буду императрицей. Но под платье нужны были специальные балетные трусы. Это единственный технический момент, когда мы подсказали, как лучше. Мне кажется, high fashion костюмы очень украсили балет, а сам факт сотрудничества Сергея с брендом такого уровня поднял уровень интереса к постановке.
С.П.: Но главное — это качество! Ulyana Sergeenko — это не просто имя. Гнаться за брендами ради брендов мне не нравится. У Сергеенко действительно талант, и ее участие в «Распутине» — большой плюс для нас. Это и качественнее, и современнее, и красивее, чем обычные танцевальные костюмы. Пришлось подсказать, как сделать так, чтобы штаны не слетали во время движения, но это мелочи.
С.П.: Я пришел к Сергеенко. Она делала платье для благотворительного вечера Натальи Водяновой в Катаре, а я там танцевал. Так мы познакомились. Нам было важно сделать предпремьеру в России и привлечь русского человека делать костюмы. И композитор у нас русский — Кирилл Рихтер. Вообще весь состав, кроме постановщицы Юки (Ойши — Прим. Vogue) и Йохана (Кобборга, танцует партию Феликса Юсупова. — Прим. Vogue), наш. Но у Юки русская душа, а Йохан любит Россию и постоянно тут.
E.И.: Я хотела скатать или станцевать Sia, потому что мне всегда нравился ее магический голос. Меня очень трогает ее музыка. Вопрос был только с правами, потому что они принадлежат даже не самому артисту, а компании. Но мой агент написал в Warner Music, рассказал им про нашу идею — без деталей, просто что Сергей хочет быть продюсером и режиссером, а я буду в кадре — и они согласились. Нам предложили права на две песни на выбор, а дальше уже все закрутилось, и вот видео на YouTube-канале Sia.
С.П.: Специально не планирую, но если жизнь подведет к этому, то с удовольствием. Тут просто так все совпало.
Е.И.: Со своей стороны могу сказать, что Сергей мне кажется очень талантливым режиссером. Я умею наблюдать и критиковать, но Сергей работал так, что я думала: «Вау!» Он контролировал весь процесс — а это постановка, локации, макияж, прическа. Те качества, которые он показал во время продакшена и постпродакшена, говорят о том, что у него талант. Я бы очень хотела, чтобы он еще не раз проявил себя как режиссер и продюсер.
С.П.: Границ нет. Чем захочет, тем и будет заниматься. Ему полтора года, и он уже сейчас делает только то, что хочет — и это очень здорово видеть. Мы будем ему показывать максимально разные варианты, но выбор останется за ним.
Фотограф: Антон Гребенцов. Стиль: Анастасия Митина. Прическа и макияж: Ксения Ярмак. Ассистент фотографа: Павел Радченко/BOLD MOSCOW. Ассистенты стилиста: Полина Соловьева, Анна Мелкозерова. Продюсер: Данил Белобрага. Ассистент продюсера: Анастасия Певунова.